Ответ Банка России о деятельности негосударственного пенсионного фонда

04.12.2023

Ответ Банка России на запрос НАУФОР,

связанный с с вступлением в силу с 01.01.2024 изменений в Закон №75-ФЗ

от 01.12.2023 №38-1-4/3693

Департамент инвестиционных финансовых посредников Банка России (далее- Департамент) рассмотрел обращение Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) от 02.11.2023 №1075 (вх. № 585764 от 02.11.2023)1 и сообщает, что Банк России не наделен полномочиями по толкованию положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, за исключением нормативных актов Банка России.

Вместе с тем по обозначенным в данном обращении вопросам Департамент считает возможным сообщить следующее.

По вопросам 1, 2 и 5.

Исходя из положений абзаца пятнадцатого пункта 2 статьи 9, пункта 1 Статьи 27 и статьи 35.4 Федерального закона № 75-ФЗ2 (в редакции Федерального закона № 299-ФЗ3), с 01.01.20244 действуют новые система вознаграждений негосударственного пенсионного фонда (далее- фонд), управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных резервов (далее- СПР), и специализированного депозитария и порядок распределения дохода от размещения СПР.

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Так, в силу пункта 5 статьи 25 Федерального закона № 299-ФЗ по договорам негосударственного пенсионного обеспечения (далее- НПО), доверительного управления СПР, договорам на оказание услуг специализированного депозитария, заключенным до дня вступления в силу указанного закона, источник, размер и порядок оплаты услуг фонда, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария, а также порядок распределения дохода от размещения СПР регулируется положениями Федерального закона № 75-ФЗ без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 299-ФЗ, если иное не будет установлено дополнительным соглашением к договору НПО, договору доверительного управления СПР, договору на оказание услуг специализированного депозитария соответственно.

Таким образом, учитывая отсутствие законодательного запрета, представляется, что по договору доверительного управления СПР, заключенному до 01.01.2024, совместное размещение СПР, сформированных сбережений (далее- СПР по вновь заключенным договорам), допускается, если это не противоречит условиям такого договора.

При этом в таком случае распределение дохода от совместного размещения СПР должно осуществляться дифференцированно: в отношении СПР по ранее заключенным договорам- без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 299-ФЗ, а, соответственно, в отношении СПР по вновь заключенным договорам- с учетом таких изменений.

Вместе с тем для реализации описанного выше подхода может потребоваться внесение изменений, предусматривающих комбинированный порядок взимания вознаграждений, в договоры доверительного управления СПР, в рамках которых будет осуществляться совместное размещение СПР, а также в договоры на оказание услуг специализированного депозитария, заключенные до 01.01.2024. При этом порядок внесения таких изменений определяется сторонами таких договоров самостоятельно.

Одновременно, учитывая вопрос 2 обращения, отмечаем, что Федеральный закон № 299-ФЗ не устанавливает обязанности фонда по приведению условий договоров НПО, заключенных до 01.01.2024, в соответствие требованиям Федерального закона № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона № 299-ФЗ). При этом согласно пункту6 статьи25 Федерального закона № 299-ФЗ внесение соответствующих изменений в пенсионные правила и (или) договоры НПО, заключенные до 01.01.2024, возможно только при условии одновременного установления в договорах доверительного управления СПР, договорах на оказание услуг специализированного депозитария положения о том, что оплата вознаграждения в части осуществления соответственно доверительного управления СПР и оказания услуг специализированного депозитария фонду в отношении СПР по ранее заключенным договорам должна осуществляться за счет собственных средств фонда в соответствии с требованиями статьи35.4 Федерального закона № 75-ФЗ (в редакции Федерального закона № 299-ФЗ).

Таким образом, внесение изменений в пенсионные правила и (или) договоры НПО, заключенные до 01.01.2024, связанных с изменением размера и порядка оплаты услуг фонда (в соответствии с требованиями статьи 35.4 Федерального закона № 75-ФЗ в редакции Федерального закона № 299-ФЗ), предполагает одновременное внесение изменений в ранее заключенные договоры доверительного управления СПР и оказания услуг специализированного депозитария, в соответствии с которыми оплата вознаграждения таких лиц в части осуществления доверительного управления соответствующими СПР и оказания услуг в отношении соответствующих СПР должна осуществляться за счет собственных средств фонда.

По вопросу 3.

С учетом пункта 6 статьи 9, пунктов 1 и 3 статьи 36.3 Федерального закона 75-ФЗ и подпункта «б» пункта 2.3 типовой формы договора об обязательном пенсионном страховании5 Департамент считает, что с 01.01.2024 определение размера вознаграждения фонда должно осуществляться в порядке, предусмотренном статьей 36.23 Федерального закона 75-ФЗ (в редакции Федерального закона № 299-ФЗ), независимо от факта внесения изменений в страховые правила фонда.

По вопросу 4.

Указание № 4954-У6 не устанавливает сроки приведения внутреннего документа, определенного в пункте 13 данного Указания (далее- внутренний документ фонда), в соответствие требованиям законодательства.

Вместе с тем с учетом абзаца третьего указанного пункта и пункта 4 Статьи 25 Федерального закона № 299-ФЗ считаем, что изменения во внутренний документ фонда, связанные с устранением несоответствия в части осуществления деятельности по формированию долгосрочных сбережений, могут быть внесены в любой момент не позднее даты регистрации правил формирования долгосрочных сбережений Банком России.

Директор Департамента инвестиционных
финансовых посредников Банка России
О.Ю. Шишлянникова


1Далее- обращение.

2Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

3Федеральный закон от 10.07.2023 № 299-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

4С учетом пункта 1 статьи 25 Федерального закона № 299-ФЗ.

5Утвержденной Указанием Банка России от 01.10.2019 № 5277-У «Об утверждении типовой формы договора об обязательном пенсионном страховании».

6Указание Банка России от 31.10.2018 N 4954-У «О порядке расчета текущей стоимости активов и стоимости чистых активов, составляющих пенсионные накопления, порядке и сроках расчета стоимости активов, составляющих пенсионные резервы, и совокупной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда».