Дмитрий Ананьев (Вестник №11/2008)

02.12.2008

РАБОТАТЬ НАД ОШИБКАМИ

Глава Комитета по финансовым рынкам и денежному обращению Совета Федерации Дмитрий Ананьев рассказывает главному редактору журнала “Вестник НАУФОР” Ирине Слюсаревой о том, почему России нужна национальная банковская система и какие законодательные действия ведут к этой цели.

- Дмитрий Николаевич, вы достаточно часто говорите о необходимости для России иметь национальную финансовую систему. Что означает эта идея применительно к фондовому рынку? Корректируется ли она в условиях финансового кризиса?

- В течение целого года после того, как возник и стал развиваться мировой финансовый кризис, России на этом фоне удавалось сохранять стабильность и благополучие. Внутренний рынок оставался привлекательным для иностранных и российских инвесторов. Растущий экономический потенциал России и значительные финансовые резервы были прочной основой для такого положения.

Тем не менее недостаточный уровень развития российского финансового рынка не позволил избежать резкого падения биржевых индексов. Сейчас мы видим, что инвесторы в массовом порядке покидают страны БРИК, и в том числе Россию, переводя свои капиталы в финансовые центры США и старой Европы. Из фондов, специализирующихся на вложениях в развивающиеся рынки, выведены десятки миллиардов долларов. Парадокс в том, что мировой экономический кризис может повлиять на развивающиеся экономики более губительно, чем на экономику Соединенных Штатов, являющуюся его источником. А США в очередной раз попытается переложить свои экономические проблемы на развивающиеся страны.

Большую тревогу вызывает то, что кризис, стартовавший в России снижением биржевых индексов, поражая банковский сегмент, сейчас перекидывается в реальный сектор экономики. Наша страна действительно может существенно пострадать, если только мы не приложим усилия для создания собственной независимой денежно-финансовой системы.

Российские монетарные власти последние пять лет последовательно снимали все элементы защиты российской экономики от мирового финансового кризиса: мы не кредитовали отечественную экономику рублем, в результате российская банковская система зависела от Запада, а финансовые потоки даже между российскими резидентами нередко велись в валюте через офшорные счета.

Теперь мы стоим перед необходимостью в короткий срок создать национальную денежно-финансовую систему, не замкнутую на внешние центры и при этом способную к экспансии. В нынешней ситуации, когда мы видим крах однополярной экономической модели, выиграть смогут только те страны, которые сумеют принять участие в формировании новой архитектуры мировой экономики, создав свою независимую денежно-финансовую систему.

Тем самым актуальность создания в России мирового финансового центра с началом кризисных явлений только обострилась. Применительно к фондовому рынку как к составляющей части российской финансовой системы это означает, что он должен стать центром притяжения российских и иностранных эмитентов и инвесторов.

- Следует ли ограничивать присутствие на нашем рынке иностранных инвестиционных институтов, применять другие протекционистские меры? Можно ли поддерживать отечественный фондовый рынок иными, не запретительными или ограничительными путями?

- Протекционизм - экономическая политика государства, направленная на защиту и поддержку собственной экономики. Как видите, само понятие включает в себя два вектора влияния государства на национальное хозяйство.

Я - за разумно-протекционистскую политику по отношению к национальным финансовым институтам. Не достаточно просто не пускать на наш рынок иностранные банки и кастодианы, заставить их работать на нашем рынке только через российские дочерние структуры. Нужно создать законодательную базу, которая бы повышала конкурентоспособность российских финансовых институтов.

Перед глазами у нас опыт Восточной Европы, где после прихода крупных транснациональных банков практически не смогли выжить национальные кредитные учреждения. Российская финансовая система также пока не готова к подобной конкуренции, поэтому мы вынуждены принимать ограничительные меры. Однако однобокая протекционистская политика, направленная только на то, чтобы держать финансовый рынок закрытым, приведет к снижению качества финансовых услуг.

