Евгений Данкевич (Вестник НАУФОР №2 2010)

04.03.2010

Евгений Данкевич, управляющий директор финансовой корпорации "Открытие".

РАЗРЕШАТЬ, НО РЕГУЛИРОВАТЬ. Интервью.

В России достаточно много людей, которые понимают механизмы работы финансовых рынков и имеют деньги для инвестирования

Управляющий директор финансовой корпорации "Открытие" Евгений Данкевич рассказывает главному редактору журнала "Вестник НАУФОР" Ирине Слюсаревой о том, почему ларьков бывает много, а "Ашан" у нас один; а также от каких инвестиций следует защищать неквалифицированного инвестора.

- Евгений, какова сейчас ситуация на российском рынке брокериджа? Что поменял кризис?

- В целом, если говорить именно о брокерском бизнесе, то в нем кризис ничего кардинально не разрушил. В каком-то смысле он привел даже к положительным изменениям. Многие из людей, разочаровавшихся в возможностях коллективных инвестиций в том виде, в котором они есть в России, пришли на фондовый рынок в качестве самостоятельных игроков. Еще больше добавилось новых участников. Таким образом, в результате кризиса клиентская база розничного брокерского бизнеса увеличилась. Безусловно, в определенном периоде российские инвестиционные компании переживали трудности, часть из них с рынка ушла. Но кроме этого, по большому счету, больше ничего плохого не случилось. Модель бизнеса у большинства участников также осталась прежней с незначительными изменениями.

Лидеры отрасли тоже остались прежними.

С одним, но очень существенным дополнением: к прежним лидерам добавился Сбербанк.

- Как изменило расклады появление Сбербанка на рынке брокерских услуг? Или выводы пока делать рано?

- Выводы делать можно, и они вполне очевидны. Сбербанк уже стал лидером. К этому можно относиться по-разному. Не стал бы детализировать свою мысль, но лично я к тому факту, что на фондовый рынок пришел Сбербанк, отношусь весьма положительно.

Думаю, это будет развивать рынок в целом. А рынку есть куда развиваться. У нас по-прежнему меньше частных инвесторов, чем, условно говоря, в Зимбабве. Количество брокерских счетов, открытых физическими лицами, в России составляет примерно 700 тысяч (надо на бирже посмотреть) миллион. Это означает, что все брокерские компании - крупные, мелкие, московские, региональные,- все они в совокупности имеют всего лишь 700 тыс. клиентов. В стране, население которой, позволю себе напомнить, составляет 140 миллионов человек.

Так что простор для развития имеется.

И если все будет происходить так, как сейчас, то российскому фондовому рынку можно предсказать хорошее будущее.

- Что именно должно происходить так, как сейчас?

- Не должно быть сильного падения экономики, и должны снизиться и оставаться низкими процентные ставки.

Чем ниже ставки, тем лучше для индустрии ценных бумаг. Люди не инвестируют в акции вовсе не по причине недостатка сообразительности. Кризис это показал: максимальный прирост клиентов физических лиц наблюдался на пике падения рынка. Потому что в этот момент бумаги были очень дешевы.

В России достаточно много людей, которые понимают механизмы работы финансовых рынков и имеют деньги для инвестирования. Но нет никакого смысла инвестировать в фондовый рынок, который растет в среднем на условно 20% в год с высокой волатильностью, если депозит дает 15% годовых. Вот если депозит начинает приносить 8%, а на фондовом рынке можно заработать 16%, то тут уже появляется повод для раздумий. Падение ставок - это хорошо и в целом для экономики. Так что пока все развивается так, как хотелось бы.

- Когда мы говорим о развитии, то предполагаем увеличение неких численных показателей.

- Должно быть больше эмитентов, больше инвесторов. В этом году надеюсь даже IPO увидеть.

- Брокеров тоже должно быть больше?

- А вот брокеров, вероятно, будет становиться меньше. Точнее, брокеры будут все больше расслаиваться. Большие будут расти. А маленькие останутся прежними. Так происходит на любом розничном рынке.

- Кстати, о больших брокерах. Мы говорили о том, что лидеры не поменялись. Но кто они, по-вашему?

- Если говорить исключительно о ритейловых брокерах, которые обслуживают частных инвесторов, то в этой категории три самые крупные российские компании - Сбербанк, "Финам" и БКС. На второй-третьей ступеньке пьедестала находятся "ВТБ-24", "Атон", Альфа-банк, "Открытие", "АЛОР" и "КИТ-Финанс". Этим исчерпывается список компаний, которые в ближайшие лет пять смогут претендовать на звание мало-мальски серьезного российского брокера. В него может добавиться максимум одно имя, у остальных шанса на получение титула "национальный брокер" уже нет.

- В членской базе НАУФОР брокерских компаний гораздо больше…

- Это никого не интересует. Возьмем, по аналогии, розничную торговлю. Раньше мы покупали продукты в ларьках, теперь их стало гораздо меньше, зато появились другие торговые форматы: дискаунтеры, магазины возле дома, супермаркеты, гипермаркеты. Но по-настоящему крупных федеральных сетей всего несколько.

Или другой пример - есть "Пепси-кола" и "Кока-кола". И еще сто пятьдесят мелких производителей сладкой водички, которых не знает никто. Потому что расклады всегда одинаковы: есть номер первый, номер второй - и все остальные.

Фондовый рынок живет по тем же законам. Конечно, часть мелких брокерских компаний останется на рынке, продолжит работать. Но никаких эксклюзивных услуг они предоставить не смогут. По мере роста рынка требуется все больше инвестировать в развитие бизнеса - в программное обеспечение, каналы связи, в персонал, инфраструктуру. У небольших компаний нет денег на эти статьи расходов.

- А что будет с крупными брокерами?

- Они буду конкурировать. Возможно, объединяться, в тех или иных конфигурациях. Точнее предсказывать трудно. Но преимущества лидеров очевидны. Скажем, Сбербанк - это 20 тысяч отделений во всех регионах России. Плюс бренд.

- А каковы преимущества "Финама"?

- Тоже бренд. И способность дать больше услуг лучшего качества, чем это может сделать Сбербанк. И главное дать их быстрее. Единственный шанс маленьких и средних компаний на выживание - возможность занять нишу, в которую монстр просто не в состоянии втиснуться.

Другое дело, что сегодня российский фондовый рынок недостаточно велик для того, чтобы в нишах можно было безбедно существовать. Если бы в стране было 30 миллионов инвесторов, рыночные расклады были бы совсем другими. Тогда можно было бы неплохо существовать, имея долю рынка 0,01% (то есть три тысячи клиентов). Если на рынке, как сейчас, работает один миллион инвесторов, то 0,01% - это ровно сто клиентов. Бизнес компании с такой клиентской базой воображение не потрясает. Но если сегодня компания может жить, имея 0,01% рынка (что означает для нее 100 клиентов), то что помешает ей выжить, имея ту же долю на рынке, где работает 30 миллионов инвесторов? Ведь тогда ее клиентская база в численном выражении составит три тысячи клиентов.

Это и есть шанс мелких брокеров на выживание...


Полностью интервью можно прочитать в номере Вестника НАУФОР №2/2010.
Приобрести журнал можно по тел. 787-77-74, Миронова Татьяна.