Задача НАУФОР на этот и следующий год - разработка стандартов деятельности членов ассоциации - глава НАУФОР Алексей Тимофеев

25.04.2006


Совет директоров Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) 17 апреля утвердил список кандидатов в новый совет директоров ассоциации и утвердил проект основных направлений деятельности НАУФОР в 2006-2007 гг., которые будут рассматриваться советом ассоциации 25 мая. О том, каковы планы ассоциации на ближайшую перспективу по дальнейшему развитию, разработке внутренних документов ассоциации и проектов нормативных актов, специальному корреспонденту агентства "Интерфакс-АФИ" Ивану Аношину рассказал председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.

-        Алексей Викторович, недавно прошел совет директоров НАУФОР. На Ваш взгляд, какие из обсуждавшихся вопросов являются наиболее важными?

- Два ключевых вопроса, которые мы обсуждали, это вопросы о составе совета директоров НАУФОР и о стандартах НАУФОР. Что касается первого вопроса, совет директоров утвердил список кандидатов, который будет выноситься на совет НАУФОР 25 мая. Кандидатур 28, я считаю состав кандидатов представительным, отражающим сложившуюся на рынке структуру посредников, соответствующим принципам НАУФОР - если вы заметили, это в основном рыночные представители, там практически нет представителей госорганов, и это является одним из условий эффективности деятельности НАУФОР.

Второй вопрос - о стандартах деятельности членов ассоциации. Мы уже говорили о том, что задачей НАУФОР на этот и на следующий год является подготовка комплексного документа, устанавливающего правила деятельности членов НАУФОР по всем направлениям, - разработка стандартов, или, как мы его называем, кодекса НАУФОР. На совете директоров была утверждена структура этих стандартов - его главы, разделы, общее содержание. С этого момента мы начинаем этот кодекс писать.

Также мы обсуждали основные направления деятельности НАУФОР на ближайшие два года. Фактическая работа уже ведется.

- Что касается стандартов, по уровню требований, как задумывается, они будут несколько выше, чем требования ФСФР. Не будет ли здесь определенного дублирования этими стандартами требований ФСФР?

- Не будет, потому что правила будут устанавливаться по тем вопросам, по которым отсутствует регулирование ФСФР, или эти требования будут более жесткими, чем требования ФСФР. Поэтому дублирования нет.

- В нормотворческой деятельности НАУФОР предусмотрено внесение изменений в две главы Налогового кодекса. Чего они касаются?

- Действительно, очень много вопросов касается налогового регулирования, и чем дальше мы двигаемся, тем более они становятся яснее, но пока это не вопрос текущего дня. Есть очевидные проблемы, например, вопрос налогообложения, связанного с операциями с индексными фьючерсами. Мы будем пытаться его решить.

- В перечне документов, над которыми вы планируете работать, также проект положения о СРО. В какой стадии эта работа находится и что конкретно предполагается сделать?

- Идет работа. Мы подготовили для ФСФР предложения по изменению этого положения.

- Может ли здесь быть прописан вопрос обязательности членства профучастников в СРО?

- Нет, такой вопрос может решаться только на уровне закона.

- Когда можно ждать на выходе результаты работы?

- Вопрос скорее к ФСФР. Мы уже дали свои предложения, и служба теперь их рассматривает. Мы также обсуждаем предложения с другими саморегулируемыми организациями.

- Работа над еще какими важными документами идет сейчас?
- Идет разработка новой редакции положения о порядке ведения реестра владельцев ценных бумаг - 27-го постановления. Мы создали совместную рабочую группу с ПАРТАД, чтобы подготовить версию положения, как ее видят саморегулируемые организации. Документ будет представлен Федеральной службе по финансовым рынкам.

- Что дадут эти изменения?

- Положение о порядке ведения реестра было написано давно, к нему накопилось очень много вопросов. Глубина понимания вопросов учета ценных бумаг, операций с ними гораздо больше, чем то, как это отражено в данном постановлении сегодня, и мы хотим решить ряд вопросов. Есть, например, вопросы, связанные с IPO - есть реальные проблемы, связанные с учетом, с тем, как скоро переводятся бумаги конечным приобретателям в результате IPO. И это в том числе вопрос к 27-му постановлению.

- Глава ФСФР Олег Вьюгин еще говорил о необходимости улучшения работы бэк-офисов…

- Мне кажется, это не столько вопрос бэк-офисов, сколько проблемы работы регистраторов.

