17.08.2020
Развитие происходит, в том числе, через конфликты. Если точнее, без конфликтов развитие невозможно. Поэтому стремление построить бесконфликтное общество (или отдельную его страту) следует признать ложной. Избежать конфликта невозможно и не нужно, но вот научиться управлять им и не допускать разрушительных последствий - имело бы смысл.
Медиаторам американской саморегулируемой организации FINRA в 80% случаев удаётся конструктивно разрешать споры инвесторов и брокеров во внесудебном порядке
НАДО ПОГОВОРИТЬ!
Начнём с констатации: конфликты являются неотъемлемой частью социальной жизни, «человеческой природы», и в этом смысле - они неустранимы!
Достаточно распространена ложная задача построения «бесконфликтного общества» в целом, или хотя бы локально, в своей сфере деятельности или в своём окружении. Это вредная задача, которая отвлекает ресурсы социума или организаций на бесплодные мероприятия. Потому что конфликтов невозможно избежать, они в большинстве случаев возникают как результат объективных противоречий и никуда не исчезают, продолжают латентно «тлеть». А потом «совершенно неожиданно» эскалируются и наносят существенный моральный и материальный ущерб.
Реалистичная цель состоит, во-первых, в признании неизбежности и даже «полезности» конфликтов, и во-вторых, в системной(!) трансформации конфликтов в конструктивную развивающую форму. Таким образом, устранять надо не «конфликты вообще», а исключительно деструктивные формы развития конфликтов. Противоречие можно снять не обязательно через полное уничтожение. Есть методы и более цивильные, и более эффективные.
Фондовый рынок не является исключением. Деятельность на рынке ценных бумаг постоянно порождает конфликтные ситуации в области отношений, интересов, ценностей, данных и структур. За примерами не придется далеко ходить, достаточно присутствия на любом мероприятии НАУФОР, например.
Традиционно существует два основных способа урегулирования конфликтных ситуаций: обращение к власти (судебной или административной) и в ходе переговоров сторон. В первом случае стороны обращаются к властной нейтральной третьей стороне, обладающей правом определять правоту одной из сторон конфликта и властью обеспечивать исполнения своего решения (судебно-административной). Во втором случае стороны принимают на себя ответственность за разрешение спорных вопросов, и в ходе переговоров сами занимаются урегулированием спорных (право)отношений.
Вместе с тем, практика и теория конфликтологии определённым образом утверждают, что на достаточно высоких ступенях эскалации конфликта стороны уже не в состоянии самостоятельно позитивно управлять конфликтными отношениями и осуществлять конструктивную коммуникацию в духе сотрудничества. В таких ситуациях полезна практика медиации (посредничества), которая является формой интегративного диалога с привлечение третьей нейтральной стороны, не обладающей ни правом определять правоту сторон конфликта, ни властью накладывать санкции или обеспечивать исполнение договорённостей сторон. Возникает вопрос, в чем же тогда смысл медитации?
Роль нейтрального медиатора (посредника) в этой ситуации состоит в профессиональном анализе конфликта, выработке и реализации стратегии его урегулирования, конфликт-коучинге сторон, фасилитации переговоров, применении тактик и приёмов деэскалации конфликта, нейтральной оценки вариантов решения и обеспечении атмосферы самоопределения, психологической безопасности и конструктивного сотрудничества для участников конфликта.
Иногда приходится сталкиваться с контрпродуктивными попытками противопоставить эти способы урегулирования конфликтов - судебный и медиативный; определить, «какой способ лучше». Это в корне неверный подход.
Как сказано Козьмой Прутковым, «мне нравятся больше…обои». В смысле - оба.
Надо понимать, что оба эти способа комплиментарны и прекрасно дополняют друг друга. Более того, активно развиваются синтетический способ «med-arb» (медиация-арбитраж), в ходе которого, на первом этапе, стороны прибегают к процедуре медиации, а в случае невозможности прийти к взаимоприемлемому решению, через чётко определённый срок, автоматически переходят на следующем этапе в третейский/арбитражный процесс.
Процедура медиации привлекательна для спорящих сторон:
- относительной краткосрочностью (редко более 16 часов переговоров);
- полной конфиденциальностью;
- сохранением сторонами полного контроля над процессом и результатами;
- относительной дешевизной (с учётом всех издержек);
- тем обстоятельством, что медитация не исключает возможности защиты своих прав в суде и применяется на любой стадии судебного процесса;
- тем, что она позволяет рассматривать не только вопросы правоотношений, но и вопросы широкого круга иных отношений между сторонам;
- позволяет сохранять деловое сотрудничество в дальнейшем.
