Елена Курицына (Вестник №2/2008)

11.04.2008

ТЕМА НОМЕРА

Елена Курицына

заместитель руководителя Федеральной службы
по финансовым рынкам

 

СТРЕМЛЕНИЕ К ЦЕНТРУ

Обращение иностранных ценных бумаг на российском фондовом рынке является одним из условий его качественного изменения

Елена Курицына рассказывает главному редактору журнала “Вестник НАУФОР” Ирине Слюсаревой о том, каким образом допуск иностранных ценных бумаг к публичному обращению на отечественных биржах станет реальностью; какими путями это произойдет и какие вопросы в связи с новшествами волнуют профессиональных участников.

 

- Допуск иностранных ценных бумаг на российский фондовый рынок стал реальностью. Каких изменений в нормативной базе это потребовало? Какие вопросы являются наиболее важными для профессиональных участников?

- Для начала стоит сказать, что предполагаются различные возможности для входа на российский рынок иностранных ценных бумаг. С одной стороны, это допуск иностранных ценных бумаг к публичному обращению на российском фондовом рынке и, с другой стороны, допуск для обращения на внебиржевом, непубличном рынке. Для того чтобы реальностью стал допуск иностранных ценных бумаг к публичному обращению, необходимо внесение изменений в Закон “О рынке ценных бумаг”. Текст поправок уже подготовлен, сейчас он проходит этапы согласования, после чего будет внесен в Государственную думу.

Текущая редакция законопроекта предполагает, что допуск иностранных ценных бумаг к публичному обращению на российских биржах будет осуществляться по двум возможным схемам.

Первая схема будет действовать для тех иностранных ценных бумаг, которые прошли листинг на иностранной фондовой бирже, включенной в список бирж, утвержденный ФСФР. Очевидно, что это будут крупнейшие, всем известные и наиболее авторитетные западные торговые площадки.

Если иностранная ценная бумага включена в листинг такой биржи, то для начала ее публичного обращения на российском рынке будет достаточно заявления брокера в адрес российской фондовой биржи и решения биржи о допуске бумаги к торгам.

Если же бумага в листинг иностранной биржи не включена, то решение о разрешении ее к публичному обращению на территории России будет приниматься ФСФР. Это вторая схема допуска иностранной ценной бумаги к публичному обращению. В этом случае необходимо будет представить в Службу заявление российской фондовой биржи о намерении включить такую бумагу в список торгуемых бумаг, а также проспект ценной бумаги. ФСФР, принимая решение о разрешении обращения иностранной ценной бумаги, одновременно будет регистрировать этот проспект. Если нас все будет устраивать в объеме прав, предоставляемых конкретной ценной бумагой, если мы будем понимать, что, приобретая эту бумагу, наши инвесторы будут обеспечены необходимым объемом информации, то мы будем принимать одновременно решение о допуске бумаги к торгам и о регистрации проспекта эмиссии этой бумаги.

Но это перспектива, требующая внесения изменений в законодательство. Законопроект весьма важен, и в его благополучном прохождении через Думу, как нам кажется, заинтересованы все участники процесса. Руководитель Службы Владимир Дмитриевич Миловидов неоднократно говорил о том, что обеспечение правовых условий для допуска к обращению иностранных ценных бумаг в РФ является одним из условий превращения России в региональный, а впоследствии и международный финансовый центр. И для нас это достаточно серьезная задача, особенно с учетом того, что недавно говорил о перспективах российского финансового рынка Президент РФ Владимир Владимирович Путин.

Что касается непубличного обращения иностранных инструментов на российском рынке, то, я думаю, ни для кого из профессионалов не секрет, что иностранные бумаги и сейчас уже есть в линейке инвестиционных инструментов. Понятно, внебиржевая торговля иностранными ценными бумагами существовала и до приказа ФСФР о квалификации иностранных ценных бумаг, но в некоем “теневом” режиме, или, другими словами, в условиях правовой неопределенности.