На мой взгляд, одной из самых действенных мер, направленных на поддержку российской финансовой структуры, является либерализация налогового законодательства. В российской налоговой системе требуется произвести целый ряд изменений - как с точки зрения упрощения и уточнения налогообложения и налогового администрирования, так и с точки зрения снижения ставок и предоставления налоговых льгот. Эти изменения должны быть направлены на увеличение капитализации институтов финансового рынка, стимулирование развития национальных институтов коллективного инвестирования, а также на увеличение числа граждан, инвестирующих на фондовом рынке.

Специфика налогообложения финансовых рынков состоит в том, что финансовый капитал обладает высокой мобильностью. Он в состоянии искать и, самое главное, находить привлекательные для себя условия. Поэтому если мы хотим создавать мировой финансовый центр в России, то прежде всего необходимо сделать так, чтобы наши условия были максимально привлекательными для финансового бизнеса.

- Из каких мер может состоять программа развития национального фондового рынка? Каковы, с вашей точки зрения, приоритетные законопроекты в финансовой сфере, в какой стадии разработки они находятся? Какие факторы работают на принятие этих проектов, что мешает?

- Направления необходимых законодательных преобразований финансового рынка России можно разделить на пять блоков:

    • стимулирование развития национальных институтов коллективного инвестирования (и участников рынка);
    • упрощение доступа российских компаний к ресурсам фондового рынка;
    • стимулирование роста числа граждан, инвестирующих на фондовом рынке;
    • стимулирование иностранных инвестиций;
    • совершенствование инфраструктуры фондового рынка и ее защита.

В текущем режиме правительство должно утвердить Концепцию создания международного финансового центра в Российской Федерации. Концепция, в свою очередь, включает практически все ключевые законопроекты, которые должны быть приняты в 2008-2009 годах.

Последние события еще раз подчеркнули необходимость скорейшего принятия этих законов. Скажем, закон о клиринге имеет прямое отношения к проблемам рынка РЕПО. Закон о центральном депозитарии является одним из ключевых с точки зрения создания среды, комфортной для иностранных инвесторов. Крайне актуален закон о биржах и организованных торгах. Необходимо планомерно продвигаться в направлении упрощения процедуры эмиссии ценных бумаг, в том числе расширять возможности для выпуска биржевых облигаций. Следует менять валютное законодательство в сторону облегчения для нерезидентов условий совершения финансовых операций.

С целью снижения рисков при работе с производными финансовыми инструментами нужно установить порядок зачета взаимных требований (неттинга).

Нужны изменения в законодательство о коллективных инвесторах, и они должны быть направлены на расширение возможностей для инвестирования их активов в ценные бумаги российских эмитентов.

Недавние события подтвердили, что актуальным является упрощение процедуры реорганизации банков, а также создание системы компенсационных фондов для возмещения инвесторам убытков, возникших из-за банкротства финансовых институтов или нарушения ими своих обязательств перед инвесторами.

Нельзя затягивать с принятием закона об инсайдерской информации и манипулировании рынком. Крайне негативный эффект на устойчивость российского рынка оказали недавние действия нескольких российских инвестиционных компаний по его “раскачиванию”. Профессионально говоря, они манипулировали рынком, что привело к резким скачкам волатильности.

Но, конечно, на первом месте по важности стоит большой блок налоговых преобразований. И эти преобразования должны быть комплексными и решительными!

В настоящее время, как известно, пишется несколько документов стратегического значения. Наряду с разрабатываемой Минэкономразвития Концепцией (куда и наш Комитет подавал свои предложения) готовятся Стратегии развития финансового рынка, банковского сектора и страхового рынка. Все эти стратегии нужно согласовать по смыслу и по срокам исполнения. Очень правильно, что был создан Совет по финансовым рынкам при Президенте Российской Федерации. Я думаю, что Совет сможет обеспечить планомерную, системную работу для превращения нашей финансовой системы из рынка с элементами советского наследия в действительно конкурентоспособную экономику.