- Если я правильно понял мысль, которая высказывалась Олегом Вьюгиным, речь еще шла о том, чтобы в рамках IPO бумаги "оседали" на счетах расчетных депозитариев, и сразу же начинались торги, даже без внесения в реестр конечных владельцев…

- Учет в депозитариях является решением этого вопроса, но еще одним его решением является просто оптимизация деятельности регистраторов. То есть можно, предоставив и ту, и другую возможность инвесторам, дать им решить, согласны ли они с учетом в регистраторе или депозитарии, если эти два вида учета являются альтернативами с точки зрения удобства. В настоящее время удобным является учет в депозитариях, поэтому скорейшим решением, не предполагающим длительного процесса нормотворчества, является работа по переводу этих операций в депозитарии. Это, собственно говоря, и есть то скорейшее решение, которое предлагает Олег Вьюгин. Но это не отменяет необходимости улучшения работы регистраторов.

- Есть ли какие-то предварительные оценки по времени, когда будет закончена эта работа?

- Я думаю, что мы будем работать все лето, где-то к концу лета подготовим текст, который предложим ФСФР. Я надеюсь, что специалисты ФСФР будут принимать участие в этой работе и она будет эффективной.

Многие операции регистраторов сейчас не описаны или описаны в самых общих чертах. Я пока не буду говорить о деталях, потому что мы должны еще выработать общий с ПАРТАД подход.

- НАУФОР планировала в ближайшее время возобновить аттестацию. Каковы сроки? Это будет уже после того, как вступят в силу изменения в закон об отмене избыточных и дублирующих функций ФСФР?

- Я думаю, да. Мы так и планировали, что в середине года начнем процесс аттестации. Теперь это будет связано с получением статуса аккредитованной организации. То есть еще какое-то время уйдет на получение аккредитации ФСФР в связи с принятием этого закона. Опять же, это связано с требованиями к аккредитованным организациям, которые разрабатываются ФСФР, со сроками принятия соответствующих нормативных актов ФСФР, с регистрацией их в Минюсте и сроками приведения НАУФОР, как и других претендентов, в соответствие с требованиями к аккредитованным организациям, и, наконец, со сроком рассмотрения нашего заявления на аккредитацию. Мы будем стараться сделать это как можно быстрее и, как только это станет возможным, начнем аттестацию.

- Вы полгода назад говорили, что планируется сделать так, чтобы участники рынка были заинтересованы в членстве в НАУФОР с точки зрения бизнеса. Каким образом это делается?

- Стандарты деятельности, которые мы начинаем разрабатывать, предполагают также большой объем рекомендаций по различным вопросам деятельности. Члены НАУФОР смогут воспользоваться наработками НАУФОР в организации своего бизнеса. Затем, я думаю, мы будем предпринимать дальнейшие меры, связанные с этим направлением, - мы намерены выстроить систему надзора, которая будет подтверждать финансовую состоятельность членов НАУФОР. Это имеет отношение и к стандартам деятельности - если они будут содержать в себе меры пруденциального характера, их соблюдение будет доказательством того, что члены НАУФОР являются надежными контрагентами. В конечном итоге это может приниматься во внимание при определении лимитов, выставляемых контрагентами при работе на фондовом рынке.

- Как я понял, НАУФОР в какой-то степени занимается консалтингом…

- Да, это называется профессиональным аудитом, НАУФОР дает свои рекомендации по поводу организации бизнеса. В том числе это происходит во время проверок, которые осуществляет НАУФОР. Если мы находим какие-то недостатки, то можем подсказать варианты их устранения.


- Какова сейчас динамика количества членов НАУФОР? Как я понимаю, 4 организации на последнем совете вышли из состава ассоциации?

- У нас количество членов держится примерно на одном уровне - около 400. Потому что есть как поток в НАУФОР, так и из НАУФОР, и сейчас поток в ассоциацию больше, чем из нее. Мы надеемся, что недавнее уменьшение вступительных взносов поможет некоторым региональным компаниям вступить в ряды членов НАУФОР.

- Некоторое время назад было мнение, что есть определенная тенденция к консолидации среди профучастников, укрупнению бизнеса. Есть ли такая тенденция и ощущается ли она в НАУФОР?

- Это действительно так, и периодически это становится причиной того, что компания выходит из НАУФОР. Например, нас покинул МФЦ, который приобрела "Антанта Капитал", которая является членом НАУФОР.

