Татьяна Александрова (Вестник НАУФОР №9 2019)

09.09.2019

Татьяна Александрова, руководитель дирекции прайм-брокериджа «BCS Global Markets»* в России и СНГ, рассказывает Ирине Слюсаревой об устройстве бизнеса, ставящего цель гибко выстраивать сервисы под конкретные запросы, о рынках для такого бизнеса и его стратегических нуждах.

Прайм-брокер - это профессионал, который производит новые продукты и целые продуктовые линии

МНОГОСЛОЙНОСТЬ

- Татьяна, что входит в задачи вашего подразделения?

- Дирекция прайм-брокериджа является частью «BCS Global Markets» (которая, в свою очередь, является инвестиционно-банковским подразделением Финансовой Группы «БКС») и предоставляет соответствующие сервисы профессиональным и институциональным инвесторам, крупным частным и корпоративным клиентам.

Задачи и функции дирекции прайм-брокериджа, реализуемые в рамках бизнес-стратегии «BCS Global Markets», соответствуют сути этого бизнеса в его классическом понимании. Это сервисная служба, выполняющая для клиентов набор конкретных функций: открытие расчетных счетов, дополнительное финансирование, риск-менеджмент сделок. Исторически сложилось так, что в нашей компании направление прайм-брокериджа развивалось, в первую очередь, для клиентов лондонской структуры и шло параллельно с развитием электронного трейдинга.

Прайм-брокеридж - сфера специфическая. Мы являемся своего рода продуктовым центром компании. Клиентами нашего департамента являются фэмили-офисы, хедж-фонды и проп-дески, другие категории клиентов. Это сервис со сложной структурой. Мы работаем через нескольких брокеров: в России, Великобритании, на Кипре и в Америке. Чтобы создать новый продукт, необходимо взаимодействовать со всеми подразделениями компании и что-то менять в деятельности каждого из них.

В итоге, в дирекции прайм-брокериджа нарабатывается серьезная экспертиза по созданию новых продуктов, а затем мы развиваем их как бизнес. Определение «продукт» в нашем контексте следовало бы толковать довольно широко. По сути, мы производим целые продуктовые линии. Например, для одной из компаний ФГ БКС мы создавали сервис по работе с крупными частными клиентами, для другой компании - сервис по работе с корпоративными клиентами и так далее.

Когда «BCS Global Markets» начал развивать новую бизнес-линию для крупных частных инвесторов - Персональный Инвестиционный Банк**, нам понадобился сервис для непрофессиональных частных клиентов.

При этом, с точки зрения европейского регулирования (2-я Директива Евросоюза «O рынках финансовых инструментов», MiFID II), такой клиент должен быть защищен больше, чем любой другой. Юридическую регуляторную конструкцию для такой работы требовалось отдельно отстраивать.

Мы провели работу с юристами и с комплаенсом. Они объяснили, как именно в соответствии с требованиями законодательства должен строиться этот продукт: какие моменты важны принципиально, какие условия обязательно должны быть соблюдены, какой тип счетов следует создавать, каким способом хранить активы на этих счетах и так далее. Далее мы занялись созданием нужной структуры внутри существующей у нас юридической системы. На следующем этапе в дело вступил операционный департамент, который выстраивал вокруг юридических правил технологические процессы: хранение активов, управление расчетами, маржинальные займы. Одновременно выстраивалась система риск-менеджмента, поскольку маржинальное плечо для частного клиента не может быть таким же, как для институционального. Департамент риск-менеджмента создал для новых клиентов правила по контролю рисков, фактически с нуля.

Далее, учитывая, что сервис ориентирован на частных клиентов, для которых уже стала привычной возможность заключать сделки удаленно, мы подключили к процессу IT-департамент, чтобы автоматизировать процесс от подачи клиентом заявки до ее исполнения. В основном через удаленный доступ, поскольку такой сервис уже считается базовым.

Основная сложность такой работы - ее многофакторность и многослойность.

Внутри нашей компании имеются департаменты, которые могут сделать определенным образом одну сделку: структурировать ее, подготовить юридическую базу, заключить и получить свою маржу. Нам такой вариант не подходит, потому что мы выстраиваем платформу для того, чтобы определенным набором продуктов могли пользоваться многие клиенты. Чтобы появилась возможность масштабирования. Чтобы конкретным сервисом или бизнес-линией мог воспользоваться сегодня один клиент, а завтра уже пятнадцать.

- Вам приходилось учитывать западное регулирование, при этом работаете вы в зоне российского права. Возникают ли на этом стыке проблемы?

