Регуляторные послабления Банка России и новые меры поддержки для индустрии

13.12.2022

Банк России опубликовал 13 декабря пресс-релиз о регуляторных послаблениях и новых мерах поддержки для дилеров, брокеров, форекс-дилеров, негосударственных пенсионных фондов, управляющих и управляющих компаний.

Банк России в 2022 году в целях обеспечения стабильности рынка финансовых посредников, коллективных инвестиций предоставил финансовым организациям значительные меры поддержки, включая регуляторные послабления, направленные на сохранение финансовой устойчивости участников рынка, их способности исполнять свои обязательства перед клиентами, снижение влияния дальнейших потенциальных санкционных рисков.

По результатам оценки ситуации на финансовом рынке с учетом ее постепенной стабилизации, снижения волатильности, адаптации финансовых организаций к функционированию в новых условиях Банк России принял решение о необходимости (об отсутствии необходимости) продления отдельных мер поддержки, реализованных Банком России в 2022 году и прекращающих свое действие с 01.01.2023, а также об установлении дополнительных мер.

Совет директоров Банка России в рамках специальных полномочий1 примет соответствующие решения до конца 2022 года. Также будут изданы информационные письма и нормативные акты. Дополнительная информация будет доведена до участников рынка после принятия решений.

1. Банк России предоставит возможность дилерам, брокерам, форекс-дилерам, управляющим (далее — профессиональные участники) и управляющим компаниям постепенно в течение 2023 года формировать резервы по заблокированным активам (дисконтировать их стоимость) в целях расчета норматива достаточности капитала и расчета собственных средств, при этом заблокированные активы должны быть исключены из расчета норматива краткосрочной ликвидности.

Банк России провел оценку влияния объемов заблокированных активов на требования к финансовой устойчивости. Полученные результаты показали отсутствие системного эффекта на участников рынка с точки зрения воздействия потенциальных потерь по указанным активам на финансовую устойчивость организаций.

В целях сглаживания негативного влияния от признания потерь в отношении полностью заблокированных активов и в условиях отмены регуляторных послаблений Банк России в отношении профессиональных участников и управляющих компаний принял решение о возможности поэтапного в течение 2023 года формирования по заблокированным активам расчетного резерва на возможные потери в рамках норматива достаточности капитала и поэтапном их дисконтировании при расчете собственных средств.

При использовании указанного подхода стоимость активов в бухгалтерском учете должна быть отражена в рублях по курсу, определяемому в порядке, установленном нормативным актом Банка России по бухгалтерскому учету заблокированных активов.

Компании смогут воспользоваться «рассрочкой», если ими в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 не принято решение о выплате дивидендов (распределении прибыли).

При расчете брокером норматива краткосрочной ликвидности заблокированные активы не подлежат включению в расчет.

2. Меры, которые будут продлены (в том числе в модифицированном формате):

— возобновление обязательного раскрытия финансовой отчетности, за исключением содержащейся в ней чувствительной к санкционным рискам информации, — с 01.01.2023 (финансовая отчетность за 2022 год также подлежит раскрытию);

— право не раскрывать информацию, предусмотренную решением Совета директоров Банка России от 14.04.20222, — до 31.12.2023, а также информацию, предусмотренную решением Совета директоров Банка России от 18.03.20223, о структуре собственности, членах органов управления и иных должностных лицах профессионального участника, управляющей компании (УК) и негосударственного пенсионного фонда (НПФ), о реорганизации указанных некредитных финансовых организаций, о лицах, контролирующих НПФ, — до 01.07.2023;

— неприменение мер воздействия за нарушение требований к программам автоследования и автоконсультирования — до 01.04.2023;

— неприменение мер воздействия в отношении управляющих за неприведение инвестиционного портфеля клиента в соответствие с его инвестиционным профилем в случае отсутствия юридической и (или) фактической возможности — до 01.04.2023;

