Екатерина Можарова (Вестник НАУФОР №3 2017)

25.04.2017

Екатерина Можарова, старший директор, руководитель группы корпоративных рейтингов АКРА, рассказала журналу «Вестник НАУФОР», почему рейтинг не может быть просто расчетной величиной: на его значение влияют не только финансовые результаты компании, но и мнение аналитиков, прогнозы и ожидания.

СТРОГАЯ ПРОЦЕДУРА

Для того чтобы работать на территории России, рейтинговому агентству сейчас необходимо быть внесенным в реестр Банка России.

- Екатерина, как сейчас выглядит индустрия рейтингования в РФ? Какую позицию на этом поле занимает АКРА и какую позицию хотело бы занимать?

- Исторически рынок рейтинговых услуг в России был представлен национальными и международными агентствами. После вступления в силу Федерального закона № 222-ФЗ «О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации» деление несколько поменялось.

- Почему возникла необходимость в новом законе (ФЗ № 222), дает ли он новые возможности национальным РА?

- Теперь правильнее подразделять агентства на включенные в реестр рейтинговых агентств ЦБ - и не включенные.

Внесение в реестр Банка России является необходимым условием для осуществления рейтинговой деятельности на территории России после окончания переходного периода, который для иностранных юридических лиц заканчивается 13 июля 2017 года.

По имеющейся на рынке информации, агентства «большой тройки» не подавали документы для включения их в данный реестр. При этом, например, для выпуска российской компанией публичного долга на международном рынке по-прежнему будут нужны рейтинги международных агентств. И «большая тройка» продолжит выполнять эту задачу.

АКРА первым из рейтинговых агентств было включено в реестр кредитных рейтинговых агентств Центробанка РФ.

- Что такое «качественный корпоративный рейтинг» и как его можно получить? Как вы оцениваете качество собственного продукта?

- Основная задача АКРА - предоставление пользователям качественного рейтингового продукта. Базой для присвоения качественных рейтингов является методология.

Для успешной работы необходимо очень хорошо понимать специфику российской экономики и учитывать региональные факторы. Методология должна быть прозрачной для инвесторов, клиентов и регулятора.

При этом крайне важно, чтобы рейтинг не был просто результатом скоринга или иной расчетной величиной. Существенную часть составляют экспертное мнение аналитиков, учет прогноза финансовых показателей компании (например, с использованием финансовой модели). Немаловажную роль могут сыграть прогноз развития отрасли или ожидания по макроиндикаторам. Для сопоставимости рейтингов между собой необходимо обеспечить использование одних и тех же предпосылок при работе над рейтингами в разных отраслях и даже сегментах (корпоративные, банковские, субсуверенные). В нашем агентстве очень хорошо налажена взаимосвязь между различными аналитическими подразделениями.

Есть даже собственная группа исследований и прогнозирований.

- Как разрабатываются методологии корпоративных рейтингов? Учитываете ли вы чужой опыт? Возможны ли в этой работе новые технологии?

- Разработка методологии - сложный и долгий процесс. Все свои методологии АКРА создавала с нуля.

При разработке использовались финансовые и операционные показатели более 130 публичных российских компаний. При этом, помимо основных форм отчетности, использовались данные внебалансовых счетов и примечаний по МСФО. Многие элементы рейтинговой модели ранее не применялись национальными и международными рейтинговыми агентствами - они впервые используются в методологиях АКРА. Строгая процедура валидации показала высокую предсказательную силу модели на исторических данных.

- Как работает процедура валидации?

- Например, разрабатывая методологию присвоения кредитных рейтингов нефинансовым компаниям по национальной шкале для Российской Федерации, наше агентство провело многоступенчатую валидацию методологии на основе исторических данных 140 компаний из 17 отраслей за четырехлетний период: были осуществлены различные статистические тесты (Accuracy Ratio, ROC-curve, индекс Херфиндаля - Хиршмана, показатели мультиколлинеарности), проводилась валидация к спреду доходности бумаг эмитентов из выборки, были построены матрицы миграции рейтингов во времени на горизонте одного и двух лет. При разработке модели и отборе факторов учитывались фактическая корреляция показателей деятельности компаний и их предсказательная сила - коэффициент Джини (Gini coefficient). Банк России подтвердил соответствие методологии АКРА требованиям статьи 12 Федерального закона № 222-ФЗ».

- Кто сейчас является основным потребителем ваших рейтингов? Иной (быть может) аналитической продукции? Какие именно продукты, в каком количестве и с какой периодичностью ваше подразделение поставляет сейчас? Будут ли меняться (скажем, расширяться) эти поставки?

- Основные пользователи рейтингов - инвесторы. В настоящий момент группа корпоративных рейтингов АКРА работает над присвоением рейтингов ряду компаний различных отраслей экономики. Уже опубликованы исследования, прогнозы, аналитические комментарии по различным секторам экономики, Индекс финансового стресса АКРА.

Одна из задач агентства - повышение качества кредитной аналитики на российском рынке и внедрение лучших мировых практик.

Мы делимся опытом: проводим тренинги. Приглашаем на них сотрудников сторонних организаций для повышения квалификации.