- «BCS Global Markets» - гибкая структура, базирующаяся на нескольких юридических лицах, что дает возможность создавать продукты в разных юрисдикциях. Например, для российских корпоративных клиентов привычно работать с российскими коммерческими банками. Для частных клиентов в России более привычно работать с российским брокером. Для наших клиентов в Лондоне - с компанией, регулируемой FCA. Мы можем предоставить любой из вариантов. При создании продукта мы прежде всего идем от запросов клиента, анализируем, в какой именно структуре, в какой юрисдикции ему удобнее работать. Далее начинаем выстраивать продукт или бизнес-линию в нужной структуре, учитывая правила регулирования той юрисдикции, в которой работает клиент. Я работаю в компании четыре года и за это время мне довелось запускать продукты на всех направлениях и во всех юридических лицах.

Например, в БКС Банке мы запускали линию инструментов для работы по договору RISDA. [RISDA - российский аналог стандартных документов, которые описывают единые для всех участников условия, правила и процедуры внебиржевых сделок с деривативами]. Этот проект был совсем не похож на тот, который мы делали для частных клиентов Персонального Инвестиционного Банка на кипрском брокере, или, например, на проект российского брокера и «Тинькофф Банка».

- Что нового произошло за последние 3-4 года?

- Последние несколько лет в России лет происходят значительные изменения в регулировании. Наши продукты нужно адаптировать под эти изменения. Кроме того, меняется IT-составляющая бизнеса, например, введение MiFID II привело к тому, что условия работы стали новыми для всех участников, работающих в зоне ЕС. Соответственно, мы должны были адаптироваться к этим изменениям, перестроить все процессы.

Новые правила игры появились и на самом российском рынке, в том числе, биржевом. Российский биржевой рынок сильно отличается от иностранных: в России значительная часть биржевой инфраструктуры создана для того, чтобы брокер фактически мог по аутсорсингу передавать бирже часть своих функций. Многие функции, которые на западных рынках считаются брокерскими, в России реализуются биржей. Московская биржа может целиком контролировать клиента в отношении риск-менеджмента, переоценивать активы на его счете - это достаточно нестандартно, на западных рынках этого нет. Мы в этой части обычно общаемся с клиринговыми агентами и выстраиваем собственный контроль маржинальных позиций, биржа этого никогда не делает. Российская площадка всегда была другой, это создавало определенные сложности для конкуренции.

Конечно, изменения на российском рынке бывают разными - они случаются и в пользу брокера, и наоборот. Но, так или иначе, мы должны адаптироваться под эти изменения.

- Да, звучали речи о том, что биржа перехватывает функции брокеров.

- Несомненно, возникают ситуации, когда биржа напрямую выходит к клиенту, общается с ним, удовлетворяет его потребности, тем самым убирая брокера из цепочки. Важно понимать, что «BCS Global Markets» силен не только посреднической функцией. В его активе есть и другие возможности: он обладает большим набором экспертиз, продуктов, бизнес-линий. Мы можем создать для клиента уникальные предложения не только в зоне биржевой торговли, но и инвестиционно-банковской сфере.

- Что является главным в вашей стратегии?

- Прежде всего, мы стремимся диверсифицировать свой бизнес. Нам очень важно предлагать сервисы, связанные не только с российскими рынками/активами, но также с иностранными. Мы активно развиваем направления прайм-брокериджа и синтетического прайм-брокериджа на иностранных площадках, - в Америке и Европе. Также постоянно работаем над сохранением лидирующих позиций в высокочастотной торговле и развиваем бизнес с существующими клиентами.

- Традиционные Кипр и Лондон?

- На Кипре и в Лондоне «BCS Global Markets» оказывает услуги через финансовые институты, зарегистрированные местными регуляторами и имеющие соответствующие лицензии. Они дают клиентам доступ на разные рынки через брокеров, прайм-брокеров, клиринговые компании, с которыми у нас поддерживаются тесные отношения. Мы работаем с этими компаниями, чтобы предоставить своим клиентам лучший сервис, имея возможность использовать аутсорсинг и лучшие практики наших партнеров, которые они развивали долгие годы. Фактически мы создаем партнерскую сеть.

В плане диверсификации прайм-брокерского бизнеса классическими, базовыми направлениями для нас являются Европа и Америка. В перспективе, возможно, Азия. Мы стремимся еще сильнее диверсифицировать это направление, возможно, у нас появятся другие, развивающиеся рынки. На них уже работают некоторые подразделения нашей компании. Так что, вполне возможно, на эти рынки выйдет и прайм-брокеридж.

- Что такое синтетический прайм-брокеридж?

