02.08.2012
Уважаемый Владимир Владимирович!
Объединения участников финансового рынка выражают серьезную обеспокоенность в связи с тем, что Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации выступает с предложением об отмене обязательной накопительной части пенсии в Российской Федерации.
В настоящее время трудовая пенсия в России формируется из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Отчисления в базовую и страховую части трудовой пенсии направляются непосредственно на выплату пенсий нынешним пенсионерам, т.е. являются распределительной компонентой пенсии. Отчисления в накопительную часть пенсии, составляющие шесть процентов от заработной платы сотрудников младше 1967 года рождения, обособляются на отдельных счетах и инвестируются в экономику посредством использования финансовых инструментов.
По сути, накопительная часть пенсии, - это неотъемлемый элемент европейской системы пенсионного обеспечения, при которой будущая пенсия зависит от самого гражданина, от того, насколько активно он участвует в формировании капитала, а также от его работодателя. Накопительный и распределительный компоненты трудовых пенсий подвержены рискам, которые возникают в разных условиях и в разные моменты времени. Они взаимно дополняют друг друга и вместе делают пенсионную систему более устойчивой.
Стоит отметить, что 5 июля 2012 г. в рамках делового визита в Москву делегация международной Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) презентовала первую часть глобального исследования пенсионной системы России. Основываясь на опыте стран-членов ОЭСР, эксперты организации дали несколько рекомендаций по ее развитию. В первую очередь, это сохранение обязательного накопительного компонента и расширение списка инструментов, разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений. Исследование «Роль накопительных пенсий в системах пенсионного обеспечения: проблемы пенсионной системы Российской Федерации», проводится в рамках обязательных процедур, связанных со вступлением России в ОЭСР. Оценивая российскую пенсионную систему, эксперты отметили, что она одна из самых гармоничных в мире.
Особое внимание обращаем на то, что в настоящее время средства, сформированные в накопительной компоненте пенсионной системы Российской Федерации, являются фактически единственным суверенным источником крупных долгосрочных средств для национального фондового рынка и приватизации.
Кроме того, ликвидация обязательной накопительной системы практически не улучшит текущее финансирование распределительных пенсий. Две трети пенсионных накоплений итак сейчас возвращаются в федеральный бюджет: примерно 70% пенсионных накоплений вкладывается в государственные ценные бумаги и через бюджетный трансферт финансирует текущие пенсионные выплаты из ПФР. Пенсионные накопления удешевляют государственные заимствования и поддерживают стабильность рынка госбумаг, а ликвидация накопительной системы создает проблему для этой формы размещения государственного долга.
Следует учитывать, что без развитого внутреннего рынка пенсионных накоплений невозможно превращение Москвы в международный финансовый центр. Отмена обязательной накопительной компоненты, если это случится, явится демонстрацией того, что экономика РФ оказалась не в состоянии эффективно использовать свой единственный крупный ресурс долгосрочных инвестиций. Следствием чего будет падение доверия к российскому финансовому рынку, повышение премии за риск, которую придется платить российским корпоративным заемщикам на международных финансовых рынках, ограничение притока прямых иностранных инвестиций и дальнейший уход финансовых транзакций российских инвесторов и заемщиков с российского на зарубежные рынки.
Вместо обсуждения деструктивной по сути идеи отмены обязательной накопительной части трудовой пенсии, усилия правительственных ведомств могли бы быть направлены на решение действительно актуальных задач в этой сфере, например, таких как: рассмотрение возможности перехода к прогрессивной ставке для начисления пенсионных накоплений; расширение спектра финансовых инструментов для их инвестирования; использование пенсионных накоплений для реализации инфраструктурных проектов и т.п.
Учитывая все вышеизложенное, убедительно просим Вас оказать влияние на процесс обсуждения Правительством РФ судьбы накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации в целях принятия решения, позволяющего поддержать финансовую стабильности и не снизить инвестиционную привлекательность нашей страны
С уважением,
Президент НЛУ _______________ Д.Н. Александров
Президент НФА ________________К.Н.Волков
Председатель Правления ПАРТАД _____________________ П.В. Дубонос
Председатель Правления НАУФОР ______________________ А.В. Тимофеев
Президент НАПФ ____________________ К.С. Угрюмов