С 1 февраля вступил в силу приказ, которым определены правила квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве иностранных ценных бумаг. Согласно новым правилам необходимо наличие у ценной бумаги кодов ISIN и CFI, которые присваиваются уполномоченными международными агентствами и организациями. При этом в положении о порядке квалификации перечислены те значения кодов CFI, которые позволяют классифицировать иностранные финансовые инструменты в качестве той или иной иностранной ценной бумаги.

Это так называемый автоматический режим квалификации. Если российский брокер или управляющий получает необходимую информацию от нумерующего агентства (например, от НДЦ, которое является нумерующим агентством по России) о том, что у инструмента есть коды ISIN и CFI и что значения кодов признаны ФСФР, то профучастник в автоматическом режиме считает этот инструмент иностранной ценной бумагой. Никаких иных свидетельств больше не нужно.

Существует также режим так называемой ручной квалификации. Он используется в тех случаях, когда кода CFI либо нет, либо тот код CFI, который присвоен, содержит “не те” значения, либо при каких-то иных обстоятельствах. Профучастники в этом случае вправе обратиться в ФСФР для проведения квалификации иностранного финансового инструмента. Мы проводим такую квалификацию на основании положения, утвержденного в свое время еще ФКЦБ. Но раньше к нам за проведением такой квалификации не обращалось так много профучастников, как сейчас. Этим положением не определен перечень документов, которые необходимо предоставлять в ФСФР для проведения квалификации. Но совершенно очевидно, что бумага может быть в первую очередь квалифицирована по объему прав, которые она предоставляет своим держателям. Поэтому в ответ на полученные ФСФР запросы о квалификации мы попросили компании, делающие запросы, о представлении регулятору документов, раскрывающих объем прав владельцев соответствующих инструментов. Таким документом может быть проспект эмиссии, решение о выпуске, информационный меморандум. Тип документа зависит от законодательства страны - эмитента ценной бумаги.

Необходимо сказать, что в приказе, вступившем в силу с 1 февраля, содержится требование о запрете профучастникам осуществлять операции с иностранными ценными бумагами, не прошедшими квалификацию. За период, прошедший с тех пор, как приказ был принят, и до его вступления в силу, ФСФР провела многочисленные консультации и с участниками рынка, и с НДЦ как национальным нумерующим агентством. И мы поняли, что существует проблема с уже приобретенными ценными бумагами, которые по тем или иным причинам либо не имеют сейчас кодов CFI и не могут быть квалифицированы в автоматическом режиме, либо имеют коды CFI, отличные от тех, которым мы можем присваивать квалификацию, либо по каким-то причинам не могут получить коды CFI в принципе, по крайней мере, в ближайшем будущем. То есть ряд финансовых инструментов, который был приобретен профучастниками российского рынка - в своих интересах или интересах клиента - остается на рынке на “нелегальном положении”.

Мы не хотели создавать ситуацию, при которой большинство крупных профучастников, предоставляющих своим клиентам возможность приобретать иностранные активы, с 1 февраля попадали бы фактически в позицию нарушителей. Поэтому в конце января ФСФР приняла решение о внесении изменений в этот приказ и направила их на регистрацию в Министерство юстиции. После их регистрации и вступления в силу ситуация изменится.

Согласно изменениям, во-первых, профучастникам предоставляется срок для приведения своей деятельности в соответствие с новыми требованиями регулятора - до 1 июля 2008 года.

Во-вторых, в новом приказе мы расширили для профучастников перечень возможностей по работе с инструментами, не прошедшими квалификацию. Так, например, брокерам мы разрешаем совершать гражданско-правовые сделки по приобретению иностранных финансовых инструментов, не квалифицированных как ценные бумаги. Но ограничиваем их в том, что такие сделки они могут совершать только в интересах квалифицированных инвесторов. Аналогичное разрешение получат и доверительные управляющие: они тоже смогут приобретать не получившие квалификацию бумаги, но лишь в пользу квалифицированных инвесторов.