Другой важный вопрос - это отношение медиации и адвокатуры. Важно сразу уточнить, что медиаторы и адвокаты не являются конкурентами. Этичные адвокаты, в первую очередь, обязаны защищать интересы клиентов, а не стремиться к эскалации и затягиванию процесса, с целью увеличения своих гонораров. Если процедура медиации отвечает интересам клиента, то адвокат должен первым посоветовать клиенту прибегнуть к внесудебному способу урегулирования конфликта. Разумный клиент такую инициативу безусловно оценит, а присутствие адвокатов на процедуре медиации придаст участникам спора дополнительную уверенность и правовую защиту.
В России процедура медиации регулируется Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ.
Практика медиации на фондовом рынке широко распространена в развитых странах. Примеров множество, а мы приведём лишь один.
В США саморегулируемая организация FINRA (служба регулирования отрасли финансовых услуг, Financial Industry Regulatory Authority) предоставила Американской ассоциации юристов (АВА) и Клинике по правам инвесторов Школы права Университета Пэйса (Investor Rights Clinic Pace Law School) специальный грант - для написания специального руководства для инвесторов (investor's guide), посвящённого альтернативным способам урегулирования споров на фондовом рынке. (FINRA - частная американская корпорация со статусом СРО по контролю за соблюдением правил торговли на внебиржевом рынке.
Содержание руководства раскрывается в подзаголовке: «How to Prevent and Resolve Disputes with Your Broker (Как предотвращать и разрешать конфликты с вашим брокером)».
Итак, медиация - это вид переговоров, в которых участвует нейтральная третья сторона, которая (в отличие от судьи или арбитра) не обладает властью над сторонами, предметом спора, не влияет на результат процесса, но обладает в той или иной степени (это зависит от стиля медиации) процессуальной властью над самой процедурой медиации.
Медиатор направляет стороны в конструктивное интегративное русло, способствует раскрытию релевантной информации и осознанию её сторонами, контролирует уровень эмоционального накала и выявляет глубинные интересы сторон. Процесс выстроен в интересах сторон, является строго добровольным и гибким.
В фасилитативном стиле медиации, медиатор исключительно фасилитирует переговоры, то есть, способствует самоопределению сторон и осознанному диалогу, в котором стороны занимают одновременно и ассертивную, и кооперативную позиции. То есть, имеют возможность одновременно, во-первых, чётко, реалистично осознавать и преследовать собственные интересы; во-вторых, в то же время признавать и уважать интересы противоположной стороны.
Медиация имеет оценивающую направленность. По этой причине интервенции медиатора в ходе процедуры могут быть достаточно сильными: он(а) дополнительно к фасилитации может давать нейтральную оценку предлагаемых решений, даже вносить на рассмотрение сторон некоторые предложения.
Процедура медиации требует высокого уровня доверия сторон, поэтому соответствующие коллегии опытных посредников создаются, как правило, при общественных профессиональных объединениях, которые гарантируют своим авторитетом квалификацию и нейтралитет медиаторов. В США FINRA имеет соответствующий медиативный сервис и собственный арбитраж. По статистике, медиаторам FINRA удаётся конструктивно разрешать споры инвесторов и брокеров во внесудебном порядке к взаимному удовлетворению сторон в 80% случаев.
Типичная процедура медиации состоит из подготовительной части (премедиации), в ходе которой:
- стороны в споре получают необходимую информацию о процедуре, её стоимости, типовом регламенте, иных условиях и принимают решение об участии/неучастии в процессе;
- в случае согласия, стороны выбирают и согласовывают кандидатуру медиатора;
- подписываются необходимые соглашения по процедуре, в том числе, о конфиденциальности;
- медиатор запрашивает всю необходимую информацию по спору и встречается со сторонами по отдельности, добиваясь полной прозрачности и понимания процедуры у сторон;
- согласовывается состав делегаций сторон, место и время встреч;
- медиатор готовится к первой совместной сессии, вырабатывая варианты стратегии управления диалогом.
Второй фазой процесса является собственно процедура медиации, в которой:
- проводятся переговорные сессии, структурированные определённым образом;
- при согласованном желании сторон привлекается необходимая экспертиза;
- в случае необходимости со сторонами проводятся отдельные сессии (кокусы);
- если стороны договариваются, то готовится медиативное соглашение, которое может быть заверено у нотариуса, после чего оно автоматически приобретает силу исполнительного документа. Как правило вся процедура занимает от 8 до 16 часов, хотя в особо сложных случаях может длиться и дольше.
В заключении отметим, что во всём мире альтернативные способы урегулирования споров активно развиваются и завоёвывают популярность в корпоративном мире.
Россия пока в этом вопросе несколько отстаёт. Однако скорость, удобство и гибкость альтернативных процедур урегулирования споров, в том числе и медиации, вне всякого сомнения, найдут свою сферу применения и займут достойное место среди инструментов управления у всех продвинутых менеджеров и предпринимателей.