Email:
Пароль:
О НАУФОР
Членство в НАУФОР
Стандарты и рекомендации
Информационные материалы
Аттестация и обучение
Мероприятия
"Вестник НАУФОР"

Интервью А. В. Тимофеева Российской бизнес-газете: "Финансовому рынку предписали успех"


Людмила Морозова
Дата публикации 28 февраля 2006 г.



Совсем недавно правительство РФ в целом одобрило проект стратегии развития финансового рынка РФ на 2006 - 2008 годы. Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР) поручено в течение месяца доработать документ и внести его в правительство.
 
"Российская бизнес-газета" обратилась к председателю управления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексею Тимофееву с просьбой рассказать о новой стратегии ФСФР с точки зрения профессионального сообщества финансистов.


- Какие основные направления госполитики по развитию финансового рынка в первую очередь вы считаете актуальными с точки зрения профсообщества?

- На мой взгляд, таких направлений несколько. Первое - повышение конкурентоспособности институтов финансового рынка. Это направление важно, поскольку российский фондовый рынок все больше и больше по мере своего развития сталкивается с глобальной конкуренцией рынков других стран, которые предлагают свои институты - учета, расчетов, хранения ценных бумаг, посреднические и инвестиционные институты в борьбе за международные инвестиции.

Деятельность по повышению конкурентоспособности институтов финансового рынка включает в себя меры по развитию инфраструктуры финансового рынка и как главную меру - создание центрального депозитария, на который возлагается задача по повышению надежности хранения ценных бумаг, а также снижения рисков операций с ними, издержек и в результате повышение ликвидности рынка; повышение роли бирж и иных торговых систем с тем, чтобы они стали местом эффективной торговли ценными бумагами как российских, так и зарубежных эмитентов; внедрение принципов пруденциального надзора, который должен позволить более адекватно управлять рисками на рынке, а также другие. Важным является и провозглашение стратегией необходимости развития институтов долгосрочного инвестирования - инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов и, что также важно, - расширение их круга за счет развития форм негосударственного пенсионного обеспечения.

Другое направление - расширение круга финансовых инструментов. Реализация мер по данному направлению должна позволить преодолеть инструментальный примитивизм российского рынка - обогатить его новыми операциями и стратегиями, которые широко применяются во всем мире. Одной из важных мер, которые предполагается принять по этому направлению, - обеспечение судебной защиты расчетным финансовым инструментам: после 1998 года суды отказывают форвардам в судебной защите на том основании, что такие инструменты отвечают признакам игр и пари. Кроме того, немаловажной мерой является создание универсальных механизмов секьюритизации, то есть превращение разных активов в ценные бумаги для того, чтобы повысить их оборачиваемость, привлечь к ним широкий круг инвесторов и тем самым расширить возможности рефинансирования. Важным является и исключение из законодательства ряда бессмысленных ограничений на выпуск облигаций и упрощение процедуры их выпуска на бирже.

Стратегия провозглашает необходимость повышения прозрачности российских эмитентов, все более и более приближая стандарты раскрытия ими информации к международным. Это делает российских эмитентов более понятными международным инвесторам, позволяет им инвестировать в ценные бумаги российских эмитентов не за рубежом, где наши эмитенты раскрывают информацию по международным стандартам, а в России.

Сейчас, когда на российский рынок ценных бумаг пошло российское население, важным является и предусмотренное стратегией создание компенсационных фондов, которые могли бы хотя бы частично компенсировать потери граждан на финансовых рынках.
Российский фондовый рынок все более и более показывает готовность стать источником финансирования экономики - выполнить свое истинное предназначение. Для того чтобы он стал реальным финансовым центром, необходимо сделать еще многое - именно на это направлена стратегия. Для профсообщества важным являются понимание значения российского фондового рынка, которое демонстрирует стратегия, и определение основных черт этого рынка в ближайшем будущем.


- Как вы оцениваете перспективы и важность развития саморегулирования, что об этом сказано в стратегии?

- Место саморегулируемых организаций в каждой стране определяется традицией, правом, политической системой и особенностями исторической ситуации. В зависимости от этих факторов, а также зрелости профсообщества роль саморегулируемых организаций может быть большей или меньшей. Мне представляется, что задачи ускоренного развития российского рынка ценных бумаг и повышение его конкурентоспособности в глобальном контексте делают востребованными все механизмы институционального развития рынка - как государственные, так и негосударственные.

Стратегия предусматривает возможность передачи части публичных функций, осуществляемых государством, саморегулируемым организациям, а также привлечение саморегулируемых организаций к участию в работе коллегиального государственного органа. Это означает признание государством важности саморегулирования на российском фондовом рынке. Действительно, саморегулирование дополняет меры по госрегулированию специфическими, присущими ему, мерами по регулированию и надзору. Свойствами регулирования, осуществляемого СРО, являются гибкость, быстрота и наиболее глубокое понимание предмета, а надзора - широкий круг мер, которые могут быть использованы для устранения недостатков. Мы уверены, что все эти достоинства саморегулирования будут использованы для развития российского финансового рынка.