Что касается депозитариев, то им предоставляется возможность осуществлять дальнейший учет ранее приобретенных финансовых инструментов в порядке, аналогичном депозитарному учету. В принципе мы даже не говорим о возможных ограничениях в принятии на учет этих инструментов, приобретенных в пользу квалифицированных инвесторов. Но необходимо иметь в виду, что депозитарий не может совершать в отношении таких активов операции, связанные с переходом прав по ним. Иными словами, все операции, которые в нашем депозитарном учете объединены понятием “инвентарные”, с такими ценными бумагами совершаться не могут. Единственное, что мы разрешаем, это операции по снятию с учета иностранных финансовых инструментов в целях вывода этого актива в зарубежную учетную систему. Это может быть связано как с продажей нашим инвестором зарубежному инвестору соответствующего актива, так и с переводом места учета этого актива.

Иностранные финансовые инструменты, которые классифицированы как иностранные ценные бумаги, соответственно, не имеют таких ограничений и могут приобретаться в пользу не только квалифицированных, но и иных категорий инвесторов. Они также могут учитываться в депозитарии в том же порядке, что и отечественные эмиссионные ценные бумаги.

- Что в данной ситуации больше всего волнует участников рынка?

- Вопросов достаточно много. Часть из них связана с тем, каким образом ФСФР будет осуществлять квалификацию в ручном режиме, какие для этого необходимы документы, в какие сроки будет осуществляться классификация.

Очень много вопросов связано с тем, чем могут и должны подтверждать профучастники “автоматическую” квалификацию иностранного финансового инструмента, какие документы им для этого необходимо и достаточно иметь.

 

- Какие проблемы в области надзора регулятор считает первоочередными в настоящее время?

- С точки зрения надзора деятельность ФСФР носит более правоприменительный, нежели законодательный характер. Если брать надзорную проблематику в целом, то наиболее важным направлением в этой области мы считаем становление и развитие системы пруденциального надзора в отношении профессиональных участников фондового рынка. С наращиванием объема финансового рынка, с приростом количества клиентов у профучастников, с постоянным ростом отрасли коллективных инвестиций становится понятным, что возможный кризис одного профучастника может спровоцировать цепную реакцию на рынке. Эта проблема не может не волновать регулятора.

Соответственно, одной из наиболее серьезных задач в области надзора ФСФР видит установление системного пруденциального надзора, который позволит минимизировать риски возможного системного кризиса именно за счет фиксации проблем еще на ранней стадии возникновения, а также локализовать эти проблемы в рамках деятельности одного профучастника.

Мы достаточно давно ведем работу над концепцией законопроекта, поскольку для внедрения системы пруденциального надзора Службе необходимы дополнительные правоприменительные полномочия, вплоть до полномочий, сходных с возможностями Банка России по введению временной администрации.

Существуют и иные проблемы. Та отчетность, которая представляется профучастниками сейчас, безусловно, нами анализируется. Но те сведения, которые в этой отчетности содержатся, не всегда информативны именно с точки зрения оценки потенциального и текущего риска компании и ее клиентов. Поэтому параллельно с работой над законопроектом идет работа над возможными изменениями в положении об отчетности.

- Регулятор не планирует воспользоваться теми возможностями контроля, которыми располагают саморегулируемые организации?

- С начала 2008 года у нас принципиально изменилась система организации надзора именно в области контроля, изменились подходы к организации проверок. ФСФР хотела бы, чтобы ее действия не воспринимались участниками рынка как некий инструмент исключительно силового и исключительно внешнего воздействия. Нами было принято решение о том, что при проведении проверок в отношении профучастников, являющихся членами саморегулируемых организаций, мы будем привлекать работников аппарата соответствующей СРО.

Эта практика уже реализуется практически. Проверки ФСФР, в которых участвуют работники саморегулируемых организаций, уже ведутся, и, на мой взгляд, эта практика позволит одновременно получить несколько плюсов при проведении надзорной работы. Во-первых, в процесс анализа текущего состояния дел конкретной компании добавляется еще одно компетентное видение. Саморегулируемая организация находится между рынком и регулятором, занимает некое срединное положение. И поскольку экспертная оценка СРО не всегда совпадает с оценками регулятора, то в совокупности такой экспертный подход получается более объемным, более полным, более стереоскопичным, если можно так сказать. Появляется некий дополнительный независимый угол зрения.

