Письмо Банка России о применении законодательства о специализированных депозитариях

15.07.2024

Письмо Банка России от 15.07.24 № № 34-3-3-1/2319

О применении законодательства о специализированных депозитариях

В связи с поступлением обращений специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - специализированные депозитарии) в целях формирования единообразного подхода к исполнению специализированными депозитариями обязанностей по контролю за деятельностью управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее - управляющая компания), негосударственных пенсионных фондов, Департамент инфраструктуры финансового рынка Банка России (далее - Департамент) просит саморегулируемые организации довести до своих членов следующую информацию.

1. Согласно требованиям подпункта 2 пункта 3 статьи 40 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»1 управляющая компания не вправе распоряжаться активами акционерного инвестиционного фонда или имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, без предварительного согласия специализированного депозитария, за исключением сделок, совершаемых на организованных торгах.

Согласно подпунктам 3 и 5 пункта 1 статьи 33 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», в состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов могут входить в том числе акции российских хозяйственных обществ и иностранных акционерных обществ, а в соответствии с пунктом 2 данной статьи в состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов биржевого, интервального и закрытого паевых инвестиционных фондов также может входить иное имущество, в том числе доли в обществах с ограниченной ответственностью.

Согласно статье 65.2 ГК РФ2 участники корпоративных юридических лиц, в том числе акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, вправе участвовать в управлении делами корпорации, а также обязаны участвовать в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если их участие необходимо для принятия таких решений.

Согласно пункту 2 статьи 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Согласно статье 48 Федерального закона «Об акционерных обществах»3 (статье 33 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»4 ) к компетенциям общего собрания акционеров общества (общего собрания участников общества) отнесено принятие решений, которые могут привести к изменению состава или структуры имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду или имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд. К таким компетенциям относятся, например, принятие решения о реорганизации, ликвидации общества, об увеличении или уменьшении уставного капитала общества.

С учетом вышеизложенного Департамент полагает, что вариант голосования управляющей компанией на общем собрании акционеров общества (общем собрании участников общества), акции (доли) в уставном капитале которого составляют активы акционерного инвестиционного фонда или имущество паевого инвестиционного фонда, при принятии указанных выше решений, должен быть предварительно согласован со специализированным депозитарием.

2. Подпунктом 8 пункта 1 статьи 40 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» установлен запрет управляющей компании по приобретению ценных бумаг, выпущенных (выданных) ее участниками, основным и преобладающим хозяйственными обществами участника, ее дочерними и зависимыми обществами, либо долей в уставном капитале любого из указанных лиц, а подпунктом 9 пункта 1 статьи 40 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» запрет на приобретение имущества, принадлежащего этой управляющей компании, ее участникам, основным и преобладающим хозяйственным обществам участника, ее дочерним и зависимым обществам, либо по отчуждению имущества указанным лицам.

При осуществлении контроля за соблюдением управляющими компаниями перечисленных ограничений специализированному депозитарию помимо информации, предоставляемой управляющей компанией, целесообразно также использовать информацию, содержащуюся в общедоступных источниках.

При этом, поскольку в соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об акционерных обществах» и статьей 6 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» перечень критериев, в соответствии с которыми хозяйственное общество может быть признано дочерним обществом, является открытым, полагаем, что признание юридического лица дочерним обществом целесообразно осуществлять в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств их взаимодействия.

3. В соответствии с пунктом 6 статьи 41 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» расходы, связанные с доверительным управлением имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в том числе налоги, объектом которых является имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, оплачиваются соответственно за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.

В соответствии с пунктом 1 статьи 43 Федерального закона «Об инвестиционных фондах» специализированный депозитарий осуществляет контроль за соблюдением управляющей компанией паевого инвестиционного фонда данного Федерального закона, принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России, правил доверительного управления паевым инвестиционным фондом.

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»5 специализированный депозитарий осуществляет ежедневный контроль за распоряжением негосударственными пенсионными фондами средствами пенсионных резервов и средствами пенсионных накоплений путем предоставления предварительного согласия на совершение операций по распоряжению фондом и управляющими компаниями денежными средствами, ценными бумагами (за исключением совершения сделок с ценными бумагами на организованных торгах) и иным имуществом, составляющим пенсионные резервы и пенсионные накопления, если такое распоряжение не противоречит данному Федеральному закону, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации и нормативным актам Банка России.

В связи с тем, что порядок исполнения налоговых обязанностей установлен НК РФ6, с учетом указанного выше, Департамент полагает, что порядок определения управляющей компанией, негосударственным пенсионным фондом суммы налога, подлежащей уплате, срок ее уплаты, относящиеся к исполнению налоговой обязанности, не подлежат контролю со стороны специализированного депозитария.

При этом Департамент полагает, что в рамках осуществления специализированным депозитарием контрольной функции за распоряжением имуществом при уплате налогов за счет пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, или активов акционерного инвестиционного фонда, контролю подлежит соответствие указанных в платежном документе реквизитов, суммы и оснований налогового платежа сведениям о планируемом налоговом платеже, предоставленным негосударственными пенсионными фондами или управляющими компаниями специализированному депозитарию. К числу таких сведений могут быть отнесены: сумма налога, определенная негосударственным пенсионным фондом или управляющей компанией, данные налоговой декларации, сведения о постановке на налоговый учет в налоговом органе, банковские реквизиты, используемые налоговым органом для сбора налога.

4. Статьей 43 Федерального закона «Об инвестиционных фондах», статьей 26 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах», пунктом 1.2 Положения Банка России «О деятельности специализированных депозитариев»7 установлены обязанности специализированного депозитария по осуществлению контроля непосредственно за соблюдением управляющими компаниями и негосударственными пенсионными фондами установленных законодательством требований в отношении имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду, имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, имущества, в которое размещены средства пенсионных резервов, инвестированы (размещены) средства пенсионных накоплений.

В связи с этим Департамент полагает, что контроль за соблюдением управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами лицензионных требований и условий соответственно к управляющим компаниям или негосударственным пенсионным фондам, в том числе требований к собственным средствам, раскрытию информации о структуре и составе своих акционеров (участников), в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится управляющая компания или негосударственный пенсионный фонд, а также контроль за соблюдением негосударственным пенсионным фондом требований к стресс-тестированию, включая требования к определению результата стресс-тестирования, не является обязанностью специализированного депозитария.

И.о. директора Департамента
инфраструктуры финансового рынка
О.С. Сизова


1 Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».

2Гражданский кодекс Российской Федерации.

3Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

4Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

5Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

6Налоговый кодекс Российской Федерации.

7Положение Банка России от 10.06.2015 № 474-П «О деятельности специализированных депозитариев».