10.03.2011
Руководителю
ФСФР России
В.Д. Миловидову
О проекте приказа ФСФР России
Уважаемый Владимир Дмитриевич!
В ходе обсуждения содержание Проекта приказа в основном было одобрено. Вместе с тем, положения пунктов 6 и 7 Проекта приказа, касающиеся возможности перечисления брокером денежных средств клиентов на собственный банковский счет только при наличии в составе собственных средств имущества, стоимость которого равна (эквивалентна) сумме таких перечисляемых клиентских денежных средств, а само имущество представляет собой исключительно денежные средства или ликвидные ценные бумаги, не были поддержаны комитетами НАУФОР в силу следующих оснований.
1. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" брокер вправе использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном брокерском счете (счетах), если это предусмотрено договором о брокерском обслуживании, гарантируя клиенту исполнение его поручений за счет указанных денежных средств или их возврат по требованию клиента.
Таким образом, в соответствии с законодательством, использование брокером денежных средств клиента является правомерным при условии добровольного согласия на это самого клиента.
2. Предлагаемый Проектом приказа механизм регулирования использование брокером клиентских денежных средств в сравнении с требованиями к кредитным организациям, аналогично брокерам привлекающим и использующим денежные средства клиентов, можно квалифицировать как ограничительный или запретительный.
Обеспечение исполнения денежных обязательств банка с короткими сроками исполнения регулируется для кредитных организаций нормативом мгновенной ликвидности (Н2), ограничивающим риск потери банком ликвидности в течение одного операционного дня (определяет минимальное отношение суммы высоколиквидных активов кредитной организации к сумме ее обязательств (пассивов) по счетам до востребования). Указанный норматив в настоящее время составляет 15% от обеспечиваемых обязательств.
Банком России также установлены резервные требования к кредитным организациям, которые направлены на регулирование общей ликвидности банковской системы Российской Федерации, а не на обеспечение ликвидности конкретной кредитной организации. С 01.03.2011 года нормативы обязательных резервов составляют:
- по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 4,5%;
- по обязательствам перед физическими лицами и иным обязательствам кредитных организаций в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте - 3,5%.
Очевидно, что требования Проекта приказа о резервировании на собственных счетах брокера активов в сумме от 100 % (в случае денежных средств) до 133 % (в случае ценных бумаг) от размера используемых денежных средств клиентов, не соответствует подходу и механизмам регулирования ликвидности финансовых институтов, сложившихся в международной практике и в России, и делают для брокеров-некредитных организаций экономически бессмысленным использование клиентских денежных средств.
3. Положения пунктов 6 и 7 Проекта приказа не в полной мере учитывают уже существующие ограничения на использование денежных средств клиентов, а именно:
- возможность использования брокером только тех денежных средств, согласие на использование которых закреплено в договоре;
- невозможность постоянного использования брокером всех клиентских средств при их направлении на маржинальное кредитование (размер кредитов зависит от спроса на них);
- обязанность жесткого управления брокером ликвидностью и срочностью используемых денежных средств в силу необходимости гарантированного исполнения поручений клиента за счет указанных денежных средств или их возврата по требованию клиента.
4. Последствиями установления требований о резервировании на собственных счетах брокера активов в сумме от 100 % (в случае денежных средств) до 133 % (в случае ценных бумаг) от размера используемых денежных средств клиентов, могут стать:
4.1. Прекращение сложившей практики использования брокерами денежных средств, находящихся на специальных брокерских счетах, и потеря экономической целесообразности операций:
- кредитования клиентов, как маржинального, так и путем совершения сделок репо;
- по исполнению обязательств по сделкам, заключаемым брокерами с клиентами;
- совершения брокерами собственных торговых операций на рынке ценных бумаг и денежном рынке, в том числе в случаях временных разрывов ликвидности и при сложностях в получении оперативного доступа к ликвидности (например, при торговле на бирже в режиме Т+0).
4.2. Требование о резервировании брокерами имущества при использовании денежных средств клиентов приведет:
- к необходимости поиска брокерами альтернативных источников ликвидности и удорожанию стоимости бизнеса;
- к снижению ликвидности рынка поскольку брокеры в целях получения дополнительного дохода и инструмента управления текущей ликвидностью приобретают пакеты высоконадежных облигаций на временно свободные денежные средства клиентов, а также снижению ликвидности торговли иными финансовыми инструментами;
- к необходимости перестройки брокерами собственной бизнес-инфраструктуры (казначейство, финансы, бэк-офис), что может быть сопряжено со значительными материальными и временными затратами, в том числе и из-за необходимости модернизации и изменения информационных систем;
- к получению очевидных конкурентных преимуществ при использовании средств клиента брокерами, являющимися кредитными организациями (на которых действие проекта приказа не распространяется), перед брокерами - некредитными организациями;
к использованию способов, позволяющих "обойти" новое регулирование ("серых схем");
- необходимости замещения брокером выпадающих доходов и компенсации дополнительных расходов, связанных с приведением деятельности в соответствие с требованиями Проекта приказа, что неизбежно повысит стоимость услуг брокеров, а также увеличит спрэды по торгуемым финансовым инструментам;
В международной практике, а также практике регулирования банковской деятельности в России, давно используются адекватные подходы к управлению рисками (включая риск ликвидности), связанными с использованием клиентских (привлеченных) денежных средств. В основе такого регулирования лежат различные пруденциальные нормативы (норматив достаточности собственных средств, ликвидности, норматив максимального риска на одного заемщика и другие), регулирующие риски системно, с учетом последствий такого регулирования для финансовой организации, клиентов и финансового рынка в целом.
При этом вопросы непосредственной защиты прав клиентов в части их имущества регулируются с использованием различных способов страхования, прежде всего через создание специальных компенсационных фондов, выплачивающих клиентам финансовых организаций фиксированный размер компенсаций в установленных случаях.
В связи с вышеизложенным, предлагаем исключить из Проекта приказа пункты 6 и 7, касающиеся необходимости резервирования средств брокерами при использовании ими денежных средств клиентов, и вернуться к обсуждению их содержания при реализации ФСФР России комплексной системы мер пруденциального надзора.
С уважением,
председатель Правления
А.В.Тимофеев