04.04.2012
Сергей Лыков, член правления, заместитель председателя "Внешэкономбанка"
"ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВА В КАЧЕСТВО" Интервью.
В условиях слабой заинтересованности частного бизнеса государство должно показать, что использование инноваций может быть экономически выгодно.
Член правления, заместитель председателя "Внешэкономбанка" Сергей Лыков рассказывает "ВН" о то, что сегодня приоритетными являются: упрощение допуска на наш рынок бумаг иностранных эмитентов; инвестирование ресурсов ПФ в инфраструктурные проекты; разработка нормативной базы для закона о клиринге и закона о ЦД.
- Как вы оцениваете итоги прошлого года для банковской системы РФ?
- Я считаю, что итоги прошлого года, несмотря на различные проблемы, были очень и очень неплохими. Были и сложности, и провалы, были и достижения с точки зрения роста кредитования корпоративного сектора, с точки зрения развития ритейла, с точки зрения розничного бизнеса. Но самое главное то, что банковская система показала свою устойчивость, я бы даже сказал закаленность. Очень интересно изменилась банковская система в России. Она прошла путь от авантюризма, присущего началу 90-х годов прошлого века, до очень грамотной банковской политики высокого уровня современных российских коммерческих банков и банков с государственным участием. Вы знаете, зачастую сейчас взаимоотношение между крупнейшей четверкой аудиторских компаний и российскими коммерческими банками носит совершено равноправный характер. И в этой связи очень важно, что не только российская банковская система, но и фондовый рынок и финансовые компании приобрели совершено другой характер. Они вышли на уровень мировых стандартов.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние финансового рынка РФ?
- Думаю, что вряд ли моя оценка будет отличаться в чем-то кардинально от оценок тех экспертов и экономистов, которые ежедневно отслеживают процессы, происходящие на финансовом рынке РФ. Интересно, что оценок и мнений так много, что у западных журналистов становится популярным не столько изучать те или иные детали этих оценок, сколько чисто статистически подсчитывать процент оптимистов и пессимистов - тех, кто предсказывает дальнейшее развитие кризиса, и тех, кто считает, что все уже позади. Может быть, действительно, так даже надежнее, учитывая, что, по моему мнению, в экономике - науке, связанной с огромным количеством факторов, объективных и субъективных, очень редко удается придти к единому мнению, к общему согласию в отношении структурных позиций, к числу которых следует относить и состояние финансового рынка той или иной страны.
Что касается российского финансового рынка, то, по моему мнению, он почти восстановился после кризиса 2008 года и в целом демонстрирует достаточно позитивную, хотя и, конечно, значительно более умеренную по сравнению с докризисным периодом динамику развития. Иначе и быть не может. Как говорил классик, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. На российский финансовый рынок, безусловно, огромное негативное влияние оказывают тревожные события в мировой экономике, в которую Россия сегодня интегрирована больше, чем большинство других стран. Прогнозы в отношении стран Европы также далеко не безоблачны. Следует сказать также и о внутренних проблемах - финансовый сектор не может и не должен существовать в отрыве от общего состояния реальной экономики, а здесь, как известно, предстоит решить еще много сложных задач, прежде всего выстроить эффективный механизм ее обновления.
С другой стороны, пройдя кризис 2008 года, российский финансовый рынок серьезно изменился структурно - он окреп. К примеру, в настоящее время российский рынок акций является самым развитым на территории СНГ. ММВБ-РТС входит в топ-20 крупнейших мировых фондовых бирж по объему торгов, а по торговле деривативными инструментами - в топ-10. В этом немалая заслуга Правительства РФ, Банка России, ФСФР России. Развернутая в рамках ФЗ 173 Программа антикризисных мер предусматривала поддержку фондового рынка, рефинансирование внешних долгов российских компаний (что, по сути, предотвратило их банкротство или продажу за рубеж), выдачу субординированных кредитов российским банкам. Приятно отметить, что определенную роль в реализации всех этих мер сыграл и "Внешэкономбанк". И хотя для нас такая деятельность является не совсем профильной, накопленный опыт является весьма ценным.
- Каковы задачи, стоящие перед российским финансовым рынком в краткосрочной и среднесрочной перспективе?
- Вопрос носит столь масштабный характер, что доскональному ответу на него могла бы быть посвящена отдельная монография.