- Какие слабые (и, возможно, сильные) стороны выявил мировой финансовый кризис в системе национальных российских финансов?

- Мировые финансовые кризисы, в принципе, играют роль своего рода “лакмусовой бумажки”. Вот и текущий кризис выявил слабые стороны нашей финансовой системы. Самым слабым звеном оказалось нерыночное финансовое и налоговое законодательство - наследие советской системы.

Слаженными усилиями Правительства (в первую очередь Минфина и ФСФР) и Банка России удается реализовать экстренный комплекс мер, в том числе по поддержанию ликвидности банковской системы. Однако экстренными мерами нельзя бороться с системными недостатками. Необходимо осуществить целый комплекс именно системных мер законодательного характера, направленных на обеспечение устойчивости финансовой системы России.

Совет Федерации внес в Государственную думу свои рекомендации относительно плана законодательной работы. По инициативе нашего Комитета по финансовым рынкам в рекомендациях были изложены предложения в отношении приоритетных проектов, которые необходимо срочно принимать. На наш взгляд, таких - необходимых - законопроектов - более тридцати. Вместе с тем Программа законопроектной работы Государственной думы на осеннюю сессию 2008 года содержит лишь три законопроекта. Большинство из этих проектов пока не внесено на рассмотрение, но даже из тех, которые уже находятся в Думе, не все вошли в число приоритетных.

Основные идеи развития финансового рынка далеко не новы, они обсуждаются с 2000 года. В стремительно меняющемся мире в условиях жесткой конкуренции, когда выживают и остаются самостоятельными только сильные экономики, такая медлительность может стоить России потери национального финансового рынка.

Сегодня, когда финансовый рынок испытывает кризисные перегрузки, проведение кардинальных преобразований, направленных на повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, еще более актуально.

Как вы оцениваете антикризисные действия наших финансовых властей (в момент обвала фондового рынка и закрытия бирж РТС и ММВБ; в момент кризиса на рынке РЕПО)?

Рынок сегодня находится в состоянии стресса и показывает гиперволатильность. В таких условиях меры, предпринимаемые регулятором, должны быть быстрыми, действенными и сбалансированными. С одной стороны, необходимо защитить рынок от паники и минимизировать падение российских фондовых индексов, а с другой - не допустить перетока ликвидности на другие мировые площадки.

В арсенале Федеральной службы по финансовым рынкам имеется не такой уж большой спектр возможных решений: запрет коротких позиций и маржинальных сделок, а также необеспеченных сделок; приостановление торговли на падающем рынке и продление на растущем. Эти меры необходимы для недопущения панических продаж акций и значительного несправедливого снижения их стоимости. К сожалению, мы могли наблюдать ситуацию, когда рыночная цена некоторых компаний опустилась ниже стоимости наличных средств, которые находились на их счетах.

Что касается рынка РЕПО, то он до сих пор не является биржевым, хотя сделки и совершаются под эгидой ММВБ. Когда риск неисполнения сделок вырос до критической величины, и появились первые неплатежи по обязательствам, кризис доверия привел к потере ликвидности на рынке РЕПО и банки закрыли друг другу лимиты.

В таких условиях помочь рынку пережить трудный период может только государство. Тогда рынок РЕПО расшивали практически вручную, что позволило развязать неплатежи и реанимировать финансовую “кровеносную систему”. Урок, который мы должны извлечь из прошедших событий, - это сделать рынок РЕПО менее рисковым и более устойчивым, а значит, биржевым.

В целом же действия, предпринятые (а также анонсированные) правительством и Центробанком, можно оценить как профессиональные и своевременные. Правовое обеспечение мер по стабилизации финансовой системы Российской Федерации требует законодательного закрепления. Президент призвал принимать все решения максимально быстро. Я согласен с этим и могу только добавить, что скорость исполнения принятых решений сейчас стоит очень дорого.

