Клиентов переведут на спецобслуживание - Коммерсантъ, 23 сентября 2020

23.09.2020

Банки потеряют часть доходов от брокерских счетов

ЦБ согласовал с Минфином законопроект по выделению средств клиентов, находящихся на брокерском обслуживании в банках, на отдельные спецсчета. Сейчас такой механизм реализован только в брокерских компаниях. Таким образом, средства инвесторов не попадут в конкурсную массу при банкротстве банка. Для банков это означает не только работу над изменением внутреннего учета, но и лишение части дохода от использования этих средств клиентов.

Зампред ЦБ Владимир Чистюхин сообщил, что регулятор одобрил законопроект Минфина по сегрегации денежных средств клиентов банками по договорам о брокерском обслуживании на отдельные специальные счета: «Нам бы хотелось… чтобы профучастники, не являющиеся кредитными организациями, и брокеры, являющиеся кредитными организациями, соблюдали некие единые правила сегрегации». Отдельные счета предполагается открывать в других банках или ЦБ. После согласования законопроекта со стороны Минэкономики он будет внесен в Госдуму. В Минфине не ответили на запрос “Ъ”.

Минфин вынес поправки на обсуждение весной. Как следует из пояснительной записки к ним, остатки на брокерских счетах в банках не превышали 0,5% от общей суммы привлеченных средств, в связи с чем сегрегация не должна существенно повлиять на состояние ликвидности банков и на их финансовую устойчивость.

По словам источника “Ъ”, знакомого с ситуацией, профсообщество не спешило давать свои предложения, поскольку тема сегрегации средств подпадала под «заморозку» нормативных актов, проводимую Банком России в текущем году.

Сейчас средства клиентов выделяются на специальном счете только у брокерских компаний. Клиент может выбрать для себя и открытие индивидуального счета, но эта услуга обойдется в несколько тысяч рублей в месяц. Брокер может использовать средства спецсчета для дополнительного заработка, например для маржинального кредитования. Это требует согласия клиентов, чьи средства будут использоваться, но, по словам собеседника “Ъ” в крупном брокере, соглашаются на это 70–80% клиентов. «Брокеры всячески пытаются получить такое согласие и могут за него предоставлять разные скидки»,— поясняет он.

В банке же средства клиентов на брокерском обслуживании не обособляются. По оценке источника “Ъ” в крупном банке, такое бесплатное фондирование дает банку заработать 25–30% дохода от всего брокерского направления. По словам директора по брокерскому бизнесу «БКС Брокер» Олега Чихладзе, потери банков в том числе будут, если они размещают денежные средства клиентов без их согласия.

Управляющий директор дирекции инвестиционного бизнеса МКБ Максим Малетин также отметил, что предлагаемые изменения направлены на установление единых рыночных правил и выступают против регуляторного арбитража. «Бизнес брокера должен строиться на предоставлении качественных продуктов и услуг, полезных для инвестора, а не на использовании его свободных денежных средств»,— указал он.

Сегрегация брокерских счетов приведет к увеличению трудозатрат и расходов на обслуживание клиентов, что удорожит обслуживание, считает руководитель департамента брокерского обслуживания ВТБ Владимир Потапов.

По его словам, в частности, из-за необходимости открытия банком-брокером счета в другом банке стоимость обслуживания для клиентов увеличивается и добавляется кредитный риск сторонней кредитной организации, в то время как выбор клиентом конкретного банка-брокера может быть обусловлен именно доверием к конкретной организации с учетом ее кредитного рейтинга и масштаба, считает он.

Как сообщил директор инвестиционного бизнеса «Тинькофф» Дмитрий Панченко, на рынке сегодня остались только качественные, понятные ЦБ участники, высока доля государственных игроков. На этом фоне, полагает он, срочное внедрение сегрегации не является главным приоритетом развития рынка, к вопросу можно вернуться через несколько лет.

Полина Смородская

Подробнее на сайте Коммерсантъ