Я уже отмечал, что за последнее десятилетие, особенно после кризиса 2008 года, российский финансовый рынок претерпел качественные и количественные изменения, становится другой его нормативно-регулирующая база, происходят серьезные структурные сдвиги. Однако, несмотря на повышение его эффективности и надежности, современный уровень развития российского фондового рынка еще далеко не соответствует тем масштабным задачам, которые стоят перед экономикой страны. Мы должны иметь в виду, что финансовый рынок в целом должен содействовать максимальной мобилизации внутренних и внешних финансовых ресурсов для обеспечения структурной перестройки экономики, ее модернизации, обновления производственных фондов промышленности, развития инновационных процессов.
Ничего нового я в данном случае не открываю. Хочу просто сказать, что решение этой глобальной задачи должно идти поступательно, поэтапно, путем скорейшего решения конкретных, уже назревших проблем. Представляется, что в ближайшей перспективе необходимо сконцентрироваться в первую очередь на решении задач, поставленных президентом страны в перечне поручений, которые он дал по итогам заседания Международного консультативного совета, состоявшегося 28 октября 2011 года.
В частности, это касается унификации стандартов раскрытия информации на основе международных стандартов, применяемых ведущими мировыми финансовыми центрами; упрощения допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на российский финансовый рынок; разработки комплекса мер по стимулированию негосударственных пенсионных фондов, а также привлечению долгосрочных ресурсов пенсионных фондов к инвестированию в государственные инфраструктурные проекты; установления требований к инвестиционной политике институциональных инвесторов; обеспечения принятия нормативных правовых актов, определяемых федеральными законами "О клиринге и клиринговой деятельности", "О центральном депозитарии"; расширения полномочий Федеральной службы по финансовым рынкам по предотвращению нарушений на финансовом рынке; внесения изменений в законодательство в целях устранения препятствий для проведения сделок с производными финансовыми инструментами; по созданию центрального депозитария, других поручений президента и правительства. Одним словом, работы - море!
Ясно, что многое еще предстоит сделать для развития институциональной и регулятивной среды российского финансового рынка, в частности, фактически завершить процедуру объединения крупнейших российских бирж ММВБ и РТС и их расчетных депозитариев НРД и ДКК, создать единую систему клиринга и расчетов, объединенным депозитариям НРД-ДКК получить статус центрального депозитария. В более отдаленной перспективе необходима доработка законодательства в сфере регулирования залоговых отношений, корпоративного права, судебной и налоговой систем.
Если же говорить о долгосрочной перспективе, то должен обратить ваше внимание на недавно опубликованный седьмой доклад экспертов Всемирного экономического форума. Одной из главных причин, по которой мир с 2007 года не может выбраться из кризиса, эксперты называют провал сложившейся в прошлом системы глобального управления. Национальные регулирующие нормы уже не адекватны реалиям XXI века с бурным ростом технологий, финансовой и экономической взаимозависимостью, истощением ресурсов и изменением климата. Решение этой проблемы эксперты видят в создании принципиально новых, более гибких регулирующих норм, которые могли бы работать на опережение и были бы не отраслевыми, а системными.
Причем главную сложность может представлять поиск баланса между слишком мягкими и чересчур жесткими правилами. Учитывая относительную молодость нашего финансового рынка, представляется, что совершенствование нормативно-регулирующей базы уже с учетом вот таких новых требований времени, могло бы принести нам дополнительные преимущества, создать условия для достижения уровня наиболее продвинутых финансовых рынков мира.
Очень хорошо в этой связи сказал В. В. Путин в своей статье в газете "Ведомости" от 30 января 2012 года. "О наших экономических задачах": "Никогда люди не сталкивались со столь огромными рисками… Но и возможности человечества никогда не были столь велики. Выигрывает тот, кто полнее других использует новые возможности".
- Каковы будут последствия от принятия закона о центральном депозитарии? Каковы основные задачи НРД в нынешней ситуации?
