Михаил Дмитриев (Вестник №11/2009)

11.12.2009

Михаил Дмитриев
президент Центра стратегических разработок

Кто платит? Правительство заявило об осуществлении программы повышения пенсий, но вопрос их финансирования не вполне очевиден

Решения, реализуемые сейчас в пенсионной сфере, не являются устойчивыми и долговечными. Без дополнительных источников финансирования пенсий состояние пенсионной системы будет быстро ухудшаться, а ее фундаментальные проблемы останутся нерешенными.


В разгар кризиса российским пенсионерам сделано предложение, от которого невозможно отказаться: правительство осуществляет самую амбициозную за всю историю современной России программу повышения пенсий. С
редний размер трудовой пенсии за два года должен вырасти почти в два раза - с 4400 рублей в середине 2008 года до почти 8000 рублей в 2010 году. При этом радикально - более чем в полтора раза - улучшится коэффициент замещения (соотношение средней пенсии и средней зарплаты). Если в 2007 году он опустился до рекордно низких 22,8%, то в 2010 году он превысит 36,2% и вплотную приблизится к вожделенным 40%, рекомендованным Международной организацией труда. Такое повышение потребует немалых расходов - 1,9 трлн рублей, или примерно 4% ВВП в 2010 году. Но правительство уже позаботилось об источниках этого повышения. На это предусмотрены средства из нефтегазовых фондов, а в 2011 году ожидаются дополнительные поступления в размере 1,6% ВВП за счет повышения ставки страховых взносов в Пенсионный фонд с 20 до 26%.
Можно было бы порадоваться за наших пенсионеров, если бы вопрос с финансированием высоких пенсий был решен раз и навсегда. Но именно по этому поводу возникают серьезные опасения. Состояние пенсионной системы будет быстро ухудшаться в связи с тем, что число работающих в расчете на сто пенсионеров будет падать из-за ускорившегося старения населения. Если не найти дополнительных источников финансирования пенсий, то с 2011 по 2020 год коэффициент замещения трудовой пенсии снова упадет до уровня 2009 года, то есть ниже 28% (рис. 1). Если же пытаться увеличивать пенсии в соответствии с ростом зарплаты путем повышения страхового тарифа, то его суммарную ставку придется увеличить с 26 до 37% к 2020 году, а в дальнейшем - до 42 % (рис. 2). Но такое вряд ли возможно, если учесть, что уже в 2011 налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России окажется одной из самых высоких в мире (рис 3)… Полная версия статьи доступна только подписчикам