Частным инвесторам компенсируют потери при банкротстве брокерских компаний - интервью А.Тимофеева, Российская бизнес - газета, 24 марта 2009 года

24.03.2009

Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) поручила саморегулируемым организациям подготовить предварительные оценки минимальной суммы компенсации и размеров компенсационных взносов для розничных инвесторов. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила в ФСФР свои предложения по созданию компенсационного фонда, которым будет управлять Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Фонд станет покрывать убытки физических лиц, являющихся неквалифицированными инвесторами, в результате банкротства брокерских компаний.

"РБГ" обратилась к председателю правления НАУФОР АЛЕКСЕЮ ТИМОФЕЕВУ с просьбой прокомментировать ситуацию.

- Алексей Викторович, как вы считаете, насколько необходимо создание компенсационного фонда для клиентов брокеров?

- Существование такого фонда является дополнительным стимулом для решения об инвестициях на фондовом рынке. Именно внутренние долгосрочные инвесторы составляют основу для устойчивости рынка, поэтому его наличие крайне важно. О необходимости создания такого фонда мы говорили в исследовании "Российский фондовый рынок и создание международного центра", которое НАУФОР представил в начале прошлого года и которое было использовано при подготовке стратегии развития финансового рынка до 2020 года и концепции создания международного финансового центра. Создание компенсационного фонда для граждан предлагалось в качестве одной из наиболее эффективных мер по привлечению населения на рынок ценных бумаг наряду с налоговым стимулированием, введением института инвестиционного консультанта и реализацией программ повышения уровня финансовой грамотности населения.

- Каким должен быть размер компенсационного фонда и из каких источников он может формироваться?

- НАУФОР видит две модели создания компенсационного фонда. Первая, которая, на наш взгляд, является предпочтительной, заключается в том, чтобы компенсационный фонд опирался на государственную поддержку. Первоначально он мог бы быть сформирован за счет государственного взноса. Впоследствии, разумеется, он должен формироваться за счет отчислений профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги розничным инвесторам, штрафов и доходов от инвестирования средств фонда. Преимущества такого подхода - больший размер фонда, высокая прочность и доверие со стороны розничных инвесторов.

Вторая модель предусматривает формирование его без государственной поддержки и формируется только профучастниками и саморегулируемыми организациями.

Но в любой модели остается важным условие - обязательное членство в саморегулируемых организациях для розничных брокеров и управляющих. Обязательное членство позволит СРО устанавливать обязательные стандарты деятельности и участвовать в функционировании системы риско-ориентированного надзора.

Размер фонда зависит от вероятности возникновения оснований для выплаты компенсаций, и в целом он должен составлять не менее 5-10 процентов размера максимальных гарантий. Например, если исходить из достаточности фонда для выплаты клиентам в случае банкротства двух крупных профучастников одновременно, имеющих до 50 тысяч клиентов, размер фонда должен составлять не менее 30 миллиардов рублей.

- В каких случаях будут компенсированы убытки неквалифицированным инвесторам? И какова максимальная сумма компенсации?

- За счет средств фонда должны компенсироваться убытки неквалифицированных инвесторов, возникшие в результате неспособности брокера вернуть принадлежащие клиенту денежные средства и ценные бумаги. То есть те, которые брокер был не вправе использовать или которые он занял у клиента. По нашим оценкам, большая часть сумм денежных средств, находящихся на клиентских счетах брокеров, составляет от 300 до 600 тысяч рублей. На основании этого мы предполагаем, что компенсация должна выплачиваться в размере 100 процентов суммы активов, но не более 600 тысяч рублей.

- Насколько будет финансово устойчива компенсационная схема?

- Компенсационный фонд является элементом системы защиты розничных клиентов, которая включает в себя также рискоориентированный надзор. Участие и ФСФР, и саморегулируемых организаций в системе такого надзора позволит минимизировать вероятность выплат из фонда, а значит, и финансирование добросовестными и более устойчивыми брокерами недобросовестных и менее устойчивых. На первом этапе включение в компенсационную схему, на наш взгляд, должно проводиться по мере оценки соответствия брокеров установленным требованиям саморегулируемых организаций. Администрироваться такой фонд должен государственной компанией, например, в существующих условиях это могло бы быть Агентство по страхованию вкладов.

- Как вы думаете, когда будет создан компенсационный фонд?

- Создание фонда предполагает внесение изменений в законодательство. Кроме того, само формирование фонда до желательного размера, по нашим оценкам, может продлиться до пяти лет. Участие государства в качестве первоначального взноса может значительно ускорить этот процесс.

Людмила Морозова
"Российская Бизнес-газета" №694 от 24 марта 2009 г.