- Активная дискуссия по вопросу создания на российском рынке ценных бумаг центрального депозитария длилась более десяяти лет и, наконец, в 2011 году материализовалась в принятии федерального закона "О центральном депозитарии". Несмотря на то что у данного закона, да и у самой идеи центрального депозитария, имеется много противников, закон в принятой редакции представляется мне максимально приближенным к компромиссу между интересами различных групп. В отличие от проекта закона, одобренного Государственной думой в первом чтении несколько лет назад, окончательная версия закона не преследует цели чрезмерной монополизации рынка центральным депозитарием. При этом закон предусматривает реальные механизмы обеспечения финальности расчетов и учетных записей на уровне ЦД, что было основным требованием к ЦД со стороны иностранных инвесторов. Мы рассчитываем, что появление ЦД на российском рынке повысит его надежность и инвестиционную привлекательность и позволит привлечь на рынок новых инвесторов и эмитентов, в том числе зарубежных. Создание ЦД - это значимый шаг в построении международного финансового центра, приведении инфраструктуры российского рынка в соответствие с лучшими мировыми стандартами.
В частности, "Внешэкономбанк" принимает активное участие в работе подгруппы по развитию инфраструктуры финансового рынка российско-британской рабочей группы по созданию международного финансового центра в Москве. Участники этой подгруппы с британской стороны неоднократно отмечали ключевую роль создания центрального депозитария в России для формирования условий расширения деятельности иностранных инвесторов, формирования МФЦ в Москве.
Один из участников подчеркнул, что по классификации рынков в рамках FTSE Россия входит лишь в третью категорию ("развивающиеся рынки второго уровня"), в то время как, например, Турция прочно занимает позиции во второй категории ("продвинутые развивающиеся рынки"). Создание центрального депозитария сможет способствовать изменению этой категории.
Очевидно, что единственным претендентом на роль центрального депозитария является НРД, который сейчас находится в процессе объединения с Депозитарно-клиринговой компанией. Им предстоит выполнить огромный объем работы, связанный как с выполнением функций ЦД, так и с формированием единой посттрейдинговой инфраструктуры объединенной биржи ММВБ-РТС. Нужно создать инфраструктуру ЦД, построить эффективное взаимодействие с регистраторами, провести комплекс внутрикорпоративных мероприятий для соответствия требованиям закона, предъявляемым к центральному депозитарию, создать адекватную организационно-штатную структуру, осуществить интеграцию на единой платформе расчетных и клиринговых сервисов НРД и ДКК, решить кадровые и многие другие проблемы, возникающие вследствие реорганизации. При этом объединенный депозитарий не должен забывать о поддержании надлежащего качества обслуживания клиентов и о развитии продуктовой линейки.
- Как вы оцениваете состояние проекта по созданию в России международного финансового центра?
- На мой взгляд, создание МФЦ надо рассматривать не как отдельную, локальную задачу, а как часть стратегического движения российской экономики. Построение МФЦ - процесс очень длительный, и я бы не рискнул говорить даже о приблизительных сроках завершения этого проекта. Дело не в сроках. Важно то, что на пути движения в этом направлении мы последовательно решаем конкретные задачи по модернизации страны: совершенствуем финансовую и нефинансовую инфраструктуру, улучшаем условия работы и снижаем системные риски для инвесторов, совершенствуем процедуры корпоративного управления, систему регулирования рынка, налоговую систему и так далее. Все это, в конечном счете, будет способствовать развитию российской экономики, повышению финансовой стабильности, расширению деловой активности, и, как следствие, притоку в российскую экономику иностранного капитала - не только спекулятивного, но и стратегического. По мере концентрации в России долгосрочных финансовых потоков и при условии успешного функционирования в стране экономических и правовых институтов МФЦ должен сформироваться естественным, эволюционным путем. Так что я позитивно оцениваю перспективы проекта по созданию МФЦ и в этой связи с оптимизмом смотрю в будущее.
- Как вы оцениваете объединение бирж ММВБ и РТС в конце прошлого года?
- Целью объединения бирж является получение синергического эффекта от слияния бизнесов, концентрация ликвидности и повышение глобальной конкурентоспособности российской финансовой инфраструктуры. Всё это, безусловно, позитивные моменты. Хотя на данном этапе говорить о результатах деятельности объединенной биржи преждевременно, слишком мало времени прошло с момента объединения.
К тому же в первоочередном порядке бирже предстоит решить целый комплекс сугубо практических задач по интеграции торговых платформ, объединению систем клиринга и расчетов, унификации процедур, регламентов, тарифов и многое другое. В условиях столь масштабной реорганизации очень важно не допустить сбоев в работе биржевой инфраструктуры, иначе идея объединения бирж может быть частично дискредитирована в самом начале. Мы верим, что профессионализм сотрудников биржи и высокий уровень технологий позволят избежать нежелательных событий.
