Андрей Звездочкин (Вестник НАУФОР №2 2013)

10.04.2013

Андрей Звездочкин, генеральный директор компании “АТОН”, СЕО

"РЫНОК ИЗМЕНИЛСЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНО" Интервью.

Основная проблема для рыночных игроков и индустрии в целом сейчас заключается не в конкуренции, а в том, чтобы увеличить объемы самого рынка

Генеральный директор компании “АТОН” Андрей Звездочкин рассказывает главному редактору “Вестника НАУФОР” Ирине Слюсаревой о том, каким образом может выжить в России независимый инвестиционный банк, почему конкурировать приходится не с брокерами, а с продуктами и рынками, и что он читает в свободное время, которого у него нет.

- Андрей, какова сейчас ситуация на рынке инвестиционного банкинга?

- Ситуация на рынке сейчас достаточно сложная. Об этом можно судить по ключевым рыночным индикаторам, и картина получается довольно выразительная. Обороты по акциям российских компаний и объемы M&A-сделок снижаются. Число активных инвесторов, зарегистрированных на Московской бирже, уменьшается, объем активов, выводимых с рынка ПИФов, стабильно превышает объем новых инвестиций. Перспективы пенсионной реформы туманны…

С другой стороны, прослеживается позитивная динамика на валютном рынке и на рынке долговых ценных бумаг, что вполне закономерно, учитывая желание инвесторов минимизировать свои риски.

За последние пять лет рынок изменился фундаментально. И процесс преобразований еще не завершен. Нам только предстоит понять, каким он будет "завтра".

- С кем вы конкурируете? Какова сейчас доля "АТОНа" на рынке?

- Основная проблема для рыночных игроков и индустрии в целом сейчас заключается не в конкуренции, а в том, чтобы увеличить объемы самого рынка.

Давайте возьмем для примера сектор частных инвестиций. В России объем вложений частных клиентов в банковские депозиты на порядки выше объемов, вложенных в инвестиционные продукты.

Перераспределение всего лишь 2% депозитов в пользу инвестиций может увеличить объем российского рынка в 2 раза. В связи с этим, я обсуждал бы конкуренцию не между инвестиционными компаниями, а с альтернативными продуктами и рынками.

Думаю, это вызов для всей инвестиционной индустрии в целом. Как игроки рынка совместно могут создать лучшие условия для его восстановления? Что для этого нужно предпринять?

НАУФОР прикладывает большие усилия для реализации давно актуальных мер, - таких, как введение налоговых льгот на инвестиции в ценные бумаги, индивидуальных пенсионных счетов и еще ряда подобных инициатив. Надеюсь, эта работа завершится успешно.

- Изменилась ли стратегия компании после вашего прихода? Каковы ваши основные цели?

- Наша долгосрочная стратегия не претерпела изменений. Мы полагаем, что услуги независимого российского инвестиционного банка будут востребованы частными, корпоративными и институциональными клиентами в России. В долгосрочной перспективе мы полагаем, что финансовые рынки будут восстанавливаться. Если мы будем успешны в реализации целей наших клиентов, то наша модель ведения бизнеса будет иметь успех.

- Каковы результаты "АТОНа" за прошлый год?

- В настоящий момент мы находимся в процессе подготовки аудируемой отчетности за 2012 год, поэтому озвучивать результаты пока преждевременно.

- Можете ли вы прокомментировать структуру компании: почему она именно такая?

- Структура компании разделена согласно ключевым бизнес-направлениям, ориентирована на важные для нас клиентские сегменты и нашу продуктовую специализацию.

"АТОН Капитал", возглавляемый Алексем Сизовым, включает в себя equity, fixed income, research, DMA и treasury подразделения. Виктор Долженко отвечает за бизнес с частными клиентами.

Направление корпоративных финансов возглавляет Агарон Папоян, работу с крупными клиентами - Максим Волков, управлением активов занимается Евгений Малыхин.

Сухроб Ибадов курирует подразделения HR, маркетинга и PR. Руслан Северин управляет финансовым, операционным и IT-блоками.

Думаю, нам удалось сформировать очень эффективную и профессиональную команду на всех уровнях в компании. Это позволяет смело смотреть в будущее.

- Чем отличается ваш брокерский бизнес от бизнеса других брокеров? Кто ваш клиент в брокеридже?

- В работе с каждой из групп клиентов компания предоставляет свои преимущества.

В институциональном бизнесе мы обладаем существенным опытом в работе с акциями второго эшелона, хорошими возможностями в совмещении интересов российских и международных инвесторов. Большим спросом у инвесторов пользуется наша программа прямого доступа к российским эмитентам.

На рынке облигаций мы специализируемся на муниципальных и корпоративных бумагах. Нам сложно конкурировать балансом с коммерческими банками. Качество обслуживания клиентов является одним из главных преимуществ компании.

