Форекс-мажорное законотворчество - статья с комментарием НАУФОР, 16 мая 2013

16.05.2013

Закон об электронной валютной торговле обрастает замечаниями перед принятием

Проект закона, который будет регулировать рынок электронной торговли валютой, на следующей неделе предполагается рассмотреть в первом чтении в Госдуме. Между тем законопроект продолжает собирать отрицательные отзывы профессионального сообщества.

Национальная ассоциация фондового рынка (НАУФОР) направила в администрацию президента письмо (есть в распоряжении "Ъ") с критическими замечаниями к проекту закона о регулировании рынка форекс. В НАУФОР подтвердили факт отправки письма. Законопроект разработан Федеральной службой по финансовым рынкам с использованием данных Центра регулирования внебиржевых финансовых инструментов и технологий (ЦРФИН; саморегулируемое объединение форекс-компаний), затем доработано в Минфине. На 24 мая в Госдуме назначено рассмотрение законопроекта в первом чтении, комитет по финансовому рынку поддержал документ при условии его доработки ко второму чтению.

Между тем у НАУФОР сохраняются замечания к текущей версии проекта закона. "Замечания носят концептуальный характер, и законопроект следовало бы отклонить, считает глава НАУФОР Алексей Тимофеев. Самое принципиальное — в ассоциации считают, что получение форекс-компаниями лицензий нового вида — "дилерская деятельность на внебиржевом рынке форекс" — необоснованно. НАУФОР предлагает не вводить в оборот новый вид лицензии, а выдавать форекс-компаниям обычные дилерские лицензии, расширив определение этого вида деятельности за счет операций с производными финансовыми инструментами, базисным активом которых являются котировки валютной пары.

"Внедрение данного подхода повлечет за собой необходимость выполнения форекс-компаниями избыточных норм регулирования",— возражает глава ЦРФИН Вадим Виноградов. Сейчас дилерами на валютном рынке выступают банки, а к ним применяются очень жесткие требования, в частности, в инструкции ЦБ об открытой валютной позиции говорится, что она не может превышать 10% от уставного капитала, приводит пример руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук. "Если эту норму применить к форекс-компаниям, которые покрывают клиентские сделки, то они не смогут вести бизнес на валютном рынке",— считает он.

При этом отнесение деятельности форекс-компаний именно к дилерской у НАУФОР возражений не вызывает. Дилер (в отличие от брокера) торгует не на клиентские, а только на свои средства, что по видимости противоречит практике форекс-рынка. Однако форекс-компании являются контрагентами для своих клиентов (отвечают по контракту с клиентом своими средствами), и в этом смысле являются именно дилерами, поясняет господин Тимофеев.

При этом НАУФОР предлагает частично применить к форекс-дилерам брокерские правила, поскольку они регулируют отношения с клиентами, более подробно описав нормы этих отношений в законе. По мнению генерального директора "Финама" Сергея Лукьянова, применение брокерских норм к форекс-дилерам приведет к значительному снижению маржинальности их бизнеса, особенно в части невозможности удаленного открытия счетов (а именно это сейчас обеспечивает высокий поток новых клиентов форекс-брокерам). Затратной для небольших компаний окажется и обязанность сдавать отчетность в ФСФР. В ЦРФИН говорят, что если будут применяться данные нормы, есть опасность, что форекс-брокеры предпочтут продолжать работать вне российской юрисдикции.

Управляющий директор ГК "Алор" Сергей Хестанов добавляет, что законопроект даже при внесении дополнений НАУФОР не решает основной проблемы: "У форекс-компаний останутся возможности для злоупотреблений в отношении клиентов, если не будет обязанности четкой и прозрачной фиксации времени и стоимости сделки и определения того, как происходит ценообразование валютных пар". Напомним, что именно в этой части доработать законопроект рекомендовало правительство в своем заключении на него (см. "Ъ" от 13 марта).

Юлия Орлова

Читать статью на сайте kommersant.ru