Роман Филатов (Вестник НАУФОР №7-8 2014)

27.08.2014

Роман Филатов, Управляющий директор ЗАО "Сбербанк управление активами"

"ГЛАВНЫЙ ТРЕНД - ДИВЕРСИФИКАЦИЯ" Интервью.

Управляющий директор ЗАО "Сбербанк управление активами" Роман Филатов рассказывает обозревателю журнала "Вестник НАУФОР" Наталье Калиниченко, из кого состоит база клиентов его компании, зачем они приходят на рынок управления активами и какими могут быть перспективы индексных фондов.

- Роман, компания "Сбербанк управление активами" стала победителем конкурса "Элита фондового рынка-2013" в номинации "Лучшая управляющая компания фондов акций". Что позволило вам показать такие серьезные результаты?

- Признание наших успехов за прошлый год нам очень приятно, тем более, что награда нами заслужена, а работа была успешной. В прошлом году два наших фонда вошли в тройку лучших по доходности среди российских ПИФов: лучший по доходности российский ПИФ "Сбербанк - телекоммуникации и технологии", который показал доходность почти 57% за год, и фонд "Сбербанк - глобальный Интернет" с доходностью 54%. При этом три наших фонда вошли в десятку лучших: десятое место занял ОПИФ "Сбербанк - потребительский сектор" с доходностью 29%.

Мы используем фундаментальный подход к анализу компаний, который включает в себя глубокий анализ финансовой отчетности. Мы встречаемся с менеджментом эмитента, очень подробно изучаем компании, у нас сильная аналитическая команда. Это - одно из главных слагаемых успеха.

Мы сделали ставку на интернет-компании, интернет-коммерцию, интернет-рекламу, услуги передачи данных. Эта ставка сыграла, в прошлом году наш фонд "Сбербанк - телекоммуникации и технологии" показал отличные результаты, благодаря правильному набору бумаг и росту сектора и в России, и в мире.

При этом в прошлом году у нас увеличилась географическая диверсификация, мы стали более активно добавлять в состав наших продуктов акции разных рынков, и развивающихся, и развитых. Наши фонды стали инвестировать в акции таких иностранных компаний, как Amazon, Google, Baidu и многих других. Эти компании внесли хороший вклад в доходность наших фондов. Мы также стали более активно управлять портфелем: в периоды волатильности увеличиваем долю денежных средств, на больших "просадках" докупаем больше акций. В целом такая тактика позволила показать в прошлом году большую доходность.

В стратегии управления никаких изменений не было - мы не кидаемся из стороны в сторону, следуем четко проработанному инвестиционному процессу.

- Как паи ваших ПИФов выдерживают конкуренцию с депозитами?

- Инвестиционные продукты стали вызывать интерес у инвесторов, они понимают, что ПИФы акций и облигаций - более рискованные продукты, чем депозиты, что они более волатильны, но больший риск компенсируется потенциально большей доходностью. Мы не конкурируем с банковскими продуктами, в этом нет нужды, ведь у нас клиенты ищут нечто другое - они хотят диверсификации, большей доходности, и на рынке акций и облигаций такую доходность можно заработать. Да, на рынке акций нет такой определенности, которую обеспечивают банковские депозиты. Здесь возможны как просадки, так и рост. Но в целом, как показывает история всех фондовых рынков, на длинных промежутках акции очень хорошо растут.

С начала 2014 года началась девальвация рубля, затем украинский кризис. В связи со всеми этими событиями наши клиенты, несомненно, стали более консервативными, они ищут продукты, которые позволили бы им, с одной стороны, получить хорошую доходность, с другой - не брать больших рисков. В этой связи мы в начале года переформатировали несколько наших небольших фондов. Предлагаем теперь три ETF на базе ПИФов -"Сбербанк-Америка", "Сбербанк-Европа" и "Сбербанк-развивающиеся рынки". Видим к ним достаточно большой интерес. Эти три фонда помогают инвесторам уходить от российских рисков, защищают от девальвации рубля, один из них дает доступ к индексу американского фондового рынка S&P-500, второй - к европейскому индексу Euro Stroxx 50. Базовый актив этих фондов деноминирован либо в евро, либо в долларах.

