Совместное письмо НАУФОР и НФА с предложениями к законопроекту № 618877-7, 27 июня 2019, №558

28.06.2019

Председателю Комитета Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
по финансовому рынку

А.Г. Аксакову



Уважаемый Анатолий Геннадиевич!



Саморегулируемые организации Национальная ассоциация участников фондового рынка и Национальная финансовая ассоциация выражают Вам признательность за возможность высказать предложения по проекту федерального закона № 618877-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - законопроект).

В дополнение к ранее представленным замечаниям (совместное письмо НАУФОР и СРО НФА от 31.01.2019 № 69) и с учетом обсуждений, состоявших впоследствии, просим учесть следующие замечания и предложения по законопроекту при подготовке его ко второму чтению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

1. Предлагается исключить нормы законопроекта, устанавливающие обязанность понизить категорию клиента в случае, если по прошествии времени он перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым к соответствующей категории инвестора. Следует также исключить контроль за соответствием клиента таким критериям. Все предложенные критерии имеют значение для первоначальной оценки клиента, и не должны иметь значение впоследствии, особенно те, которые связаны с активами и операциями клиента (совершение установленного числа сделок на определенную сумму в течение периода). Понижение категории клиента - физического лица может существенно нарушать инвестиционные цели клиента и приводить к непредвиденным убыткам. В частности, любое понижение категории инвестора с простого неквалифицированного инвестора до особо защищаемого будет приводить к потенциально негативным последствиям для клиента во всех случаях, когда на момент такого понижения у клиента есть открытые позиции в производных финансовых инструментах или непокрытые позиции по каким-либо ценным бумагам. Понижение категории клиента - физического лица должно осуществляться только на основании его заявления.

2. Предлагается снизить величину активов физического лица, позволяющих отнести его к категории простых неквалифицированных инвесторов, до 160 тыс. рублей. В соответствии с проведенной оценкой, на этом уровне происходит изменение поведения инвесторов, позволяющее предоставить инвесторам доступ к инструментам и операциям, предусмотренным для простых неквалифицированных клиентов.

Вместе с тем предлагается исключить из законопроекта норму, предоставляющую право особо защищаемым неквалифицированным инвесторам совершать любые сделки на сумму 50 тыс. рублей в год. Данная норма будет провоцировать инвесторов к излишне рискованному поведению, к тому же она крайне сложна в администрировании.

3. Предлагается исключить ограничения в отношении круга финансовых инструментов как для доверительных управляющих, так и инвестиционных советников.

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» и нормативные акты Банка России устанавливают обязанность управляющего и инвестиционного советника осуществлять инвестиционное профилирование клиента, действовать в его интересах и в соответствии с его инвестиционным профилем. В этой связи представляется необоснованной позиция, согласно которой управляющий и инвестиционный советник, обладающий необходимыми компетенциями и соответствующий требованиям регулятора, должен ориентироваться дополнительно на категорию инвестора, которая, исходя из положения законопроекта, характеризует уровень квалификации самого инвестора (клиента управляющего и инвестиционного советника). Таким образом, полагаем, что некомпетентность клиента компенсируется профессионализмом управляющего и инвестиционного советника в случае, если такой клиент воспользовался их услугами.

Считаем, что брокеры должны иметь право исполнять поручение на основании индивидуальной инвестиционной рекомендации в отношении любых финансовых инструментов, независимо от категории клиента.

4. Требует дополнительной проработки перечень доступных для особо защищаемых неквалифицированных инвесторов финансовых инструментов. Полагаем целесообразным рассмотреть иные классификации ценных бумаг, в том числе иностранных ценных бумаг, которые позволили бы выделить группы ценных бумаг, обладающими наименьшим риском, наибольшей ликвидностью и т. д. (возможные критерии, например: ставка риска, принятие бумаг в качестве обеспечения клиринговыми организациями и иные).

Также предлагаем сохранить возможность особо защищаемых неквалифицированных инвесторов совершать не только сделки купли-продажи, но и иные виды сделок с ценными бумагами (репо, залог, обмен и другие).