- Пошли разговоры о том, что англосаксонская модель финансового рынка продемонстрировала ограниченную дееспособность. Так ли это? Какова, с вашей точки зрения, должна быть доля государства на финансовых рынках? Нужен ли России мегарегулятор, и если да, то каким образом он должен строиться?

- Англосаксонская модель финансового рынка основана на публичных компаниях с сильно диверсифицированной структурой собственности и преобладанием мелких акционеров - физических лиц. Характерной чертой этой модели является низкий уровень вмешательства государства в дела бизнеса и значительная роль саморегулируемых организаций. Критерием успеха компаний является биржевой рост курса акций.

Фондовые рынки не всегда способны объективно оценить финансовое состояние компании: надувание фондового спекулятивного пузыря сменяется головокружительным падением котировок, как мы наблюдаем это сегодня. Высокая зависимость реальных секторов экономики от фондового рынка делает их крайне чувствительными к таким “американским горкам”. Поэтому сейчас не лучший период, чтобы говорить о преимуществах англосаксонской модели.

В России развитие экономики идет скорее по континентальному пути, для которого характерен капитализм владельцев крупных долей в компаниях, ими же управляемых. Государство также является активным участником рыночного сектора экономики. В рамках антикризисных мер, направленных на поддержку российского фондового рынка, объявлена скупка резко подешевевших акций, которая приведет к увеличению доли государства в ряде компаний, то есть, фактически к их национализации. До недавнего времени шел обратный процесс: состоялись IPO Сбербанка, ВТБ, Роснефти. Но ситуация изменилась, и сегодня рынку нужна поддержка государства. Уверен, что огосударствление рынка не входит в планы правительства, поэтому после реструктуризации и оздоровления проблемных компаний должна последовать, в определенной перспективе времени, их приватизация.

Россия заимствовала многие признаки англосаксонской модели регулирования, в частности, государственное регулирование для каждого сектора финансового рынка осуществляется отдельными регуляторами. В условиях стабильности преимущества мегарегулятора очевидны. Вместе с тем мы имели возможность убедиться, что в условиях кризиса ликвидности предпочтительнее, чтобы регулирование банковским сектором экономики оставалось за Центральным банком, осуществляющим денежно-кредитную политику.

- Как вы оцениваете нынешнее положение финансовых институтов США и антикризисный план американских финансовых властей?

Реальность такова, что крупнейшие инвестиционные банки Америки перестали существовать, гигантские ипотечные агентства были национализированы. Полагаю, что американцев еще ожидают громкие банкротства. Вместе с тем американская экономика составляет одну пятую мировой экономики и равняется экономике всей Европы. Конечно, кризис зашел очень далеко, и США ждут тяжелые времена рецессии в следующем году. Но Америка уже не однажды переживала кризисы, за которыми следовал период стабильности и оздоровления финансовой системы. Думаю, что и в этот раз предпринятые меры приведут к позитивным результатам.

- Известно, что ряд российских финансовых структур (в частности, “Урса банк”, “Промсвязьбанк” и “Тройка диалог”) предложили при спасении региональных банков использовать также возможности частных структур. В чем состоит смысл идей?

Сейчас время больших испытаний и нестандартных решений. Государство, принимая антикризисные меры, ставит своей целью поддержать банковскую систему России в целом, а это означает поддержку крупным системообразующим банкам в основном с государственным участием и крупным столичным банкам. На мой взгляд, пренебречь поддержкой небольших, хорошо приспособленных под потребности субъектов регионального бизнеса банков, было бы неправильно.

Наша идея заключалась в том, чтобы использовать организационный и менеджерский потенциал коммерческих банков в решении кризисных проблем по спасению мелких и средних банков и компаний реального сектора. Вовлечение в этот проект наряду с государственным частного капитала сделает проект рыночным и эффективным.

Нельзя допустить ситуацию, когда массовое кредитование реального сектора смогут осуществлять только государственные банки. Такое положение вещей практически исключает конкуренцию, содержит в себе порочный коррупционный фактор и ведет к неэффективности и удорожанию банковских услуг, связанных с выдачей и обслуживанием кредитов.