Третий фонд предлагает инвесторам доступ к очень диверсифицированному портфелю акций через ETF на развивающиеся рынки. Этот инструмент защищает и от девальвации, и от российских рисков. Активы каждого из этих фондов - от 300 до 550 миллионов рублей.

Мы активно предлагаем клиентам все эти продукты, видим их интерес. Пока что инвесторы не очень хорошо знакомы с индексными фондами, интерес к ним только нарастает. Но по нашим оценкам, в ближайшие месяцы и годы паи ETF будут популярным продуктом.

- Как формируется ваша клиентская база?

Сейчас большая часть клиентов приходит к нам через продающую сеть Сбербанка. Мы прилагаем много усилий к тому, чтобы организовать этот процесс, помочь продающим подразделениям - проводим образовательные семинары, коучинг. Мы видим здесь огромное поле деятельности. Сбербанк имеет разветвленную сеть подразделений, и при этом очень немногие потенциальные инвесторы покупают паи наших ПИФов. Думаю, это будет меняться.

- Есть ли какие-либо исследования вашей клиентской базы, так называемый "портрет инвестора"?

- Наш инвестор - это, в основном, представитель среднего класса. Большая часть продаж продуктов Сбербанка идет через подразделения "Сбербанк Первый" и "Сбербанк Премьер" (ориентирован на клиентов, относящихся к категории "высший средний класс"). В прошлом году мы привлекли около 60 тысяч клиентов - физических лиц. Это был лучший результат на российском рынке - и по количеству клиентов, и по объему собранных денег.

- Какие финансовые инструменты могли бы появиться в ближайшем будущем на российском рынке?

- Мы считаем, что инвесторам интересны ПИФы. Вопрос в том, на какие активы выпущены паи. Политические события и девальвация рубля сделали наших клиентов более консервативными, они теперь инвестируют в ПИФы с большей осторожностью. Поэтому самый важный продукт, который мы рекомендуем розничным клиентам - это ПИФы на иностранные активы.

В частности, это фонды, которые дают доступ на американский, европейский, развивающиеся рынки - в общем, по всему миру. Пока что этот продукт только набирает популярность. И мы видим возрастающий интерес.

-В чем состоит привлекательность индексных ПИФов?

- Структура такого ПИФа точно повторяет структуру выбранного базового индекса - ETF (exchange traded fund). Если мы говорим о нашем фонде "Сбербанк- Америка", то он инвестирует в ETF S&P-500. Соответственно, этот американский фонд покупает акции, повторяя индекс S&P-500, дает инвесторам доступ на широкий американский рынок. S&P-500 очень хорошо диверсифицирован. Акции номинированы в долларах. Соответственно, плюсы такого актива состоят в том, что нет российских рисков. Второй плюс - страховка от девальвации, ослабления рубля, потому что фонд инвестирует в долларовый актив.

В-третьих, такой фонд дает доступ на самый большой рынок мира - американский. С учетом того, что американская экономика очень хорошо восстанавливается после кризиса 2007-2008 годов, мы считаем этот продукт интересным.

Итак, ETF имеет три плюса: уход от российских политических рисков, уход от рублевого риска, диверсификация и доступ на растущие рынки.

- Разве раньше у управляющих компаний не было возможности покупать американские индексы?

- Это было возможно. Просто на российском рынке прежде не было заметного интереса к западным активам.

Если мы посмотрим ситуацию после кризиса 2008 года, то видны такие тренды. В 2009 году Индекс РТС очень сильно вырос, в 2010 году рост продолжился. 2011 год оказался волатильным и закончился минусом, 2012 год оказался опять в плюсе, 2013 год - минусе. В целом у инвесторов сохранялся интерес к российскому рынку, потому что в 2000-е годы российский рынок, хотя и был волатильным, показывал очень хорошую доходность. Мы видим, что активно интересоваться диверсификацией своих вложений в западные активы инвесторы стали где-то с 2013 года.