- С кем вы конкурируете?

- Мы конкурируем с лучшими работодателями страны за высококвалифицированные кадры, поскольку именно аналитическая команда во многом определяет эффективную работу агентства и наличие интереса и доверия инвесторов. Мы собрали команду профессионалов с глубоким отраслевым опытом, знанием кредитного анализа и опытом работы в ведущих международных и российских рейтинговых агентствах.

- Можно ли считать, что национальное рейтинговое агентство лучше понимает специфику национального бизнеса? Или рейтингование не имеет привязок к «почве»?

- На мой взгляд, идеальной является ситуация, когда отработанный десятилетиями международный опыт и лучшие практики проходят через этап адаптации и трансформации. Именно этим путем и идет АКРА.

- Как можно определить эффективность работы рейтингового агентства?

- Агентство - это в первую очередь источник информации для инвесторов. Если есть интерес и доверие, значит, на мой взгляд, работу можно признать эффективной.

В настоящий момент АКРА - единственное агентство, чьи рейтинги, согласно приказу Казначейства России, используются для допуска к аукционам кредитных организаций, на депозитах в которых могут быть размещены временно свободные средства федерального бюджета.

- Какие цели ставит АКРА в 2017 году?

- Как руководитель группы корпоративных рейтингов я буду работать над расширением ассортимента аналитических продуктов, которые могли бы быть интересными и полезными российскому рынку.




Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (АКРА) учреждено 20 ноября 2015 года. Акционерами АКРА стали 27 крупнейших российских компаний и финансовых институтов с долями 3,7% уставного капитала, общий объем которого составил более 3 млрд руб. Агентство строится в соответствии с новейшими регулятивными требованиями и своей основной задачей видит обеспечение российского рынка качественным рейтинговым продуктом.

  • Новые данные мало повлияли на наше мнение о пятилетних перспективах российской экономики. Согласно нашему прогнозу «Экономика России: без привычных условий для роста, но со стимулами к изменениям» от 21 марта 2016 года, основные тенденции в долгосрочной перспективе таковы: ослабление перераспределительной и инвестиционной роли государства в экономике, сдерживающее влияние демографической ситуации на экономический рост, возможное начало периода сокращения удельных издержек на труд, снижение инфляции и процентных ставок. Даже при высоких ценах на нефть потенциальный рост ВВП России в ближайшие пять лет ограничен 1-1,5%.
  • Рецессия может продлиться до начала 2017 года. Околонулевые показатели годовых темпов роста в середине 2016 года объясняются в основном эффектом низкой базы. «Первая волна» адаптации экономики к шоку - всплеск инфляции - завершилась к началу 2016 года. Затухающая цепная реакция снижения доходов растянута во времени: влияние сокращающихся расходов одних экономических субъектов на расходы других продолжает сжимать внутренний спрос. Длительность процесса будет зависеть от кредитной активности населения и темпа консолидации бюджетов.
  • Реальные доходы населения продолжат падать до 2018 года. Сдержанный рост заработных плат в частном секторе в 2016 году не сможет компенсировать стагнацию в госсекторе, продолжающееся реальное сокращение пенсий, социальных выплат и других государственных платежей, составляющих в сумме около 35% совокупных доходов населения. Замедление инфляции и частичная нормализация кредитной активности слабо поддержат конечное потребление.
  • Пересмотр прогноза коснулся в основном динамики добычи сырья и повлиял на оценки 2016 года. Падение производства в отраслях потребительского сегмента было сглажено ростом физических объемов добычи сырья в конце 2015 года. Сохранение этой тенденции в долгосрочной перспективе возможно лишь в значительно меньших масштабах. Последствия отложенных после 2014 года инвестиций будут сказываться на динамике добычи после 2018 года.
  • Текущая статистика говорит о продолжении спада.
  • Социально-экономическая статистика за январь-июль 2016 года показывает, что рецессия де-факто не завершилась. Текущие темпы роста большинства значимых потоков, будучи сезонно сглаженными, остаются отрицательными. В последние пять месяцев падают добыча полезных ископаемых, торговля, строительство и другие базовые виды деятельности. Резкое повышение физических объемов добычи нефти и угля в конце 2015 года смогло временно поддержать смежные отрасли и экономику, но формирование долгосрочной тенденции к росту добычи в целом осложнено.
  • консолидация бюджетов будет оказывать отложенное негативное влияние на внутренний спрос. Около 35% доходов населения, напрямую зависящих от экономической или перераспределительной деятельности государства, вероятно, будут снижаться в реальном выражении в течение всего периода подстройки реальных расходов государства, то есть, вероятно, до 2018-2019 годов. В госсекторе зарплаты в краткосрочной перспективе более гибки, чем занятость, но в среднесрочном плане запаздывающая индексация заработных плат в бюджетном секторе, которую мы наблюдаем и сейчас (см. Рисунок 4), создаст здесь стимулы к сокращению занятости.
  • Комбинация «буферного» перетока в нерастущие торговлю и сектор услуг и сжатия бюджетного сектора может вызвать отложенный рост безработицы.