НАУФОР предлагает ограничить 600 тыс. руб. компенсацию розничным инвесторам на финрынке - ИНТЕРФАКС-АФИ, 12 марта 2009 года

13.03.2009

Москва. 12 марта. ИНТЕРФАКС-АФИ - Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направила письмо в Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР), в котором предложила ограничить суммой в 600 тыс. рублей размер компенсации розничным инвесторам на финансовом рынке.

В письме, текст которого имеется в распоряжении "Интерфакса-АФИ", содержатся предварительные предложения по формированию компенсационного фонда на финансовом рынке.

Идея создания компенсационного фонда начала активно обсуждаться с декабря прошлого года, когда ее обозначил премьер-министр РФ Владимир Путин на заседании президиума правительства. Создание компенсационного фонда включено в стратегию развития финансового рынка РФ, которую в январе одобрило правительство.

В письме НАУФОР говорится, что за счет средств фонда должны компенсироваться убытки неквалифицированных инвесторов - граждан РФ, возникшие в результате неспособности брокеров вернуть принадлежащие клиенту денежные средства и ценные бумаги. Это означает, что компенсация будет выплачиваться в случае отсутствия денежных средств и ценных бумаг, которые брокер был не вправе использовать или которые занял у клиента, но не вернул.

По оценкам НАУФОР, большая часть средств, находящихся на специальных брокерских счетах, и стоимость ценных бумаг, находящихся на счетах депо одного гражданина, составляет от 300 тыс. до 600 тыс. рублей. Данная оценка не учитывает счета граждан, которые приобрели ценные бумаги в результате "народных IPO", суммы таких счетов значительно меньше.

Эксперты ассоциации считают, что компенсация должна выплачиваться в размере 100% суммы активов, но не более 600 тыс. рублей. Сумма компенсации не может превышать эту сумму, даже если гражданином открыто несколько счетов у одного брокера. Однако если инвестор имеет счета у нескольких брокеров, по каждому из них необходимо гарантировать компенсации.

Для выплаты компенсации ценные бумаги должны оцениваться по рыночной стоимости на момент наступления страхового случая.

По мнению НАУФОР, компенсационный фонд должен формироваться из четырех источников. Первый - страховые взносы брокеров и пени за их несвоевременную уплату. Страховые взносы профучастников предлагается определять исходя из стоимости активов клиентов-физических лиц (портфельный подход - денежные средства и ценные бумаги). Этот подход ассоциация считает наиболее простым и прозрачным в настоящее время.

При этом ассоциация отмечает, что размер взносов в фонд должен быть существенно меньше, чем существующий для системы страхования вкладов (0,13%), поскольку доходы профучастников при осуществлении брокерской деятельности в десятки раз меньше, чем у банков по депозитам физических лиц. Кроме того, в отличие от депозитов, где банк использует средства на счете, брокер не имеет права использовать средства клиента.

Для определения размеров страховых взносов ценные бумаги должны оцениваться по рыночной стоимости на момент наступления срока внесения соответствующего взноса (предположительно раз в квартал). Второй источник - доходы от инвестирования средств фонда. Третий - штрафы, взысканные саморегулируемой организацией (СРО), объединяющей брокеров, возможно, штрафы, взысканные ФСФР. Четвертый источник пополнения фонда - госсредства. В случае дефицита фонда государство должно компенсировать его за счет бюджета. Однако уже на этапе формирования фонда желательным является внесение государством первоначального взноса до необходимого размера фонда.

Размер фонда зависит от вероятности возникновения оснований для выплаты компенсаций. Например, одним из вариантов оценки размера фонда НАУФОР предлагает сделать его достаточность для выплаты клиентам одновременно двух крупных участников (до 50 тыс. розничных клиентов, имеющих право на компенсации). В этом случае размер фонда составляет не менее 30 млрд рублей. Другим вариантом оценки может быть достаточность фонда в случае банкротства 10 мелких (от 10 тыс. до 20 тыс. клиентов, имеющих право на компенсации). В последнем случае размер фонда составляет от 6 млрд до 12 млрд рублей.

В рамках этого диапазона находится вероятный размер фонда. В целом он должен составлять не менее 5-10% размера максимальных гарантий, считает ассоциация.

При создании фонда ассоциация предлагает исходить из возможности его формирования до желательного размера в течение 5 лет. В письме отмечается, что создание фонда является частью более общей концепции риск-ориентированного надзора, в котором должны участвовать ФСФР и СРО. Это позволит минимизировать вероятность выплат из фонда.

Создание фонда тесно связано с введением нормативов достаточности капитала и других правил управления рисками. Помимо введения ФСФР собственных правил это предполагает введение обязательного членства в СРО для брокеров, оказывающих услуги розничным неквалифицированным инвесторам, введение СРО собственных требований по управлению рисками, правил отчетности и ее обработки.

На первом этапе включение в компенсационную схему должно проводиться по мере оценки соответствия брокеров, хотя и являющихся членами СРО, установленным требованиям, по рекомендациям СРО.

Администратор фонда должен иметь право требования по отношению к брокеру, клиенту которого он выплатил компенсацию, в размере такой выплаты.

Распространение компенсационной схемы на клиентов управляющих ценными бумагами является самостоятельным и сложным вопросом, считают в НАУФОР. В настоящее время его решение может быть отложено, поскольку клиентами таких управляющих обычно являются квалифицированные инвесторы.