Диверсификация шла несколькими путями. Во-первых, инвесторы выводили деньги за границу и хранили их там. Но были и те, кто хотел оставить деньги в России, но при этом иметь доступ на международные западные рынки. Сейчас информационное пространство очень открытое, люди видят, что фондовые рынки хорошо восстанавливаются в других странах. Так, был хороший рост в Европе, восстанавливаются после кризиса Греция, Черногория, Португалия, другие Европейские страны. Поэтому интерес к ETF рос. В 2013 году количество индексных фондов было не очень большим, в конце 2013 -2014 году оно начало увеличиваться, подобные продукты стали запускать больше управляющих компаний.

С одной стороны, управляющие заинтересованы в предложении новых продуктов, которые могут привлечь новые деньги. С другой стороны, постепенно стал проявляться и спрос на инвестирование в индексные фонды. Фонды могут быть самыми разнообразными - и на Европу, и на конкретные страны или регионы, и просто на развивающиеся рынки. Либо это могут быть фонды, ориентированные на определенные товарные рынки, - например, золото.

- Какие еще продукты интересны для розничных инвесторов?

- Пожалуй, недвижимость.

У нас как раз сейчас закончено формирование самого крупного (на сегодня) в России ЗПИФа "Жилая недвижимость-2". За месяц продаж пайщики инвестировали в фонд более двух миллиардов рублей. Пайщиками стали без малого 700 человек со всей России.

Конкуренты в сегменте ПИФов недвижимости у Сбербанка есть, но за последние годы мы показали самый лучший результат. На этот продукт был хороший спрос, клиенты заинтересованы, покупают. В мае 2013 года мы закрыли первый подобный фонд - "Жилая недвижимость-1". Он собрал более 1,3 млрд рублей за две месячные эмиссии.

Стратегия у обоих фондов, в общем-то, одна. Инвестиционная идея заключается в том, что приобретаются права на жилье на ранней стадии строительства, проходит время, жилье сдается в высокой стадии готовности, объект продается.

- Как выстраивается процесс взаимодействия со строительными компаниями?

- Когда запускается подобный фонд, имеется примерный набор объектов, в которые мы хотим инвестировать. Процесс, несомненно, долгий - нужно найти объект инвестирования, договориться с участниками процесса, сделать due diligence, проверить и оформить все детали.

Проводится проверка и самой компании-застройщика, и строящихся объектов. Денежные средства Фонда инвестируются в максимально ликвидные объекты жилой недвижимости. Если говорить более детально, то это жилье эконом- и комфорт-классов, а также демократичный бизнес-класс Москвы и ближнего Подмосковья. Одним из ключевых качеств является транспортная доступность, то есть близость к метро или железной дороге.

Выбираются крупнейшие застройщики, ликвидные объекты, изучается история застройщика: у него должны быть соблюдены все сроки, выполнены все обязательства перед клиентами, чтобы не было никаких претензий. Часть выручки от продажи может быть выплачена пайщикам в виде промежуточного дохода, часть банк реинвестирует в новый проект. Так как этот проект успешен, то, возможно, в будущем мы будем учреждать аналогичные ПИФы.

- Как вы относитесь к идее номинации паев в разных валютах?

- Что касается фондов акций, то, честно говоря, я не вижу, как эта мера может помочь и что-то улучшить в названном сегменте. Если российский фонд инвестирует в западный актив, то у него есть валютный риск. Если актив номинирован в долларах, а доллар вырос, и при этом рубль упал, то рублевая доходность будет выше.

У Сбербанка есть фонды, которые инвестируют в Америку и Европу. СЧА ПИФов считаются в рублях, все показатели номинированы в рублях.