Исламские финансы и их перспективы
Один источник и три составных части исламской финансовой системы: банкинг, инвестиционные фонды и сукуки
Потрясения, которым подверг глобальную финансовую систему ипотечный кризис в США - крайне удачный фон для разговора об исламских финансах. За примером не надо далеко ходить - не дальше Бахрейна, островной монархии в Персидском заливе и по совместительству регионального банковского центра и одного из важнейших мировых центров финансовых услуг исламского типа. Базирующийся здесь банк "Араб Бэнкинг Корпорейшн", или Эй-Би-Си, потерял из-за событий в Штатах 500 млн. долларов. Его дочерний банк "Эй-Би-Си Исламик" - не потерял ничего. Объясняется это очень просто: исламские экономические принципы не допускают спекулятивные операции, а в том, что ипотечные продукты, производившиеся на свет американскими финансовыми инженерами, были высокоспекулятивными, осознавали все. Только для традиционного финансиста (за пятнадцать лет, что автор интересуется исламской экономикой, ему так и не удалось придумать лучшего перевода для английского conventional, разве что "обычный") прибыль любой ценой представляется приемлемой профессиональной и жизненной установкой, а для исламского существуют продиктованные религиозным законом этические ограничения.
На практике это выражается в запрете на ссудный процент; на операции, исход которых зависит от случайных событий; на принятие риска, не поддающегося какой-либо разумной оценке. С процентом, очевидно, всё понятно. Примером двух других запретных сделок могут служить фьючерсы и опционы, доход по которым обусловлен будущим поведением какого-либо биржевого актива, предсказать которое с достаточной вероятностью невозможно. Потому же исторически ислам воспрещал заключать, скажем, договор купли-продажи в отношении товара на судне, находящемся в море: шанс дойти до порта представлялся слишком неопределенным, а риск гибели - неприемлемо высоким…
Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.