Дронов Виктор, интервью, ВН№10

17.11.2009

Виктор Дронов, генеральный директор ЗАО "Управляющая компания", член совета директоров НАУФОР

ИНТЕРВЬЮ

РЫНОК ДОЛЖЕН ЖИТЬ

Два основных направления бизнеса региональных инвестиционных компаний - индивидуальные инвесторы и небольшие акционерные общества. Генеральный директор ЗАО «Управляющая компания» Виктор Дронов считает, что регионам не хватает инвестиционных компаний, что повышение требований к собственному капиталу поменяет модель рынка в России и предлагает выделять из ЗПИФа не деньги, а квадратные метры.

- Виктор Георгиевич, за счет чего сейчас выживают региональные брокеры?

- Что значит - выживают? Мы ничуть не выживаем, просто нормально живем и работаем.

Региональные инвестиционные компании сегодня, как и вчера, и десять лет назад занимаются одним: работают с гражданами, проживающими в этой местности, с физическими лицами. Рассказывают потенциальным инвесторам, что такое фондовый рынок, как надо вкладывать свои денежные средства, проводят для клиентов семинары, консультации. Одним словом, создают инвестиционную среду.

Кроме того, региональные брокеры работают с большим количеством акционерных обществ, которые образовались в результате приватизации и стали АО, конечно, не имея на то никаких возможностей. Брокеры объясняют представителям компаний, что такое акционерный капитал, как можно занимать на фондовом рынке, как взаимодействовать с акционерами. То есть брокеры готовят предприятия к выходу на фондовый рынок, если у последних когда-нибудь возникнет такая надобность.

Таковы два основных направления бизнеса региональных инвестиционных компаний - индивидуальные инвесторы и небольшие акционерные общества как потенциальные клиенты.

Понятно, что сегодняшние консультационные услуги предприятиям - это консалтинг. Ну и, конечно же, региональные брокеры дают клиентам возможность выхода на фондовый рынок.

- Можно ли считать, что подобный бизнес неинтересен крупным столичным брокерам?

- Каждый должен заниматься своим делом. Небольшие региональные компании, по сути, создают в регионе инвестиционную среду, готовят почву для того, чтобы со временем в регионе появилось достаточное количество и инвесторов, и эмитентов.

Если региональное предприятие выходит на фондовый рынок, то, как правило, с подачи регионального же брокера. Но потом такое предприятие все равно переходит к крупному брокеру, потому что занимать деньги на фондовом рынке - это большая серьезная работа, с крупной инвестиционной компанией работать более удобно, в том числе даже психологически.

С другой стороны, создание сети - дорогая вещь. Поэтому, наверное, крупным брокерам тоже комфортнее не искать мелких клиентов по одному, а сразу получать консолидированный пул денежных средств от региональных брокеров. Наша компания, скажем, давно работает через крупного московского брокера, и я считаю, что наш союз удачен и абсолютно удобен для обеих сторон.

Мы инвестируем через нашего партнера, это стандартные отношения. В конечном итоге, финансового посредника выбирает владелец предприятия, выходящего на рынок. Понятно, что масштаб деятельности, опыт, имидж крупной компании, да если она еще и международная, - все это склоняет чашу весов в пользу крупного финансового посредника. Это естественно и нормально.

Кто-то занимается первичной подготовкой к полетам, а кто-то высшим пилотажем. Это успешное разделение обязанностей.

Крупные федеральные инвестиционное компании не могут заниматься по отдельности с каждым потенциальным эмитентом в удаленном регионе. Но получив сразу достаточно большой пул региональных предприятий, они будут с ними работать.

Огромное число мелких АО, полученных в России в ходе приватизации, - это серьезная проблема, которой нужно заниматься. Региональных инвестиционных институтов, которые бы работали бы с этой проблемой, не хватает. В Уральском федеральном округе работает всего порядка 60 инвестиционных компаний, а промышленных АО у нас - тысячи.

Кто должен работать с этими предприятиями, с физическими лицами? Альтернатива - только филиалы банков, но для них фондовый рынок не главное. Брокер более активен и более эффективен. Брокер ищет клиента, обучает его. В конечном итоге, создает.

Вы хотите сказать, что у нас мало инвестиционных компаний? Чаще приходится слышать, обратное мнение!

- Региональных инвестиционных компаний, безусловно, не хватает. Для России 1,5 тысячи профессиональных участников фондового рынка - это очень мало. Надо, чтобы их было, как минимум, на порядок больше. Кстати, выход на рынок через региональную компанию обхлодится намного дешевле, чем через московскую.

Другое дело, что инвестора надо создавать....

Полная версия интервью доступна только подписчикам журнала.