Ольга Старовойтова (Вестник НАУФЛР №4 2010)

13.05.2010

Ольга Старовойтова, руководитель отдела инвестиционного аудита ООО "Бейкер Тилли Русаудит"

РЕПО VS РЕПО. Статья.

Система налогообложения на прибыль инвестиционных компаний претерпела существенные изменения.

Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ не только добавил новые и переписал ряд существующих статей Налогового кодекса, но также внес значительные изменения в Закон о рынке ценных бумаг. Вскоре был принят Федеральный закон от № 368-ФЗ, который также внес поправки в НК РФ.

Как известно, в конце прошлого года были приняты существенные поправки в Налоговый кодекс и Закон о рынке ценных бумаг, которые серьезно отразились на работе инвестиционных компаний в 2010 году. Изменения коснулись налога на прибыль, НДС и НДФЛ, то есть налогов, которые составляют львиную долю платежей инвестиционных компаний в бюджет.

В статье остановимся на тех изменениях, которые были внесены в 25-ю главу Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций".

Итак, какие же документы конца 2009 года изменили жизнь компаний, торгующих на рынке ценных бумаг? "Мы будем жить теперь по-новому" - по всей видимости, именно под этим девизом был написан Федеральный закон от 25.11.2009 № 281-ФЗ, который не только добавил новые и переписал ряд существующих статей Налогового Кодекса, но также внес значительные изменения в Закон о рынке ценных бумаг. Спустя немногим более месяца был принят Федеральный закон от № 368-ФЗ, который также внес поправки в НК РФ.

Основные изменения к 25-й главе, которая регулирует налог на прибыль, коснулись операций с ценными бумагами, в том числе РЕПО и займов ценными бумагами, формирования резервов у дилеров и операций на срочном рынке. Остановимся на некоторых из них более подробно. 280-я статья Налогового кодекса разделяет все ценные бумаги на две большие группы - обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ) и не обращающиеся, - а также содержит критерии определения обращающихся бумаг. С 2010 года изменено одно из условий признания ценной бумаги, обращающейся на ОРЦБ (пп. 3 п. 3). Раньше для признания ценной бумаги обращающейся на организованном рынке ценных бумаг по ней должна была рассчитываться рыночная котировка в соответствии с национальным законодательством. Теперь национальное законодательство заменено на применимое, и хотя определение применимого полностью совпадает с прежним определением национального, сделано существенное дополнение: в случае невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки вне организованного рынка, налогоплательщик может самостоятельно выбрать такое государство в зависимости от места нахождения продавца или покупателя ценных бумаг. Главное не забыть закрепить это в учетной политике. Эта норма поможет, в частности, организациям - клиентам иностранных посредников, которые не раскрывают информацию о месте заключения сделок.

Важным моментом является то, что для определения соответствия фактической цены сделки рыночной с 2010 года используется интервал за последние 3 месяца до даты совершения сделки, а не 12, как было ранее.

Еще одна поправка коснулась расходов на приобретение ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ). Если раньше закон требовал корректировать только доходы в случае реализации ценных бумаг по цене ниже минимальной, определенной организатором торгов, то теперь необходимо следить и за расходами, чтобы они не превысили максимальной цены на организованном рынке.

Хотя, конечно, и до 2010 года налоговые органы стремились ограничить эти расходы, создавая судебные прецеденты и настаивая на таких ограничениях в письмах. Теперь же эта норма закреплена на уровне закона. Как показывает практика, одним из самых сложных вопросов для организаций, торгующих ценными бумагами, является вопрос определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на ОРЦБ. Теперь он будет решаться на уровне ФСФР, которая в соответствии с новыми положениями НК РФ будет устанавливать и согласовывать с Минфином методику определения расчетных цен. Действовать такой порядок начнет с 2011 года. До этого момента применяется старый порядок определения расчетных цен - либо самостоятельно налогоплательщиком с закреплением выбранного метода в учетной политике, либо с привлечением оценщика.

Из возможных методов списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг законодатель исключил метод ЛИФО. Теперь остались только метод ФИФО и по стоимости единицы. С методом ЛИФО решили покончить вообще. Исчез он и из методов закрытия открытых коротких позиций при реализации ценных бумаг, приобретенных по сделке РЕПО…