- Основная дискуссия на правительстве развернулась вокруг предложения главы ФСФР Олега Вьюгина о преобразовании ФСФР в коллегиальный орган. Почему эта тема вызвала дискуссию и какие еще могут быть варианты мегарегулятора?

- Дискуссия на заседании правительства была вызвана не столько предложением о создании коллегиального органа, сколько его организационно-правовой формой и местом в системе государственной власти. При этом сомнение вызвала возможность создания такого органа в форме публичной корпорации, а также выведение его из-под правительства - из системы органов исполнительной власти. Что же касается коллегиальности, то дискуссия показала важность обеспечения реальной, а не внешней коллегиальности, коллегиальности, которая должна быть основана на равном положении всех членов такого органа, одинаковом порядке их назначения и снятия.


- На правительстве обсуждался вопрос: какая модель права использовалась для разработки стратегии. Какая все-таки использовалась модель и почему этот вопрос оказался предметом обсуждения, в чем опасность принятия той или иной модели и для кого - для рынка, профучастников, системы управления?

- Я могу сказать, что ничто в стратегии не указывает на то, что при ее разработке была выбрана та или иная модель права. Стратегия описывает меры, которые должны быть приняты, и не указывает, какие правовые институты должны быть для этого использованы.
Так уж выходит, что всем развитым рынкам присущ сходный набор финансовых инструментов и институтов, однако каждая страна описывает их правовыми институтами, свойственными правовой семье, к которой эта страна относится. Российское право относится к так называемой континентальной системе права, обычно противопоставляемой другой системе - англо-саксонской. Я уверен, что для реализации стратегии будут использованы институты континентальной системы права, традиционной нашей стране. Российское право сталкивалось с задачами описания новых для него институтов и ранее и в основном справлялось с такой задачей. В качестве примера могу привести паевой инвестиционный фонд, который в англо-саксонской системе права описывается с использованием правового института траста, а в континентальной, в том числе в России, с использованием правового института доверительного управления.

Использование чужеродных правовых институтов затрудняет их применение на практике и защиту в суде. Однако в ряде случаев дело бывает не в использовании чужеродных институтов, а в недостаточной развитости своих. Например, если российское право до сих пор плохо справляется с защитой прав на бездокументарные ценные бумаги, то не потому, что они являются чуждым ему институтом, а потому, что до сих пор не создан адекватный механизм защиты прав на такие, не являющиеся вещью, ценные бумаги.


- В чем состоят основные пути, которые предусматривает стратегия, для привлечения финансовых средств?

- Мне кажется, стратегия не делает предпочтения ни одной из форм привлечения средств на рынок ценных бумаг. Она уделяет внимание и посредникам - брокерам, и доверительным управляющим, и институтам коллективного инвестирования - акционерным и паевым инвестиционным фондам, и негосударственным пенсионным фондам, и страховым организациям. Все эти институты, позволяющие превратить сбережения в инвестиции, требуют своего развития.


- За последний год фондовый рынок показал неплохой рост. Какие прогнозы на будущее по поводу его роста?

- Действительно, российский фондовый рынок показал в прошлом и в начале этого года хороший рост. При определенных обстоятельствах этот рост продолжится и далее. Однако уже сейчас необходимо, чтобы рост был поддержан качественными изменениями на рынке - увеличением количества эмитентов, чьи ценные бумаги обращаются на рынке, расширением круга инструментов, улучшением инфраструктуры и развитием инвестиционных институтов. В противном случае с дальнейшим ростом рынка будут расти риски, связанные с его переоценкой. Особое значение в этом смысле имеет защита населения, которое доверилось росту рынка.


- ФСФР выступает за раскрытие информации о бенефициарах публичных компаний. Как это будет осуществляться на деле?

- Задача выявления бенефициаров является довольно сложной. Однако российские компании, выходящие на зарубежные рынки, уже давно демонстрируют своих бенефициарных владельцев. Для того чтобы это происходило в России, необходимо внести некоторые изменения в законодательство, предусмотрев, в частности, что раскрывать необходимо не только владельцев ценных бумаг - в строгом смысле по российскому закону офшорные компании являются владельцами ценных бумаг, - а также лиц, в интересах которых такое владение осуществляется - бенефициаров. Эти, а также некоторые другие меры, например, усиление правоприменительных полномочий ФСФР, без которых не обойтись, помогут так называемому снятию "корпоративных покровов" с российских эмитентов.
В общем же, стоит заметить, что по мере повышения зрелости российского рынка и его привлекательности как источника инвестиций российские компании будут демонстрировать все большую открытость.


- Как вы считаете, в чем была сложность принятия этого документа?

- Стратегия является сложным документом, затрагивающим многие вопросы рынка ценных бумаг, большинство из которых являются непростыми, ее реализация требует взаимодействия многих ведомств. Поэтому не странно, что обсуждалась и принималась она довольно долго. В течение всего этого времени ситуация на российском рынке постоянно менялась, заметные изменения произошли недавно в связи с либерализацией рынка акций "Газпрома". Все эти обстоятельства должны быть соответствующим образом отражены в стратегии.


Смотрите также интервью Руководителя ФСФР О.В. Вьюгина "Кто на бирже хозяин: будет ли создан "центральный банк" на финансовом рынке".
Дата публ./изм.
28.02.2006