Во-вторых, мы в этом случае рассчитываем на высокий профессионализм работников саморегулируемой организации, на их опыт. Рассчитываем мы и на то, что рынок в этом случае будет относиться к решениям Федеральной службы с большим доверием и с большим пониманием.

Были прецеденты принятия достаточно жестких решений, и рынок в этих случаях не всегда реагирует адекватно. В случае если в проверке принимает участие представитель СРО, такое вряд ли возможно.

На мой взгляд, это очень важная новация.

- Риски профучастников скоррелированы, в том числе, с их капитализацией. Нужно ли, чтобы брокеры укрупнялись и становились более ответственными за свои действия? Планирует ли регулятор предпринимать какие-то действия в этом направлении?

- Я в любом случае могу только приветствовать повышение ответственности наших профессиональных участников. У нас запланировано повышение требований к размерам собственных средств профучастников. Мне кажется, что в самих этих нормативных требованиях уже содержится отношение ФСФР к необходимости повышения капитализации именно с точки зрения оценки их рисков. Стимулировать слияния брокерских компаний, наверное, не является целью регулятора. В отношении увеличения количественных показателей деятельности других участников фондового рынка, например регистраторов, наша политика более однозначна.

- Какие вопросы, связанные с процессом первичного выхода эмитентов на фондовый рынок, представляются сейчас регулятору наиболее актуальными? В частности, что можно сказать относительно изменений порядка проведения IPO кредитных организаций?

- Законодательство и сейчас позволяет кредитным организациям проводить размещение акций. Другой вопрос, что сейчас закон не предоставляет им возможности начать вторичное обращение акций практически сразу после первичного размещения. Для обычных эмитентов, в случае если акции размещались с использованием услуг брокера, составлением книги заявок, а также при условии включения этих бумаг в листинг биржи, существует возможность не регистрировать отчет об итогах выпуска, а направить в ФСФР уведомление о размещении. И сразу после размещения начать торговлю на вторичном рынке. Для кредитных организаций в действующей редакции закона сделано прямое исключение, не позволяющее им воспользоваться такой возможностью.

ФСФР приветствует инициативу НАУФОР (которая реализовалась в виде законопроекта, внесенного депутатами в Государственную думу), которая позволяет кредитным организациям тоже воспользоваться возможностью быстрого выхода на биржу сразу после IPO. Чтобы больше не возникало ситуаций, аналогичных той, когда кредитная организация была вынуждена делать программу депозитарных расписок только для того, чтобы получить возможность начать вторичные торги сразу после размещения. После того как отчет об итогах выпуска был зарегистрирован, банк свернул программу АДР. Всем потенциальным западным инвесторам он с самого начала объяснял, что депозитарная программа будет действовать только на период до завершения процедуры эмиссии по российскому законодательству.

Эта ситуация, когда эмитент вынужден идти на дополнительные расходы и дополнительные затраты времени, для того чтобы дать инвесторам быструю возможность начать торговать и получить рыночную цену, неправильна и должна быть скорректирована.

Сейчас ФСФР обсуждает с Банком России возможные и взаимоприемлемые варианты решения проблемы. У ЦБ РФ существуют в этой области вопросы, связанные, в том числе, с возможностью осуществлять контроль за чистотой активов, вносимых в оплату уставного капитала, за соответствием участников акционерного капитала требованиям Банка, ведь никто не снимает с ЦБ РФ обязанности банковского надзора. Тем не менее они готовы перейти от процедур предварительного - перед сделкой с акциями банка - контроля, на контроль, производимый после размещения. Думаю, что у нас нет глобальных противоречий. Концептуальные договоренности между сторонами переговорного процесса достигнуты, идет нормальный технический процесс.

Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.