— допустимость однократного направления руководителями УК паевых инвестиционных фондов (ПИФ) в Банк России уведомлений о нарушении, выразившемся в невозможности определения УК ПИФ стоимости чистых активов (СЧА) ПИФ, которая явилась причиной приостановления выдачи, погашения и обмена инвестиционных паев, — по 31.12.2023;

— неприменение мер воздействия к УК закрытых ПИФ для квалифицированных инвесторов за нарушение требования о приведении правил доверительного управления (ПДУ) в соответствие с новыми требованиями — до 01.04.2023;

— приостановление течения сроков устранения несоответствия структуры активов ПИФ требованиям Указания Банка России от 05.09.2016 № 4129-У4 на период невозможности определения стоимости активов ПИФ по причинам, не зависящим от УК ПИФ (неприменение мер воздействия), — по 31.12.2023;

— неприменение УК биржевых ПИФ, в состав активов которых входят иностранные ценные бумаги, требования в части минимальной периодичности определения расчетной цены одного инвестиционного пая не реже одного раза каждые 15 секунд при условии определения такой цены не реже одного раза каждые 30 минут — по 31.12.2023;

— неприменение мер воздействия в отношении НПФ за нарушение сроков осуществления пенсионных выплат на счета, открытые за пределами Российской Федерации, в случае отсутствия юридической и (или) фактической возможности — по 31.12.2023;

— порядок расчета лимита финансового рычага для НПФ в отношении активов портфеля пенсионных накоплений НПФ: в лимите не учитываются активы, полученные по сделкам репо, запрет распоряжения которыми установлен не только условиями сделок, но и инвестиционными декларациями НПФ (неприменение мер воздействия) — до 01.07.2023;

— временные требования к деятельности УК и НПФ в связи с размещением замещающих облигаций, в частности установление права приобретать и удерживать в составе активов ПИФ (пенсионных резервов) замещающие облигации вместо еврооблигаций, которые входили в состав активов ПИФ (пенсионных резервов), в случае несоответствия таких облигаций отдельным требованиям к составу и структуре их активов — по 31.12.2023;

— возможность использования рейтингов кредитоспособности. По облигациям, выпущенным иностранной организацией специального назначения и приобретенным до 25.02.2022, разрешается использовать рейтинги национальных рейтинговых агентств, присвоенные российской компании, в интересах которой выпущены такие облигации. При отсутствии рейтингов указанной российской компании сохраняется временная возможность использовать рейтинг такой облигации либо ее эмитента по состоянию на 01.02.2022 — по 31.12.2023.

3. Меры, которые не будут продлены после 2022 года:

— фиксация валютных курсов, стоимости ценных бумаг, ставок риска при применении нормативных актов Банка России (для целей бухгалтерского учета и пруденциального регулирования);

— увеличение сроков исполнения предписаний и запросов надзорного характера, направляемых в адрес участников финансового рынка;

— неприменение мер воздействия за нарушение нормативов краткосрочной ликвидности, достаточности капитала (НКЛ, НДК);

— неприменение мер воздействия за нарушение требований, направленных на выявление конфликта интересов;

— временные требования к расчету брокером нормативов покрытия риска при исполнении поручений и изменении стоимости портфеля клиента, отнесенного брокером к категориям клиентов со стандартным или повышенным уровнем риска (уменьшение размера кредитного плеча);

— неприменение мер воздействия в отношении УК и НПФ за нарушения ими обязанности по предоставлению специализированному депозитарию копий «нулевых выписок», а также в отношении УК за нарушение обязанности по информированию Банка России о вышеуказанных нарушениях;

— неприменение мер воздействия в отношении УК и НПФ за нарушение требования в части принятия к расчету размера собственных средств денежных средств на расчетных счетах и депозитов в кредитных организациях, являющихся аффилированными лицами, соответственно, УК и НПФ, в случае если в отношении указанных кредитных организаций введены санкции;