- Брокеры сейчас говорят о том, что кризис гасится в основном на поле банков, а фондовый рынок не получает ничего. Можно ли и в самом деле считать, что антикризисные механизмы работают только в банковском секторе?

- В борьбе с кризисом власть показывает эффективность и стремление добиться результата. Причем наиболее эффективной оказалась наименее масштабная мера по снижению нормы отчисления банков в фонд обязательного резервирования. Это позволило получить ликвидность всем банкам без исключения. Благодаря этому банковская система смогла выжить, и сейчас, надеюсь, какой-то запас прочности у нее есть. Было абсолютно правильным решение расширить круг банков, допущенных к аукционам Минфина по размещению на депозитах временно свободных средств бюджета. Также позитивная мера - выделение АСВ 200 миллиардов рублей для санирования банков. Наибольший эффект я ожидаю от предоставления Центробанком беззалоговых кредитов российским банкам.

К числу положительных мер, выходящих за рамки банковского сектора, относятся рефинансирование иностранных кредитов отечественных корпораций через ВЭБ и предоставление возможности уплачивать НДС в рассрочку.

Что касается фондового рынка, то в рамках антикризисных мер разработан и принят Федеральный закон, на основании которого Банку России предоставляется право без лицензии выступать участником организованных торгов. Кроме того, Банк России получил право на открытом рынке совершать операции по купле-продаже облигаций и акций коммерческих организаций, определенных решением Совета директоров. В большей мере указанные изменения окажут положительное влияние на эффективность системы рефинансирования банковского сектора посредством сделок РЕПО, но и, конечно, скажутся на ликвидности ценных бумаг.

Закон не ограничил срок совершения обратной сделки по сделке РЕПО. Предоставление Банку России права приобретать акции на бирже и держать их сколько угодно долго я считаю вынужденной мерой. Центробанк является регулятором рынка банковских услуг, распоряжается золотовалютными резервами, владеет контрольным пакетом акций крупнейшего банка страны - Сбербанка России. Участие такого игрока в биржевых торгах при условии слабого законодательного регулирования манипулирования и отсутствия законодательства о пруденциальном надзоре и инсайдерской информации может оказывать нежелательное влияние на движение цен или торговую активность по ценным бумагам отдельных эмитентов. Следствием такого нерыночного влияния может быть потеря доверия инвесторов, в том числе иностранных, к формированию справедливой рыночной цены на российские активы. Думаю, что после прекращения событий, вызвавших необходимость принятия этого закона, Банк России должен быть ограничен в совершении сделок с акциями на открытом рынке.

- Срочно приняты меры, которые могут заместить уходящие иностранные инвестиции государственными деньгами. К каким последствиям может привести подобное замещение, если оно произойдет?

- До кризиса мы имели финансовую систему, ориентированную на внешние рынки капитала: бизнес-структуры, в том числе компании с государственным участием, зависели от зарубежных кредитов, при этом финансовые резервы России размещались за рубежом. Сейчас под давлением кризиса вектор кредитной политики изменил свое направление на противоположное. В короткий срок правительство пытается создать национальную финансовую систему, ориентированную на внутренний рынок: предусмотреть инвестирование финансовых резервов России внутри страны и снизить зависимость российского бизнеса от внешних ресурсов.

Государственные ресурсы не бесконечны, и полный переход реального сектора и банковской системы на финансирование из золотовалютных резервов страны невозможен. “Подушка” экономической безопасности страны станет намного тоньше в результате принимаемых мер. Вместе с тем правительство должно предпринять усилия по поддержанию в условиях кризиса веры населения в стабильный рубль и надежную российскую банковскую систему. Это поможет реализовать переход финансирования развития экономики на внутренний частный капитал и, прежде всего, за счет роста вкладов населения. А потенциал тут огромен - по данным статистики, у населения на руках находятся сотни миллиардов рублей.