Ренат Беккин (Вестник №10/2008)

30.10.2008

Ренат Беккин

Преподаватель МГИМО (У) МИД РФ, к. ю. н.

Ислам и страхование

Исламское страхование, или такафул, отличается от страхования традиционного прежде всего механизмом отношений между страховщиком и страхователями

В главных источниках шариата - Коране и сунне - нет четких указаний о допустимости или недозволенности страхования. Однако большинство мусульманских правоведов придерживается мнения, что традиционное страхование является запрещенным (харам).

В договоре исламского страхования мусульманские правоведы выделяют такие элементы, как гарар (неопределенность), майсир (азарт) и риба (ростовщичество).

Гарар. По мнению мусульманских правоведов, гарар в договоре страхования может быть по меньшей мере трех видов:

  1. Неопределенность в последствиях заключения договора. Когда заключен договор, ни страховщик, ни страхователь не знают точно обо всех обстоятельствах, которые последуют за этим. Страхователю неизвестно, получит ли он компенсацию вместо тех денег, которые он уплатил в качестве страховых взносов. Равно как и страховщик не имеет точного представления о размере своей будущей прибыли. Иногда он успевает получить взносы только один раз, иногда - несколько, но бывают случаи, когда ему приходится выплачивать сумму, которая может во много раз превышать всю премию.
  2. Неопределенность в том, будет ли страховщик обладать требуемой для выплаты компенсации суммой на момент наступления страхового случая. Часто страхователь не знает о наличии в реальности у страховщика денег, необходимых для предоставления возмещения, так как выплата производится лишь при наступлении страхового случая, который может наступить, а может и не наступить.

Неопределенность в сроке договора. В соответствии с принципами гражданско-правовых сделок в мусульманском праве срок исполнения договора должен быть известен.

Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.