— неприменение мер воздействия в отношении УК отрытых ПИФ за нарушение требований к размеру подушки ликвидности5 при условии, что такое нарушение возникло исключительно в результате рыночных факторов или действий УК, направленных на снижение возможных рисков или убытков владельцев инвестиционных паев;

— неприменение мер воздействия в отношении УК ПИФ за превышение лимита концентрации на одно юридическое лицо в связи с увеличением доли в составе активов ПИФ денежных средств на счетах и во вкладах (депозитах) и (или) прав требований по договору о брокерском обслуживании не более чем на 50% при условии, что такое нарушение возникло исключительно в результате рыночных факторов или действий УК, направленных на снижение возможных рисков или убытков владельцев инвестиционных паев;

— порядок расчета лимита финансового рычага для УК в отношении активов ПИФ: в лимите не учитываются активы, полученные по сделкам репо, запрет распоряжения которыми установлен не только условиями сделок, но и инвестиционными декларациями ПИФ (неприменение мер воздействия);

— неприменение мер воздействия в отношении УК ПИФ за подготовку и созыв общего собрания владельцев инвестиционных паев по вопросам утверждения изменений и дополнений в ПДУ, направленных на минимизацию негативного эффекта ограничительных мер, в сокращенные сроки;

— неприменение мер воздействия в отношении УК закрытых ПИФ для квалифицированных инвесторов за нарушение срока определения СЧА при условии ее определения УК не позднее трех рабочих дней, следующих за днем, по состоянию на который осуществляется определение СЧА;

— регистрация изменений и дополнений в ПДУ ПИФ для неквалифицированных инвесторов, направленных на минимизацию негативного эффекта от ограничительных мер, в сокращенные сроки;

— перенос вступления в силу требований для НПФ в части ежегодной проверки актуарного заключения, раскрытия и представления по требованию заинтересованных лиц и в Банк России отчета о результатах такой проверки;

— неприменение мер воздействия в отношении УК закрытых ПИФ для квалифицированных инвесторов за нарушение требований по использованию единых методов определения стоимости активов, входящих в состав разных ПИФ и (или) акционерных инвестиционных фондов под управлением одной УК, в случае принятия решения УК о фиксации стоимости ценных бумаг;

— неприменение мер воздействия в отношении НПФ и УК НПФ за несоответствие структуры пенсионных накоплений (ПН), пенсионных резервов (ПР) установленным законодательством и нормативными актами Банка России ограничениям при условии, что такое нарушение возникло исключительно в результате рыночных факторов и величина несоответствия не превышает 50% от величины структурного ограничения;

— неприменение мер воздействия в отношении НПФ и УК НПФ за совершение сделок по продаже активов на внебиржевом рынке при отсутствии возможности совершения указанных сделок на биржевом рынке для исполнения обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами в связи с недостаточностью денежных средств в составе ПН (ПР);

— временные требования к деятельности НПФ, УК, а также профессиональных участников, предусматривающие, в частности, право указанных компаний при расчете собственных средств, а также НДК, НКЛ учитывать выплаты по иностранным долговым ценным бумагам, заблокированным в европейских депозитарно-клиринговых организациях из-за ограничительных мер.


1Проект федерального закона № 222860-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении и готовится к рассмотрению во втором чтении. 2Решение Совета директоров Банка России о перечне информации некредитных финансовых организаций, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую некредитные финансовые организации вправе не раскрывать, и перечне информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую Банк России вправе не раскрывать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 3Решение Совета директоров Банка России об определении перечня информации кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, а также организаций, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую кредитные организации, некредитные финансовые организации, а также организации, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке, вправе не раскрывать, и перечня информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации или нормативными актами Банка России, которую Банк России вправе не раскрывать на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 4Указание Банка России от 05.09.2016 № 4129-У «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов». 5Пункт 2.9 Указания Банка России от 05.09.2016 № 4129-У «О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов».