04.03.2014
Алексей Артамонов, заместитель председателя Правления НАУФОР
"ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ" Статья.
Президент подписал законопроект, вводящий льготы для долгосрочных розничных инвесторов на фондовом рынке.
Дискриминационный налоговый режим для долгосрочных владельцев ценных бумаг устранен. С 2015 года все желающие стать инвесторами вдолгую смогут открыть индивидуальные инвестиционные счета с льготным налогообложением.
Новогодний подарок
В самый канун праздника, 30 декабря 2013 года, Президент РФ подписал закон, который вводит налоговые льготы для долгосрочных инвесторов на российском фондовом рынке ("О внесении изменений в статью 275-3 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации").
НАУФОР являлась одним из инициаторов данного закона и принимала участие в его продвижении и согласовании - совместно с рабочей группой по созданию международного финансового центра под руководством А. С. Волошина.
Документ предусматривает введение определенных налоговых решений, которые позволяют гражданам получать налоговые преимущества при инвестировании в инструменты фондового рынка на срок от трех лет. Это в свою очередь должно способствовать формированию на российском рынке устойчивого класса внутреннего долгосрочного инвестора.
Одним из таких решений является отмена налога на доходы физических лиц - владельцев ценных бумаг, если бумаги находились в собственности более трех лет. Поправка будет действовать в отношении ценных бумаг, приобретенных после 1 января 2014 года. Закон устанавливает ежегодную максимальную сумму, с которой может быть предоставлена льгота.
Другой важной мерой является введение специальных инвестиционных счетов для долгосрочных инвесторов (ИИС), налогообложение которых будет льготным.
Предполагается два варианта налогообложения доходов по ИИС. Выбирать любой из них будет сам владелец счета. В первом варианте физическое лицо может ежегодно обращаться в налоговые органы за получением вычета по НДФЛ с той суммы, которая была внесена на счет. К примеру, ежегодно внося на ИИС 400 тысяч рублей, гражданин может каждый год возвращать из бюджета 13%, то есть 52 тысячи рублей. Но при этом при закрытии счета (не менее чем через три года) владелец должен будет заплатить НДФЛ с доходов, полученных от инвестирования средств. Второй вариант предполагает отказ от ежегодного возврата НДФЛ с вносимых на счет средств; зато при закрытии ИИС (не менее чем через три года) гражданин получит вычет по НДФЛ со всей суммы доходов, полученных от инвестирования, то есть не будет платить налог вовсе.
Граждане смогут открывать такие счета на срок от трех лет начиная с 2015 года.
Документ также содержит другие поправки. Так, расширяется перечень сделок, которые не признаются взаимозависимыми в рамках контроля за трансфертными ценами. К ним предлагается отнести межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней включительно.
Ряд операций и услуг на финансовом рынке освобождается от НДС. Это услуги по доверительному управлению пенсионными накоплениями, операции по уступке прав по обязательствам, возникающим по срочным сделкам, операции по использованию средств гарантийных фондов, сформированных за счет имущества, являющегося предметом коллективного или индивидуального клирингового обеспечения.
Все налогоплательщики освобождаются от обязанности составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур при совершении операций, освобождаемых от НДС.
При определении базы по налогу на прибыль к внереализационным расходам предлагается отнести расходы по погашению эмитентом собственных долговых ценных бумаг в сумме разницы между стоимостью их погашения и их номинальной стоимостью.
Уточняются также нормы о расходах на формирование резервов по сомнительным долгам банков. Прописывается, что сомнительным долгом, помимо прочего, признается задолженность по уплате процентов, образовавшаяся после 1 января 2015 года, по долговым обязательствам любого вида в случае, если она не погашена в сроки по договору вне зависимости от наличия залога, поручительства, банковской гарантии.
Устанавливается, что начиная с 2015 года размер процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения будет контролироваться только по банковским кредитам между взаимозависимыми лицами.
При этом по таким сделкам налогоплательщик будет вправе признать доходом процент, исчисленный исходя из фактической ставки по обязательствам, если она превышает минимальное значение интервала предельных значений, а расходом - если она менее максимального значения интервала предельных значений. Документ устанавливает интервалы предельных значений процентных ставок в зависимости от валюты, в которой выражены долговые обязательства. Так, по рублевым обязательствам интервал составит от 75 до 180% (с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125% (начиная с 1 января 2016 года) ставки рефинансирования ЦБ РФ. По обязательствам в евро интервал исчисляется исходя из EURIBOR плюс 4 процентных пункта (п.п.) до плюс 7 п.п.; в китайских юанях - от SHIBOR плюс 4 п.п. до плюс 7 п.п.; в фунтах стерлингов - от LIBOR плюс 4 п.п. до плюс 7 п.п.; в швейцарских франках или японских иенах - от LIBOR плюс 2 п.п. до плюс 5 п.п.; в иных валютах - от LIBOR в долларах плюс 4 п.п. до плюс 7 п.п.
Изменения также касаются положений о депозитарных расписках. Так, ставка налога на прибыль в размере 9% распространяется на доходы в виде дивидендов по акциям, права на которые удостоверены депозитарными расписками.
Документ вступил в силу с 1 января 2014 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.
Конкуренция депозитам и недвижимости
Над законом об инвестиционных счетах и льготах для розничных инвесторов на фондовом рынке НАУФОР и участники рабочей группы по созданию МФЦ работали более трех лет, за это время текст претерпевал серьезные изменения. К принятию законопроекта вел длинный путь, но мы удовлетворены результатом и благодарны всем участникам процесса, особенно участникам группы Волошина, сотрудникам Министерства финансов и Центробанка, депутатам Госдумы (из комитета по бюджету и налогам, а также из комитета по финансовому рынку).
Изначально при работе над документом был мандат получить на фондовый рынок как можно больше инвестиционной ликвидности со стороны населения - долгосрочной, не спекулятивной. Мы долго и скрупулезно работали над юридической техникой, а введения каких-либо серьезных концептуальных изменений не планировалось. Задумывая этот инструмент, мы предполагали, что он будет конкурировать в первую очередь с инвестициями в недвижимость и в меньшей степени - с банковскими депозитами. Инвестиции в недвижимость - востребованный не только в России, но и во всем мире механизм долгосрочного сбережения, который в нашей стране имеет беспрецедентно благоприятный налоговый режим по сравнению с зарубежными странами. Если российская недвижимость реализуется через три года владения ею, то никакого налога платить не требуется. Отсюда взялись три года и в нашей налоговой льготе для доходов от реализации ценных бумаг, находившихся в собственности дольше указанного срока. Таким образом, мы уравняли правила игры с инвестициями в недвижимость.
Инвестиции на рынке ценных бумаг заведомо более рискованны, нежели банковские депозиты. Однако по факту имела место ситуация, когда льготы отсутствовали полностью. И даже более того. Розничные инвесторы вроде бы должны получать премию за то, что несут деньги на рынок ценных бумаг, - они же, напротив, были, скорее, демотивированы необходимостью платить специальный налог с доходов от продажи ценных бумаг (в отличие от других видов имущества, используемых для инвестирования, которые освобождены от налогов при перепродаже). Но даже в таких, относительно "дискриминационных" условиях розничные инвесторы продолжали нести деньги на рынок. Люди очень хорошо умеют считать, и в том числе просчитывать налоговые последствия любого вида инвестиций. Доход, который может принести рынок ценных бумаг - в последние годы это величина порядка 10%, - вполне позволяет таким инвестициям конкурировать с депозитами. Но при этом доход по депозитам не облагается налогом, в отличие от инвестиций в ценные бумаги. Это несоответствие мы в целом устранили.
Существуют, правда, некоторые оговорки и ограничения, но они достаточно щедрые и соответствуют интересам большинства инвесторов.
Какие изменения происходили в течение нескольких лет работы над законопроектом? Они, как уже сказано, не касались концепции, разница была лишь в "технике" и конкретных цифрах. Сама идея предоставления льгот путем освобождения от налогов существовала изначально, обсуждался лишь способ. В результате мы предпочли путь предоставления вычета на доходы. Это технический момент. Применяться для льгот могут разные статьи налогового кодекса: речь может идти либо о доходах, которые не подлежат НДФЛ, либо о доходах, на которые предоставляется вычет по НДФЛ.
Цифры менялись. Изначально предполагалось, что владелец индивидуального инвестиционного счета может претендовать на льготы спустя не менее пяти лет существования этого счета, впоследствии срок сократился до трех лет. Причем не по нашей инициативе, а, судя по всему, с легкой руки правительства. Менялась предельная сумма вычетов и в большую, и в меньшую сторону, она плавала и по ИИС, в итоге мы остановились на 400 тысячах рублей максимального взноса в год, по которому предоставляется максимальный размер вычета (около 52 тысяч рублей). Эта цифра, на наш взгляд, соответствует и потребностям потенциальных инвесторов, и подтверждается международной практикой - во всем мире ограничения по взносам на подобные счета устанавливаются примерно на этом уровне.
Практически не менялся механизм исчисления льготы для тех инвесторов, которые владеют ценными бумагами более трех лет. Если изначально подход был более прямым, то позже он стал более сложным и учитывает ситуацию, при которой, например, в течение одного года, одного налогового периода продаются пакеты с разным сроком владения - 3 года, 5, 10,15 лет.
О льготах - в подробностях
Итак, инвесторы могут получить две льготы. Первая - при продаже ценных бумаг, пробывших в собственности три года, другая - по инвестиционным счетам. Эти льготы администрируются отдельно друг от друга.
Теперь инвестор, который купил ценную бумагу с 1 января 2014 года и будет являться ее владельцем более трех лет, избежит налога на доходы от ее продажи. Эта льгота была отменена в свое время как "льгота для олигархов". Теперь она модифицирована и адресована среднему классу. У нее есть лимит, который достаточно велик, - 3 млн руб. за каждый год владения. Иными словами, если считать, что 3 млн рублей составляют 10% годового дохода, то речь идет о портфеле ценных бумаг стоимостью 30 млн руб. Первую льготу инвестор сможет получить, продав ценные бумаги через три года - в пределах 9 млн, а потом - в пределах 12 млн через четыре года, 15 млн - через пять лет и т.д. Эта льгота для тех, кто не склонен к высокой интенсивности оборачиваемости портфеля.
Предельный размер вычета по НДФЛ в налоговом периоде определяется как произведение количества лет нахождения пакета в собственности и 3 млн рублей. То есть в ситуации, когда в течение одного налогового периода продаются пакеты с разным сроком владения, 3 млн рублей умножаются на коэффициент, рассчитываемый по специальной формуле. Она позволяет рассчитать "средний срок владения" с учетом удельного веса доходов от каждого пакета в общей сумме дохода от реализации всех пакетов.
Второй набор льгот касается операций с использованием ИИС. Как говорилось выше, инвестор сам выбирает режим счета: exempt-exempt-tax или tax-exempt-exempt.
В первом случае вычет по НДФЛ предоставляется на взносы, а финансовый результат от операций за весь срок действия счета подлежит налогообложению по обычной ставке - 13%. Во втором случае инвестор делает взнос из уже обложенных налогом средств, зато получает вычет в размере всего финансового результата от операций за весь срок действия счета. В обоих случаях в течение срока действия договора на ведение счета налог от текущих операций не взимается, а налоговая база возникает в момент расторжения договора и закрытия счета.
Таким образом, если просто внести 400 тыс. руб на инвестиционный счет и оставить их без движения на три года, льготу тоже можно будет получить. Каких-либо требований по частоте инвестиций или инвестированию нет вовсе - можно передать деньги доверительному управляющему или брокеру в размере не более 400 тысяч в год и рассчитывать на освобождение этой суммы от налогообложения.
Правда, у ЦБ есть полномочия по применению регулирования к инвестиционным счетам - он может установить требования к брокеру/доверительному управляющему, которому доверяется ведение счетов. Возможно, какие-то требования будут прописаны на уровне подзаконного акта.
Вычет на первый взнос можно будет получить в 2016 году по результатам 2015 года. В 2014 году мы ожидаем, что все ведомства (ФНС, ЦБ) примут необходимые подзаконные акты. Должно быть урегулировано, с одной стороны, администрирование налоговых льгот, с другой - нюансы, связанные с осуществлением профессиональной деятельности при ведении таких счетов.
Таким образом, к новому финансовому инструменту можно относиться либо как к инструменту с гарантированной доходностью 13% на 400 тыс. рублей, либо как достаточно прогрессивному инструменту для долгосрочных инвестиций в ценные бумаги.
Два налоговых режима ИИС приблизительно одинаковы по своему экономическому эффекту. Это в большей степени психологический нюанс - в зависимости от того, кто и насколько верит нашему государству. Кто хочет получить деньги завтра, а кто готов ждать. Но при прочих равных, при доходности до 15% по индексу, например, где-то с 9 года существования этого счета выгоднее второй вариант - получение вычета на прибыль, а не вычета на взносы. (См. табл.1, 2) Мы изначально, предполагая введение льгот, думали о них как о неком дополнении к механизму пенсионных сбережений. Этот инструмент для того и используется, например, в Америке и Британии. Изначально счета назывались индивидуальными инвестиционными пенсионными, но по ходу обсуждения мы отказались от привязки к пенсионному возрасту, срокам, вообще к пенсионной идее. Но все равно в уме мы держим, что это - нормальный цивилизованный способ накоплений на далекое будущее, который либо приносит вполне мотивирующие 13% на входе, либо позволяет освободить доход на выходе, что, по нашим расчетам, на стабильном рынке становится более выгодным спустя 9 лет от начала инвестирования. Льготы предоставляются по окончании договора на ведение счета при прошествии не менее трех лет с даты заключения договора. Расторжение договора раньше этого срока означает, что полученные вычеты от государства нужно будет вернуть в бюджет. Так что следует поддерживать счет три года - делаются туда взносы или нет, не имеет значения. Грубо говоря, можно открыть такой счет, а потом по мере надобности делать туда взносы.
Стоит ли открывать вместо существующих брокерских счетов инвестиционные счета? Это зависит исключительно от инвестиционных целей. При этом нужно отдавать себе отчет в том, что если средства будут выводиться до истечения трехлетнего срока, то придется платить налог по всем действующим правилам. Договор будет сконструирован таким образом, что оттуда нельзя будет частично вывести деньги без прекращения действия самого договора. Вот если инвестор готов запереть деньги на три года - тогда эта льгота для него. Он не будет иметь налога на прирост стоимости ценных бумаг, пока счет действует. В момент закрытия счета этот налог ему либо рассчитают, либо нет, - в зависимости от того, получал инвестор или нет вычеты на взносы. Соответственно, есть ограничения - максимальный взнос составляет 400 тыс. рублей в год (можно 50 тыс. внести в первый год, во второй ничего не внести, в третий - внести 400 тысяч). Если инвестора устраивает запирание денег на счету - пожалуйста, открывайте счет. Если нет, то лучше иметь брокерский счет, у которого нет ограничений ни на взносы, ни по времени, но нет и никаких льгот. При этом, если купленные после 1 января 2014 года бумаги лежат на брокерском счете более трех лет, то их продажа не облагается налогом.