Советники выйдут из серой зоны - интервью А.Тимофеева "Российской бизнес-газете" о возобновлении работы по подготовке законодательства об инвестиционных советниках, 19 марта 2013

19.03.2013

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) планирует подготовить законопроект об инвестиционных советниках на рынке ценных бумаг. Документ призван решить глобальную задачу по стимулированию внутреннего инвестиционного спроса. О том, что это за вид деятельности, кто сможет выступать в роли советников и кто составит их целевую аудиторию, в интервью "РБГ" рассказал председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.

- Чем обусловлена необходимость появления такого закона?

- Создание нового вида деятельности на финансовом рынке - инвестиционных советников - является одной из мер решения задачи по стимулированию внутреннего инвестиционного спроса. С одной стороны, бизнес по инвестиционному консультированию уже ведется, но ведется в серой зоне за пределами регулирования и надзора, принятого в отношении других видов деятельности на финансовом рынке, и должен быть урегулирован. С другой стороны, такое регулирование, если оно будет адекватным, поспособствует развитию этого бизнеса. Давайте взглянем на структуру индустрии финансовых посредников за рубежом, мы увидим там, что компании, которые сфокусированы на инвестиционном консультировании, являются самой многочисленной ее частью. И это преимущественно маленькие компании. И то и другое не странно: инвестиционные советники обеспечивают связь инвестирующего населения с более крупными компаниями, совершающими операции с финансовыми инструментами, действующими в крупных городах и финансовых центрах. Инвестиционные советники выполняют роль своего рода "домашнего доктора" - попечителя финансовых активов: следят за рыночной конъюнктурой, условиями финансовых услуг и регулярно дают советы, как распорядиться свободными средствами.

Компании-советники за рубежом небольшие, в большинстве из них работают до пяти сотрудников. Этот бизнес по определению малый, в этом случае он успешен, а для того, чтобы он мог существовать, необходимо найти оптимальную регулятивную нагрузку, сопоставимую с его рентабельностью. Если этого удается добиться, появляется массовая индустрия советников, которые могут действовать и в небольших городах, например в России - в городах с населением до 50 тыс., где создание полноценной финансовой компании и даже ее филиала может быть нерентабельным. Благодаря такой индустрии в процесс инвестирования включается значительная часть населения. И чем больше индустрия инвестиционных консультантов, тем более сильным является внутренний рынок.

- Кто составит целевую аудиторию инвестконсультантов?

- Инвестиционные советники оказывают услуги населению, и граждане должны быть защищены от неквалифицированных инвестиционных советов, а также от советов, противоречащих интересам клиентов. Соответствующее регулирование должно распространяться не только на тех, кто намерен специализироваться на инвестиционном консультировании, но и на тех, кто делает это попутно с оказанием брокерских услуг или услуг по управлению активами. Таким образом, в конечном итоге целевая аудитория закона - инвестирующее население. Сам же закон должен быть о правилах инвестиционного консультирования и тех, кто это делает.

- Кто сможет выступать в роли инвестконсультанта, каким требованиям они должны будут соответствовать и кто будет регулировать их деятельность?

- Вопрос непростой. Нужна оптимальная, минимальная по сравнению со всеми другими видами профессиональной деятельности на финансовом рынке регулятивная нагрузка. Возможно, что консультировать должно быть разрешено не только компаниям, но и гражданам. Возможно, их следует освободить от обязанности лицензирования, а ограничиться требованием о членстве в саморегулируемой организации. Так или иначе, инвестиционные советники должны подчиняться нескольким требованиям к квалификации персонала. Они должны разбираться в нюансах разных финансовых инструментов, также должны быть требования относительно того, кому из граждан какие финансовые продукты они могут советовать. Не все финансовые продукты одинаково подходят людям разного возраста, опыта и достатка. Должны быть требования, направленные против конфликта интересов, - советник должен действовать в интересах того, кому дает совет, или предупреждать, что они заинтересованы в предложении тех или иных финансовых инструментов. Наконец, они должны застраховать свою профессиональную ответственность.

- Кто будет оплачивать работу инвестконсультанта?

- Здесь должен быть реализован принцип - вознаграждение можно брать только у одной из сторон. Обычно вознаграждение платит клиент - гражданин, который пользуется услугами советника. Советник в этом случае имеет право называться независимым. Брать вознаграждение от тех, чьи финансовые продукты он предлагает, он не вправе. Наоборот, инвестиционный советник может получать вознаграждение от тех, чьи финансовые продукты он предлагает. Но в этом случае он не вправе получать вознаграждение от тех, кому он их предлагает, более того, он должен предупреждать их о том, что он получает комиссию от продажи финансовых продуктов.

- НАУФОР при подготовке законопроекта учитывает международный опыт работы инвестконсультантов?

- Концепция инвестиционных консультантов в целом основана на модели, которая существует и в США, и в Европе. В США инвестиционные советники - это те, кто дает инвестиционные советы и может управлять активами. В Европе это две разные лицензии. В России уже есть лицензия на управление активами, поэтому мы пойдем по европейскому пути.

- Когда можно ждать появления законопроекта?

- Я считаю создание такой индустрии очень важным для решения задачи развития внутреннего инвестора, поэтому хотелось бы уже в этом году принять законопроект хотя бы в первом чтении.

Евгения Носкова

Российская газета