- Это сервис, позволяющий клиенту работать с брокером в рамках одного общего стандартного соглашения ISDA. Идея в том, что брокер имеет развитую инфраструктуру для работы на разных рынках: заключения сделок, расчетов, клиринга, корпоративных действий. Структура большая, брокер ее поддерживает, а клиенту дает возможность ни о каких особенностях конкретного рынка не заботиться. Приведу примеры. Скажем, на некоторых рынках свобода сделок бывает осложнена регулированием: компании США не имеют возможности напрямую торговать производными инструментами, включенными в списки Московской биржи, поскольку этот рынок не признает американская Комиссия по торговле товарными фьючерсами (CFTC). На ином рынке могут возникнуть сложности с расчетами, с хеджированием. Для нашего клиента эти сложности не критичны: через платформу Synthetic Prime он получает упрощенный и единый доступ на финансовые рынки. Клиент заключает с нами стандартный договор, который одинаков и для условной компании «Одинокий брокер», и для глобального банка HSBC.

Такие сервисы на рынке существуют, но их предоставляют крупные прайм-брокерские структуры. Наше конкурентное преимущество заключается в том, что мы создаем сервис для клиентов, которые не могут себе позволить работать с крупными прайм-брокерами. Мы предлагаем продукт, доступный средним и небольшим фондам. Для фондов Лондона, Тель-Авива, континентальной Европы такой сервис удобен и понятен, в нем нуждается большое количество игроков такого рода.

- На российском рынке этот сервис нужен примерно таким же игрокам?

- Нет. На российском рынке глобальные дома этот сервис не предоставляют. Так что здесь у прайм-брокера есть возможность работать с крупными участниками рынка. Поскольку российский рынок не имеет этой ниши, мы являемся ведущим прайм-брокером и занимаем эту позицию именно через работу с крупными участниками.

На Западе соответствующая конъюнктура уже давно сложилась. Так что там мы видим для себя возможность работать с фондами средних размеров, которые в силу регуляторных условий не получают доступа к тем сервисам, которые могут позволить себе большие фонды. И мы видим, что сейчас в этой нише происходит рост. Показатели индустрии и количество средних фондов - позволяют выйти на рынок с сервисом такого же качества, который получают большие фонды.

- Какие иные стратегические задачи, помимо диверсификации, существуют у вас?

- Основная задача всегда - рост и преумножение бизнеса. Важно отметить, что с момента создания инвестбанка** мы регулярно преуспевали в реализации стратегических целей - стали одним из лидеров по оборотам на Московской бирже, отстроили сильные дески и стали окном для иностранных инвестиций в Россию: среди наших клиентов - ТОП-10 международных банков по объемам активов и крупнейшие международные алгоритмические фонды. Мы выстроили сильную инвестиционно-банковскую** платформу и стали одним из лидеров облигационных размещений в стране.

На данный момент российский рынок акций в силу ограниченности своего роста не позволяет нам наращивать equity-бизнес существенными темпами. На рынке инструментов с фиксированной доходностью положение заметно лучше, наш облигационный деск показывает хорошие результаты, тем не менее мы всегда ищем новые точки роста бизнеса. Одним из ключевых направлений «BCS Global Markets» стал корпоративно-банковский сектор. Его сильная команда дала возможность работать с ключевыми компаниями России. Вторым ключевым направлением является Персональный Инвестиционный Банк - департамент по работе с крупными частными инвесторами, который я уже упоминала.

Как видите, у нас большое разнообразие типов клиентов, бизнес-линий и географий. Наша компания ставит перед собой амбициозные цели.

- Что бы вам хотелось изменить в части регулирования отечественного рынка?

- В последнее время идет процесс сближения российского и западного регулирования. Так как мы работаем в разных юрисдикциях, нам это помогает, поскольку дает некоторую унификацию условий работы.

- Вы приветствовали бы любые усилия в сближении регулирования?

- Говорить на уровне серьезного обобщения достаточно сложно. Потому что есть вещи, которые удобнее устроены в России, здесь у западных рынков нет 100% преимущества. Есть правила, которые создавались для конкретного локального рынка, они могут быть удобнее, чем общепринятые. Но поскольку правила диктуются прежде всего рыночными практиками, а практики сближаются, то нет ничего удивительного и в том, что сближаются соответствующие законодательства. Чего мы бы не хотели точно - это слишком высокой зарегулированности. Вот иметь общую, понятную для всех основу регулирования было бы удобно.

- Чем хороша работа в сфере прайм-брокериджа?

- Основное преимущество работы в данном направлении - возможность создавать новое. Способность точно понимать потребности клиентов, выстраивать под эти потребности эффективные механизмы, адаптироваться к новым возможностям рынка, создавать новые продукты. По совокупности здесь можно говорить об абсолютно уникальной возможности постоянно развиваться. Наша команда может создавать все что угодно, - если соответствующий запрос генерирует рынок.