Не могу также не отметить тот факт, что объединенная биржа фактически становится монополистом в своей отрасли. Но я уверен, что надлежащий уровень пользовательского контроля, механизм которого создается в настоящее время, позволит избежать негативных последствий для клиентов, к тому же свою стабилизирующую и стимулирующую роль будет играть фактор международной конкуренции.
- Сможет ли Рынок инвестиций и инноваций биржи ММВБ-РТС стать драйвером роста для отечественных инновационных компаний? Что для этого нужно?
- Основное финансирование инновационные компании получают из венчурных фондов. Для индивидуального инвестора анализ венчурных компаний достаточно сложен. Основной задачей видится привлечение на этот рынок акций инвестиционных компаний с профессиональными управляющими, которые занимаются финансированием инновационных проектов.
"Индекс ММВБ - инновации", представляющий собой индекс акций российских компаний, допущенных к торгам на ММВБ в секторе "Рынок инноваций и инвестиций" рассчитывается с 29 декабря 2009 года. Первоначально индекс состоял из акций всего трех эмитентов, а за два года их количество увеличилось до восьми. К сожалению, объемы торгов на РИИ пока небольшие, хотя наблюдается тенденция к росту.
Конечно, инновации успешно развиваются, когда существует коммерческий спрос на инновационные продукты со стороны бизнеса. В современных условиях такой спрос все еще не велик, экономика по-прежнему, к сожалению, сохраняет сырьевую направленность.
Наличие у биржи специального сектора для высокотехнологичных компаний, безусловно, приветствуется, но этот сектор испытывает явную "недогруженность".
- Сейчас постоянно говорится о нашем инновационном отставании. И если Россия должна совершить инновационной рывок, то какова в этом роль ВЭБа как института развития?
- Знаете, я бы сказал так: мы всегда критикуем процесс развития инноваций в России, что, мол, он идет медленно. Да, наверное, медленно, но есть такой закон - перехода количества в качество. К сожалению все требует своего времени, в том числе и вопрос содействия инновациям. Безусловно, мы не находимся на том этапе, на котором находятся инновационные компании в США. У нас просто нет такой инфраструктуры. Но есть различные инновационные фонды, действительно есть "Внешэкономбанк". Задача инновационного развития была поставлена перед нами с самого начала, пять лет назад когда мы образовались. Мы были учреждены в июне 2007, а капитал у нас был сформирован в декабре 2007 года. Но в 2008 году наступил кризис, и мы были вынуждены, прямо скажу, несколько отступить от той стратегии, которая была запланирована раньше. С кризисом мы в принципе успешно справились. Нам приятно, что "Внешэкономбанк" сыграл важную роль и в деле поддержания фондового и финансового рынков и в том, что мы не дали обанкротиться целому ряду компаний, и что мы не дали возможность продать их за рубеж, и то, что мы помогли коммерческим банкам. Мы старались дать возможность рынку для нормального развития. Однако из-за кризиса вернуться к реализации нашей стратегии мы смогли только в конце 2009 года, 2010 год пошел более активно и 2011 год мы уже можем отметить работу "Внешэкономбанка" как института развития.
Сейчас необходимы глубокие, системные меры по стимулированию инновационной деятельности в стране. Кстати, это является одной из задач "Внешэкономбанка" как банка развития. У нас сформирован портфель инновационных кредитов, в банке существует Департамент инноваций и высоких технологий, проводящий отбор и экспертизу проектов инновационной направленности, ряд проектов в сфере стимулирования инноваций мы реализуем совместно с нашим дочерним МСП Банком. Позитивные сдвиги в этом направлении есть, но еще многое предстоит сделать, чтобы инновационный сектор в экономике стал более заметным. Перспективным направлением видится создание инновационных кластеров в форме особых экономических зон, не только в московском, но и в других регионах. Здесь уместно вспомнить недавний советский опыт создания наукоградов. Но главное, повторюсь, обеспечить спрос на инновации, их коммерциализацию. Возможно, в условиях слабой заинтересованности частного бизнеса государство должно шире выступать в роли "заказчика" инноваций, выступить, как вы говорите, драйвером их роста, показать, что использование инноваций может быть экономически выгодно.