Яков Миркин (Вестник НАУФОР №3 2010))

05.04.2010

Яков Миркин, председатель Совета директоров ИК "Еврофинансы"

ПРОФЕССИОНАЛЫ В АССОРТИМЕНТЕ. Статья.

Поскольку менеджер - это товар, то его обращение в экономике имеет (по аналогии с товарами) свои законы

Мы утверждаем себя как товар всю жизнь. Неважно, идет ли речь о самом начале жизненного цикла, или же эффективность уже доказана сотни раз, но и в сто первый человек вновь должен демонстрировать, как дорого стоит и каким уникальным товаром является.

Менеджер как товар

На свободном рынке труда любой менеджер является товаром. Его способности, опыт, квалификация, личная этика, наконец, "упаковка" являются в рыночной парадигме товарными свойствами. И оцениваются рынком именно в этой логике. На следующем этапе товарно-денежных отношений эти качества либо отвергаются, либо превращаются в спрос, подкрепленный правом на регулярное денежное вознаграждение, личное время подчиненного персонала, свободу действовать внутри статусных, корпоративных и других иерархий. Сознание, что на рынке труда человек является товаром (должного или ненадлежащего качества) - это то, от чего невозможно заслониться. Каким бы удобным ни был мир семьи и товарищества, где тебя ценят просто за то, что ты существуешь, а не за то, какими навыками обладаешь и какую добавленную стоимость можешь принести. Более того, мы утверждаем себя как товар всю жизнь. Неважно, идет ли речь о самом начале жизненного цикла, или же эффективность уже доказана сотни раз, но и в сто первый человек вновь должен демонстрировать, как дорого стоит и каким уникальным товаром является. Товаром дефицитным, полностью востребованным и в оригинальной упаковке. Бизнесам нужны разные люди-товары. И совсем не нужны люди - новые крупные собственники (денег, активов или их эквивалента - власти). Собственниками рождаются, ими становятся те, кто сам себе пророк и сам себе отечество. Одиноко изъясняясь с самим собой, собственник, поигрывая когтями и челюстями (сильнейшими в мире), посматривает с пригорка на мирно пасущиеся стада рабочей силы - товара, потребляемого в меру его свежести и целевой ориентации (для употребления личного, производственного или общественного).

В России с ее системой контрольного владения, олигополией и государственным капитализмом нет места менеджерам, которые подменяли бы мелких распыленных владельцев, распоряжались имуществом. Нет (и не будет) места англо-американской модели, "революции менеджеров", тихого счастья опционных программ, массового выкупа бизнеса теми, кто работает по найму. MBO и LBO при контрольных пакетах? О нет, вечная память павшим в борьбе за свободный менеджмент. У менеджера есть шанс успешно охотиться только вблизи обширного тела государства (как в Азии и Латинской Америке), вступая, как встарь, в ряды служилого сословия. Новый феодализм, вертикаль власти, команда и наследственность - таков этот способ устройства. Обращение менеджеров в экономике имеет (по аналогии с товарами) свои законы. Отклонения от них бывают, но не приветствуются. Назовем базовые законы.

Великий закон тождества гласит: бизнес есть достоверный отпечаток собственника, его личности, его страхов, желаний и комплексов, его талантов и лимитаций. Успех бизнеса - личный успех собственника. А вот успех менеджера - лишь производная функция от успеха собственника. Всё иное - заблуждение, удаляющее менеджера (в качестве товара) из обращения на рынке. Изымающего его из потребления собственником.

Другой товарный закон - совпадения - настоятельно требует от менеджера, чтобы он совпадал с собственником. Если же менеджер больше, чем Он (или считает себя больше), если он смелее, хитрее, проницательней, если менеджер знает "как", а собственник не может знать и разваливает налаженный менеджером бизнес, то, значит, не судьба. Между ними нет химии, нет реакции совпадения, и менеджера неизбежно смоет из Его бизнеса. По остаточной стоимости.

Третий закон - самозванства - имеет всемирно-исторический масштаб. В конце концов, даже Нерон был лжеменеджером, спалившим Рим по недостатку компетентности. Отрепьев и Пугачев рвались управлять активами российского происхождения, не имея ни профильного образования, ни соответствующих навыков. Рядом с ними несутся новые стаи как бы менеджеров всех размеров и расцветок, в чистых ботинках, рубашках и пиджаках. Бесхитростные и неграмотные "сейлы"…

Полностью статью можно прочитать в номере Вестника НАУФОР №3/2010.
Приобрести журнал можно по тел. 787-77-74, Миронова Татьяна.