В работе с частными клиентами компания сфокусирована на достижение лучших результатов для своих клиентов, качество финансового совета и уровень профессионалов, задействованных в процессе обслуживания клиентов. Ориентация на интересы клиентов снижает маржинальность наших операций по сравнению с некоторыми домами, но мы полагаем, что в долгосрочной перспективе это наиболее правильный подход для клиентов и компании.

- Кто ваш клиент в wealth management?

- Наша целевая аудитория в бизнесе с частными клиентами - это состоятельные клиенты со свободными активами в диапазоне от 100 000 долларов США до 3 млн долларов США. Это большой и емкий сегмент рынка, конкуренция в котором в последнее время снизилась.

- Чем отличается бизнес вашей УК от бизнеса других управляющих?

- Мы используем принцип открытой архитектуры, не ограничивая инвестиционные возможности клиентов только своими продуктами, мы готовы рассматривать варианты более тесных партнерств с управляющими компаниями, в случае если это позволяет предложить клиентам новые эффективные продукты.

Продажа продуктов УК полностью интегрирована в процесс продаж и обслуживания клиентов компании, делая продукты УК частью всего инвестиционного портфеля клиентов.

Иными словами, мы всегда стараемся искать новые, более эффективные варианты работы и выходить за рамки существующих в индустрии стереотипов.

- Каковы ваши самые успешные последние сделки в области прямых инвестиций и в корпфинансах?

- Каждое из названных вами направлений уже много лет успешно работает и вносит значимый вклад в доходы Группы. Если говорить о прямых инвестициях, то у нас существует отдельное подразделение - Aton Capital Partners, специализирующееся на инвестиции в компании среднего размера.

Некоторые сделки были успешно закрыты. В частности, одной из самых выгодных сделок стала продажа интернет-провайдера NetByNet Мегафону. Внутренняя норма рентабельности составила 50% годовых.

Относительно корпоративных финансов, тут только за последние 3 года объем закрытых нами сделок составил около 20 млрд рублей. Из крупных последних сделок мы принимали активное участие в SPO РБК, а также выступили соорганизаторами IPO Московской биржи, где внесли значительный вклад в части привлечения индивидуальных инвесторов.

- Насколько сейчас востребовано ДУ?

- Сегодня для индустрии управления активами в России не простой период, доверие клиентов к коллективным инвестициям после 2008 года еще не восстановилось. Даже если ваш фонд показывает прекрасные результаты, значительно опережает индекс - это не привлекает клиентов. Интересно, что у инвесторов нет такого же предубеждения к ETF и другим иностранным фондам. Это, вероятно, говорит о том, что проблема носит психологический характер.

Думаю, что рынок управления активами будет восстанавливаться, но этот процесс займет продолжительное время. Поэтому мы в АТОНе будем развивать услуги по управлению активами прежде всего за счет поиска новых инвестиционных идей. Сейчас такой идеей могут быть стратегии абсолютного дохода, призванные обеспечить инвесторам прибыль даже на сложном рынке. Мы анонсировали подобную стратегию в рамках доверительного управления, если опыт окажется успешным, будем запускать аналогичный продукт и в рамках ПИФов.

- Какова ваша информационная политика? Почему об АТОНе мало пишут в СМИ - это установка?

- Взаимодействие с СМИ, внешние коммуникации являются важной составляющей нашей PR- политики. Мы предпочитаем качество упоминаний количеству. Возможно, в этом году поводов для общения со СМИ окажется больше.

- Как вы относитесь к перспективе появления в России мегарегулятора?

- В современном мире финансовые рынки тесно связаны друг с другом. Создание мегарегулятора дает предпосылки для более эффективного регулирования рынков.

У нас много вопросов, которые требуют решения, - в частности, по инициативам НАУФОР. Кроме того, назрела проблема регулирования рынка FOREX. Действия многих его участников часто бывают некорректными по отношению к клиентам, подрывая тем самым перспективы восстановления рынка классических инвестиционных услуг.

- Появления каких законов и нормативных актов вы добиваетесь?

- Мы поддерживаем инициативы НАУФОР, касающиеся введения налоговых льгот для инвесторов российских ценных бумаг и внедрения системы индивидуальных пенсионных счетов.

Также было бы важным устранение двойственности трактовки законодательства в части сохранности пенсионных накоплений.

- Каковы ваши основные источники информации: книги, печатные СМИ, ТВ, Интернет, профессиональная аналитика? Что вы любите читать?

- Прежде всего, это известные мне люди, которым я доверяю и высоко оцениваю, прежде всего, с профессиональной точки зрения и личным качествам. Затем общепринятые средства массовой информации: интернет, деловые издания и т.д.

Свободного времени не так много, поэтому в основном читаю профессиональную литературу.

Особый интерес вызывает история финансовых рынков, в частности история американского рынка прошлого столетия.

- Каково ваше самое яркое впечатление в прошлом году?

- Самое яркое впечатление года - решение интересной, на мой взгляд, профессиональной задачи: каким образом построить работу компании, чтобы успешно и эффективно отвечать вызовам рынка, выйти из кризиса индустрии с наиболее сильными позициями.