5. Предлагается также проработать вопрос о предоставлении особо защищаемым неквалифицированным инвесторам права на совершение операций с инструментами, не входящими в перечень, установленный законопроектом, по итогам прохождения тестирования, проводимого брокером, так же, как и простым неквалифицированным инвесторам. Такое тестирование должно соответствовать стандартам саморегулируемой организации. Это позволит отказаться от деления неквалифицированных инвесторов на особо защищаемых неквалифицированных инвесторов и простых неквалифицированных инвесторов.

Также предлагается предусмотреть право брокера исполнить повторное поручение неквалифицированного инвестора (как особо защищаемого неквалифицированного инвестора, так и простого неквалифицированного инвестора), даже в случае, если по итогам тестирования, проводимого брокером, не выявлено понимания характеристик данного финансового инструмента клиентом, но клиенту была предоставлена информация о связанных с ним рисках.

6. В соответствии с законопроектом вкладчиками по договору банковского вклада в драгоценных металлах могут быть только юридические лица, а также физические лица, признанные квалифицированными инвесторами.

Предусмотренные ограничения могут оказать существенное негативное влияние на развитие бизнеса. Размещение вкладов в драгоценном металле достаточно популярно среди физических лиц. Усложнение процедуры их открытия может привести к сужению инструментов с низким уровнем риска для физических лиц (драгоценный металл не является рисковым активом, его ценовые колебания сравнимы и с ценовыми колебаниями любых валют) исключительно по причине возможных трудностей регулирования.

7. Предлагается сохранить для всех категорий инвесторов право продать любые имеющиеся у них ценные бумаги независимо от категории, к которой отнесен инвестор. Это необходимо для реализации возможности распорядиться ценными бумагами, которые уже имеются у инвестора (приобретены ранее, получены в виде распределения или в результате правопреемства).

8. В отношении возможности распространения на кредитные организации обязанностей по проведению категоризации клиентов при отчуждении им от своего имени и за свой счет ценных бумаг необходимо отметить следующие. Согласно действующему законодательству Российской Федерации ценными бумагами также являются чеки, закладные, сберегательные сертификаты. Принимая во внимание, что сделки с перечисленными выше документарными ценными бумагами подразумевают иные экономические цели, которые не связанны с инвестиционной деятельностью на рынке ценных бумаг, распространение положений законопроекта целесообразно ограничить эмиссионными ценными бумагами.

9. Согласно законопроекту в случае отказа клиента от прохождения тестирования либо получения им отрицательного результата тестирования и при одновременном сообщении им о сохранении соответствующего поручения в силе (далее - отказ) брокер уведомляет его о последствиях отказа в форме и порядке, установленном базовым стандартом защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых брокерами, и исполняет поручение клиента.

Считаем целесообразным предусмотреть, что брокеру может быть предоставлено право на основании договора с клиентом исполнить такое поручение или отказать клиенту в его исполнении. При этом брокер должен иметь возможность подтвердить факт информирования клиента о рисках и отказ в исполнении первого поручения. Определение в законопроекте конкретных форм фиксации этого факта не представляется целесообразным.

10. Предлагается увеличить до трех лет срок вступления в силу всех статей законопроекта в связи с необходимостью серьезной переработки организации работы, изменения IT-систем профессиональных участников рынка ценных бумаг, дополнительной подготовки специалистов, а также уже существующих планов и бюджетов финансовых организаций, с учетом возможного принятия закона в осеннюю сессию 2019 года.

11. Предлагается внести изменения в переходные положения законопроекта, исключающие обязанность проведения категоризации клиентов в отношении лиц, признанных квалифицированными инвесторами по действующему законодательству, после вступления его в силу. Кроме того, предлагается сохранить для инвесторов, совершающих операции на срочном рынке и маржинальные (необеспеченные) сделки, такое право вне зависимости от категории после вступления в силу федерального закона.

С уважением,

Президент НАУФОР
А.В.Тимофеев

Президент СРО НФА
В.В. Заблоцкий