14.02.2011
Олег Жизненко, генеральный директор ОАО "Регистратор Р.О.С.Т."
ВОЙТИ В ФИНАЛЬНУЮ ПЯТЕРКУ. Интервью.
Последние события существенным образом меняют "ландшафт" регистраторского рынка, усиливая и без того постоянный многолетний тренд на сокращение количества регистраторов
Генеральный директор ОАО "Регистратор Р.О.С.Т." Олег Жизненко рассказывает главному редактору журнала "Вестник НАУФОР" Ирине Слюсаревой о ключевых задачах регистраторского бизнеса на данном этапе, о рыночной ситуации и о стратегии компании, которую он возглавляет.
- Как сейчас складывается ситуация на российском рынке регистраторских услуг?
- Регистраторский рынок уже второй год находится под воздействием серьезных изменений. Основные "драйверы" - значительное увеличение нормативов по собственным средствам, ужесточение регулирования и жесткие меры со стороны ФСФР ко всем участникам рынка без исключения; введение штрафов, которые сопоставимы с годовой прибылью небольших регистраторов; череда слияний и поглощений и, как следствие, обострение конкурентной борьбы; громкие скандалы, связанные с незаконным списанием ценных бумаг на многомиллионные суммы, а также уход из отрасли, компаний, чьи названия практически ассоциировались с самим понятием "регистратор".
Все события существенным образом меняют "ландшафт" регистраторского рынка, усиливая и без того постоянный многолетний тренд на сокращение количества регистраторов. За последние пять лет их количество уменьшилось практически в два раза - с 81 до 44, в основном за счет региональных и кэптивных регистраторов. В год с рынка уходит 6-8 компаний. Если сокращение регистраторов продолжится такими темпами, то к 2012 году на рынке их останется не более 30.
- Какое место среди остальных участников рынка занимает "Регистратор Р.О.С.Т"?
- На данном этапе наша компания находится на лидирующей позиции. 2010 год был для нас очень удачным: мы присоединили крупного регионального регистратора АВИСТА и приняли на обслуживание ряд крупных клиентов, а также укрепили свое положение по ряду других направлений, в которых уже традиционно держим лидерство на протяжении нескольких лет. С другой стороны, вырвавшись вперед, сейчас мы, можно сказать, физически ощущаем повышенное внимание и со стороны конкурентов, и со стороны клиентов, и со стороны регулятора. Но это и неплохо: качество услуг будет расти.
- Каковы главные проблемы регистраторского рынка?
- Незрелость, если не сказать, отсутствие рынка. Если в некоторых отраслях ФАС прилагает ощутимые усилия для того, чтобы расследовать картельные сговоры, то среди регистраторов по-прежнему сохраняется почти "первобытная", иногда за гранью здравого смысла, ценовая конкуренция. На наш взгляд, вызвано это не тем, что акционеры регистраторов получают меньшие дивиденды, и не тем, что компании не могут развиваться технологически из-за бюджетов. Основная причина в том, что конкурировать за квалифицированный персонал становится все труднее и в отрасли есть ощутимая проблема, связанная с уходом квалифицированных сотрудников.
Если говорить проще: у компании, работающей на рынке услуг, всегда два вида клиентов: собственно клиенты и сотрудники, которые нужны, чтобы делать клиентов счастливыми. Демпингующий регистратор предложил клиенту сервис по минимально низкой цене, а что он может предложить собственному сотруднику? Какого качества сервис будет оказан клиенту сотрудником с копеечным окладом?
Другая проблема отчасти вызвана все той же незрелостью рынка: это некая "зацикленность" регистраторов на самих себе. Со стороны кажется, что регистраторы - это очень плотное и активное сообщество, имеющее свое "особое регистраторское мнение" в отношении любого заметного события, но в реальности каждый продолжает жить в своей "регистратороцентрической" системе.
Зачастую в этой системе отсутствует реальное понимание потребностей инвесторов и чувство пульса современного финансового рынка. Нужно об этом помнить и не забывать о том, что интересы инвесторов должны быть на первом месте.
- Является ли достаточной законодательная и нормативная база российского регистраторского бизнеса?
