На фондовом рынке упрощается процедура размещения ценных бумаг - интервью председателя Правления НАУФОР А.В.Тимофеева Россйиской бизнес-газете

30.10.2007

На фондовом рынке упрощается процедура размещения ценных бумаг
Российская бизнес-газета, № 627 от 30 октября 2007 года

В Госдуму недавно внесены и готовятся к первому чтению поправки в Закон "О рынке ценных бумаг", подготовленные НАУФОР. Поправки касаются внебиржевых облигаций и кредитных организаций. "Российская бизнес-газета" обратилась к председателю правления НАУФОР Алексею ТИМОФЕЕВУ с просьбой подробно рассказать о готовящихся изменениях в Законе "О рынке ценных бумаг".
- Алексей Викторович, в чем состоит смысл поправок в Закон "О рынке ценных бумаг"? Будут ли они вноситься отдельными законопроектами или одним "пакетом"?
- Эти поправки направлены на совершенствование процедуры эмиссии. Они были подготовлены НАУФОР во взаимодействии с ФСФР и одобрены правительством. Поправки внесены одним "пакетом". В первую очередь поправки коснутся упрощения процедур подведения итогов выпуска внебиржевых облигаций.
Законопроект предусматривает замену регистрации отчета об итогах выпуска для таких облигаций на уведомление. Это ускоряет момент начала обращения облигаций после их размещения, что делает их более привлекательными для инвесторов, а значит, позволяет эмитенту предложить более адекватные условия доходности облигаций. Процедура эмиссии в целом ускоряется и приближается по срокам к срокам эмиссии облигаций на зарубежных рынках, а потому становится более конкурентной.
- Как это отразится на рынке?
- Думаю, что весьма положительно, поскольку интерес к облигационным заимствованиям на российском рынке постоянно растет. Если посмотреть на существующую на российском рынке процедуру эмиссии, то для того чтобы выпустить облигации, нужно принять решение об их выпуске, подготовить проспект ценных бумаг и обратиться в ФСФР за регистраций. После регистрации выпуска облигаций в ФСФР, которая занимает около месяца, можно начинать их размещение. После же размещения, следуя общему порядку, необходимо обратиться в ФСФР за регистрацией отчета об итогах выпуска облигаций. Это отнимает около двух недель. До регистрации отчета облигации не могут обращаться. Естественно, поэтому, что инвесторы, которые не могут их продать сразу после размещения, соглашаются с этим только в обмен на большую доходность, делая тем самым выпуск облигаций менее выгодным для эмитента. Иностранные инвесторы также закладывают валютные риски.
За рубежом на развитых рынках таких неудобств нет, выпуск облигаций занимает меньший на несколько месяцев срок, и обращение начинается немедленно после размещения бумаг. Не странно поэтому, что соотношение внутреннего российского корпоративного долга к внешнему составляет 30 на 70. Российские компании предпочитают занимать за рубежом, где условия займа более рыночные, выгодные для эмитента.
Хотел бы еще раз обратить внимание на то, что речь в поправках идет о внебиржевых, то есть не предназначенных для биржевого обращения облигаций. Для биржевых облигаций удобная, даже более простая процедура уже создана, но в том-то и дело, что существует потребность не только в биржевом, но и во внебиржевом рынке облигаций. Доказательством этого является сопоставимый с облигационным рынок векселей, формальности выпуска которых вообще минимальны.
- Появятся ли дополнительные риски для инвесторов в связи с отменой отчета об итогах размещения облигаций?
- Я полагаю, что нет. Потому, что в случае с облигациями в отличие от акций меньше рисков, которые требуют административного контроля, а что такое регистрация отчета об итогах выпуска как не прием административного контроля. Здесь мы можем в большей степени положится на суды - выпуск облигаций - это займ, характер отношений сторон сугубо имущественный, поэтому превентивный характер административного контроля здесь не так важен, как при выпуске акций.
- Что предлагается сделать для совершенствования эмиссии ценных бумаг кредитных организаций?
- Второй темой законопроекта является распространение правил подведения итогов публичного выпуска ценных бумаг на кредитные организации. Напомню, когда в прошлом году в законе были сделаны поправки, направленные на создание условий для IPO, некоторые из них не распространялись на кредитные организации. В результате банки, в тех случаях когда все остальные эмитенты направляют в ФСФР уведомление, должны, как и прежде, регистрировать отчет об итогах выпуска в Центральном банке. Как и прежде, это отнимает длительное время, в течение которого ценные бумаги не обращаются, инвесторы несут кредитные и валютные риски, риск признания выпуска несостоявшимся. Мы предлагаем распространить на кредитные организации все правила, которые действуют в отношении прочих эмитентов, а именно: если ценные бумаги размещаются при участии брокера и прошли листинг, то регистрационный порядок заменяется на уведомительный. Особенно это важно для так называемого "параллельного" размещения, то есть для размещения одновременно за рубежом и в России.
- Как, по-вашему, наши банки готовы выходить на фондовый рынок к неограниченному кругу инвесторов или эта инициатива "на будущее"?

- Это потребность сегодняшнего дня. Мы ожидаем, что вслед за крупнейшими российскими банками, такими, как ВТБ и Сбербанк, к финансированию на фондовом рынке обратятся и другие банки, для которых удобство процедуры будет иметь большее значение, чем для ВТБ и Сбербанка. Особенно это важно сейчас, в условиях кризиса ликвидности.
- Какова позиция ЦБ РФ по данному вопросу?

- Естественно, изменение процедуры эмиссии акций кредитных организаций может потребовать корректировки приемов надзора, используемых Центральным банком, и мы сейчас обсуждаем соответствующие изменения.
- Насколько поправки облегчают жизнь российским компаниям?

- Поправки в целом направлены на облегчение доступа российских компаний к ресурсам финансового рынка. Чем дальше, тем больше российские компании будут обращаться к национальному инвестору, потому что такой инвестор демонстрирует наилучшее понимание их бизнеса.