"Для регулирования маленьких компаний надо установить особые правила" - интервью А.Тимофеева газете "РБК-Дейли" о ходе работы над Кодексом НАУФОР, 14 февраля 2008 года

14.02.2008


НАУФОР завершает разработку кодекса для членов ассоциации, некоторые положения которого могут вступить в силу уже к концу 2008 года. О том, какую именно деятельность участников фондового рынка будет регулировать кодекс и будет ли он обязательным к исполнению, в интервью корреспонденту РБК daily ПОЛИНЕ СМОРОДСКОЙ рассказал председатель правления НАУФОР АЛЕКСЕЙ ТИМОФЕЕВ.

- В связи с чем появилась необходимость разработать полноценный кодекс поведения членов ассоциации?
- Целей при разработке кодекса было несколько. Основная из них заключается в том, чтобы обеспечить высокий уровень качества услуг, которые члены НАУФОР предоставляют своим клиентам. На большинстве развитых финансовых рынках регулирование не исчерпывается усилиями государства, а дополняется усилиями саморегулируемых организаций (СРО). Бурное развитие российского фондового рынка и, что особенно важно, возрастающий интерес населения к нему повышают требования к уровню регулирования отношений между финансовыми организациями и их клиентами. Я полагаю, что справиться с задачей обеспечения необходимого, соответствующего задачам развития россий­ского рынка уровня регулирования силами одних только государственных органов невозможно, в то же время рынок заинтересован в саморегулировании, чтобы избежать серьезных скандалов на рынке и не отпугнуть население.

- Какие именно сферы деятельности будет регулировать кодекс?
- Кодекс содержит правила взаимодействия с клиентами - как с гражданами, так и с юридическими лицами, в том числе правила предоставления информации, рекламы, правила заключения договоров, правила внутренней организации деятельности, правила, ограничивающие возникновение конфликта интересов, такие как, например, построение "китайских стен", правила управления рисками и организации внутреннего контроля. Кодекс содержит правила осуществления брокерской деятельности, в частности правила разделения активов брокера и клиента, порядок принятия и исполнения поручений, правила отчетности брокера, а также правила андеррайтинга и правила управления ценными бумагами.

- А какие-то нововведения планируются в кодексе?
- Для более справедливого регулирования мы намерены провести дифференциацию компаний по размеру. Надо сделать то, чего в нашей стране еще нет: для регулирования маленьких компаний установить особые правила. Этот подход опирается на мировой опыт - для маленьких фирм (из нескольких сотрудников) предлагается особое регулирование, поскольку полная регулятивная нагрузка для них нецелесообразна. В НАУФОР на сегодняшний день более 400 членов, при этом многие из них как раз небольшие фирмы, так что мы не можем игнорировать этот вопрос. -

-К кодексу предлагается большой массив типовых документов. Означает ли это, что члены ассоциации будут предоставлять стандартные услуги?
- Еще одной задачей, которая стояла при разработке кодекса, было выявление наилучшей практики и ее унификация. Во-первых, это необходимо для того, чтобы упростить взаимодействие участников фондового рынка. Кроме того, это обеспечивает внедрение наилучшей практики: типовые документы, которые приложены к кодексу, носят рекомендательный характер, и при их использовании член ассоциации будет указывать на то, что документ соответствует рекомендациям НАУФОР. Таким образом, гражданин при заключении брокерского, например, договора может быть уверен, что такой договор отражает наилучшую практику и повышает доверие к брокеру. Еще одной задачей разработки кодекса, и это тоже очень важно, было сделать услуги наших членов доступнее для понимания их клиентов. Кодекс содержит не только правила, но и многочисленные рекомендации к каждому из них, позволяющие уяснить их суть, объяснить предназначение и соотнести их с нормами права. Я считал бы правильным, если бы кодекс не был закрытым документом, а распространялся среди клиентов. Это имело бы большое дисциплинирующее значение, даже и в отсутствии обязательности правил кодекса.

- Когда планируется ввести использование кодекса в практику?
- Мы разрабатываем кодекс около года, процесс пока еще не закончен, но уже существует его первая версия. В настоящее время мы ведем консультации также с СРО FINRA, являющейся крупнейшей в мире. Роль FINRA заключается в том, чтобы предоставить нам опыт решения аналогичных задач. Думаю, что на следующем этапе кодекс будет обсуждаться с членами НАУФОР и ФСФР. Вопрос об обязательности правил кодекса остается по-прежнему открытым. Будет ли кодекс полностью обязательным, частично обязательным, а частично рекомендательным, будет ли он полностью рекомендательным, в любом случае с его введением мы сделаем очень большой шаг вперед.

- Каким образом НАУФОР намерена осуществлять контроль за исполнением кодекса?
- Сейчас у нас есть подразделения контроля, которые выполняют регулярные проверки членов НАУФОР. Мы стараемся проверять компании по крайней мере раз в три года. Сейчас стали проводиться и совместные проверки с ФСФР. Наконец, НАУФОР проводит проверки по жалобам от клиентов. Естественно, соблюдение кодекса станет дополнительным предметом контроля со стороны НАУФОР. Последствия же выявления нарушений кодекса будут различаться в зависимости от того, будет ли нарушено обязательное или рекомендательное правило кодекса. В первом случае НАУФОР будет требовать устранения нарушения, а во втором - указывать на желательность соблюдения рекомендации.

- Какие меры будут приниматься к члену ассоциации, нарушившему обязательные стандарты кодекса?
- Если будет нарушена обязательная норма кодекса, то последствия должны быть такими же, как и при нарушении норм закона. Наиболее серьезной из применяемых НАУФОР мерой является исключение нарушителя из рядов нашей ассоциации. Но опять же оговорюсь, характер кодекса, будет ли он рекомендательным или обязательным, - для нас предмет обсуждения с нашими членами. Конечно, исключение возможно и сейчас, если нарушены обязательные стандарты ассоциации, но эти стандарты в отличие от кодекса носят фрагментарный характер. В квартал мы исключаем порядка десяти компаний, однако большинство из них исключается или из-за прекращения ими бизнеса, или в результате реструктуризации, когда членом ассоциации остается лишь одна из компаний группы.