- В свое время, когда происходила смена председателя правления НАУФОР, поднимался вопрос об изменении в устав и передаче функций по избранию председателя правления организации совету ассоциации, а не совету директоров. Сейчас этот вопрос благополучно снялся, как я понимаю?

- Действительно, всегда существует альтернатива, избирать ли председателя правления на совете НАУФОР или на совете директоров, но в настоящее время нам кажется целесообразным сохранить действующую в течение многих лет практику выбора руководителя НАУФОР советом директоров. Совет директоров НАУФОР является достаточно многочисленным и представительным органом, чтобы члены ассоциации могли положиться на его решения при формировании исполнительных органов.

- Вы говорите, что ведете активную работу с профучастниками, в том числе вели активные консультации при разработке положения, регулирующего новые правила IPO с одновременным ведением книги заявок на российском рынке и на зарубежном. В то же время, многие крупные участники говорят, что механизм двойного IPO совсем неясен…

- Имеется в виду, что практического опыта применения новых правил еще нет. Но это не значит, что правила являются плохими. Я считаю, что правила достаточно удачные. Последний опыт, пусть не параллельного размещения, а внутри России, показал, что они работают. В частности, работают правила о зачислении ценных бумаг на счет андеррайтера с последующим его распределением конечным приобретателям. Проблемы лежат за пределами вопросов, связанных непосредственно с IPO, - это бэк-офис и перевод бумаг через регистраторов. Подтвердилась работоспособность тех правил, над которыми мы трудились, но одновременно выявились и новые вопросы, лежащие за пределами этих правил.

Что касается параллельного IPO - да, практического опыта нет, еще предстоит выяснить, проверить на опыте. Выясним недостатки - будем их устранять, никакой драмы здесь нет, это нормальная логика развития нормативного регулирования.

- Простой вопрос - как определяется единая цена на Россию и за рубеж при IPO? В цену будут вкладываться издержки на выпуск депозитарных расписок и почему тогда российские инвесторы должны за это платить? Если же будут учитываться издержки на выпуск программы депозитарных расписок, то цена автоматически не будет одинаковой…

- Что касается издержек, то здесь, я думаю, нет никакой проблемы, потому что издержки, связанные с эмиссией, должны на всех ложиться равным образом, либо уж они должны специально выделяться. Правило одно - условия размещения едины для всех приобретателей. То есть цена должна быть одинаковой, но вопросы издержек могут решаться разным способом, не мешая правилу о единой цене.

Даже внутри страны приобретение в разных местах, по разным технологиям может быть связано с разным уровнем издержек. В этом смысле параллельное размещение мало чем отличается от обычного размещения. Инвестор знает одну цену, и здесь, и там за счет этой суммы выплачивается вознаграждение андеррайтеру, в цену закладываются издержки, связанные с эмиссией в целом, с учетом того, что часть может выпускаться в виде депозитарных расписок, а часть - внутри России.

- Другой вопрос - если выявятся проблемы при подготовке к двойному IPO, то это опять серия различных действий - переписывание документа, регистрация в Минюсте, ожидание вступления в силу и т.д. А ведь речь будет идти таком эмитенте, как "Роснефть"…

- Правила, которые разработаны, являются основой для структурирования сделки. И уже сейчас "Роснефть" может прорабатывать условия IPO по новым правилам, разработанным ФСФР.

- Вы недавно говорили, что планируете предложить ЦБ изменения в процедуру IPO кредитных организаций. Недавно ЦБ опубликовал приказ, касающийся, в частности, определенных изменений в правила размещения ценных бумаг кредитными организациями. Насколько это коррелирует с тем, что хотел предложить НАУФОР?

-        НАУФОР включился в обсуждение процедуры размещений ценных бумаг кредитными организациями, и думаю, некоторые наши предложения будут учтены. Мне кажется, что предложенных Центральным банком изменений недостаточно, чтобы существенно изменить ситуацию с IPO кредитных организаций. Наша функция состоит в том, чтобы предложить свой опыт и знания, чтобы процесс действительно активизировался. То, что делает Центральный банк, это важно, но больше относится к оптимизации его надзорных функций. Это, безусловно, должно делаться и в связи с эмиссией кредитных организаций тоже. Что-то из того, что предлагает делать Центральный банк, сокращает сроки эмиссии, но я не уверен в том, что это сокращение будет таким, что радикально повлияет на повышение привлекательности IPO для кредитных организаций как способа финансирования.