- Пока не все в законодательной базе идеально, но нужно отметить, что в этом направлении последнее время наметился явный прогресс. Приняты изменения к основополагающему для регистраторов Положению о ведении реестров (так называемое "27-е Постановление"), а также представлен проект новой редакции 21-го Постановления "О порядке передачи реестров". ФСФР старается обеспечить регистраторов актуальной нормативной базой и, в целом, эта деятельность способствует повышению надежности и прозрачности регистраторов. Большой плюс в этом процессе - конструктивный диалог с регулятором, который широко обсуждает проекты документов с участниками рынка, адекватно реагирует на замечания, притом, что иногда эти инициативы приходятся не всем по вкусу.
- Какие задачи ставит перед регистраторами идея создания финансового центра?
- Повышение прозрачности. Как с точки зрения процедур, управления рисками, так и с точки зрения всех без исключения тарифов. Снижение тарифов за проведение транзакций в реестрах, сокращение сроков проведения операций. Кроме того, регистраторам нужно уметь дистанцироваться от корпоративных конфликтов, к сожалению, эта "болевая точка" существует давно. Также важно улучшить управление рисками, в части обеспечения сохранности ценных бумаг в реестрах.
Сейчас есть ощущение, что тот из регистраторов, кто сумеет построить надежную и недорогую технологическую цепочку, гарантирующую отсутствие роста затрат пропорционально росту количества операций, при неизбежных изменениях будет чувствовать себя адекватно.
- Как вы оцениваете перспективы создания центрального депозитария?
- Пока у нас две фондовых биржи, центрального депозитария в том смысле, который обычно вкладывают в это понятие, у нас не будет. Этот вопрос вторичен по отношению к вопросу построения биржевой системы. Когда-нибудь Центральный депозитарий будет создан, но, на мой взгляд, это вопрос не 2011 и не 2012 года.
- Какова стратегия компании "Регистратор Р.О.С.Т"?
- У нас выделено несколько направлений, на которых мы сосредотачиваем усилия. Мы являемся активным игроком на рынке слияний и поглощений. Это означает, что мы проводим постоянную работу по поиску объектов для присоединения, умеем оценивать регистраторов, интегрировать их в объединенную компанию - и успешно работаем в этом направлении. Самый свежий пример - регистратор ЗАО "Реестр А-Плюс", крупнейший региональный регистратор, решение о покупке которого было принято буквально на днях. Эта одиннадцатое и самое крупное наше приобретение, которое по масштабу и перспективности обошло объединение реестродержателей "Панорама" и "ФРК", результатом которого стало создание Р.О.С.Т.а.
Второе важное направление - совершенствование продукта, а именно - расширение линейки услуг. Как я уже говорил, конкуренция на регистраторском рынке достаточно жесткая и, чтобы не растерять квалифицированные кадры, противостоять натиску конкурентов и активно развиваться, мы разрабатываем и предлагаем клиентам консалтинговые и депозитарные услуги. Это позволяет, в том числе шире смотреть на ситуацию и видеть новые ниши и для регистратора.
Мы активно развиваем отношения с клиентами. Система персональных менеджеров, поиск новых точек для соприкосновения, плотное взаимодействие - вопросы удержания клиентов сегодня важны как никогда.
Как компания, которая обладает самой обширной региональной сетью, мы уделяем много внимания ее развитию. Рынок сужается, клиенты федерального уровня озадачены организацией сервисов для своих акционеров по всей России. Поэтому наличие большой, хорошо организованной филиальной сети является объективным требованием рынка.
Еще одна ключевая задача - совершенствование технологий. Без инвестиций в них никак не обойтись. Регистратор, который ставит перед собой задачи развития, а не выживания, просто обязан иметь технологии, которые не только позволяют обеспечивать нужную производительность при должном уровне надежности, но и держать под контролем себестоимость проведения одной операции.
И, если говорить о различных аспектах нашей стратегии, то одним из важнейших является вопрос повышения качества управления. Нам важно, чтобы компания управлялась правильно на всех уровнях нашего бизнеса: чтобы была понятная стратегия, правильная организационная структура, мотивация сотрудников на достижение результата. Ситуация на рынке меняется, и у нас есть основания полагать, что консолидация отрасли не остановится на 30-и регистраторах, а будет продолжаться, асимптотически стремясь к 5-и участникам рынка. И мы стараемся делать все, чтобы уверенно войти в эту финальную пятерку.