Алексей Курасов (Вестник №5/2009)

15.06.2009

Алексей Курасов "Финам"

САФАРИ - ТОЛЬКО ПО ЛИЦЕНЗИИ

Ликвидность и прозрачность биржевого рынка во многом определяет присутствие на нем маркетмейкеров

На российских биржах может эффективно работать широкий круг инвесторов. Но для этого следует повышать ликвидность и прозрачность торговых площадок


Для начала - несколько прописных истин. Правильный фондовый рынок должен быть ликвидным. То есть таким, для которого НЕ характерны большие колебания объемов сделок.
Ликвидность рынка ценных бумаг - составной показатель. Он включает несколько количественных и качественных характеристик, основными из которых являются:
1) незначительный разрыв между ценой покупателя и ценой продавца; 2) большое число участников; 3) частое появление новых ценных бумаг. Речь здесь идет не о номинальных листингах, а о полноценных размещениях для большого числа участников.

В целом, ликвидный рынок предоставляет инвестору возможность совершать операции с бумагой с определенными издержками, в определенном объеме и в определенный период, что дает возможность оценить риск операций.

Такой рынок является мечтой инвестора. И надо ли говорить, особенно читательской аудитории "Вестника НАУФОР", что отечественный рынок никогда не соответствовал этим мечтам в полной мере. О нынешних кризисных временах что и говорить.

Но повышение ликвидности отечественного рынка - безусловно, важная цель, к которой имеет смысл стремиться. Какими способами можно этого добиться?

Ликвидность рынка обеспечивается многими условиями, в числе которых - привлечение максимально широкого круга участников торгов, а также наличие на рынке маркетмейкеров.
Вспомним еще немного теории.
Поговорим о маркетмейкерстве. Формально маркетмейкерство (ММ) - это поддержание определенного уровня ликвидности, т.е. возможности по покупке и/или продаже некого объема бумаг в определенный период времени с прогнозируемыми издержками. Или, другими словами, маркетмейкер (ММ) - это участник торгов, который выставляет встречные заявки на покупку и продажу финансового инструмента в объеме, который позволит целевой группе инвесторов совершать операции через биржу в течение значительного периода (как правило, от 6 месяцев и более) с ограниченным по верхней границе спредом (затратами на операцию).

Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.