Евгений ДАНКЕВИЧ ( Вестник №1/2008)

20.02.2008

ГИЛЬОТИНА - ЭТО НЕДОРОГО. НО И НЕ ЭФФЕКТИВНО

На вопросы главного редактора журнала “Вестник НАУФОР” Ирины Слюсаревой отвечает исполнительный директор брокерского дома “Открытие” Евгений ДАНКЕВИЧ.

- Евгений, хочу начать с цитаты. Знаменитый роман Венедикта Ерофеева “Москва-Петушки” начинается, как известно, с фразы: “Ото всех я слышал про Кремль, а сам ни разу его не видел”.

У меня примерно такая же проблема со структурными продуктами: о них сейчас тоже говорят абсолютно все, предрекают им бурное развитие, рассуждают о необходимости внедрения на российском рынке. И хочется иметь по этому вопросу полную ясность: что это за инструмент, какое отношение он имеет к деривативам, действительно ли сейчас без структурных продуктов уже невозможно работать, а также готов ли российский брокер продавать их клиенту?

- Подозреваю, что со структурными продуктами ситуация такая же, как с хеджированием. То есть люди охотно употребляют термин, но о самом хеджировании мало что знают и хеджироваться не очень стремятся.

Структурный продукт, насколько я понимаю, отличается от других фондовых инструментов (назовем их элементарными) примерно так же, как молекула отличается от атома. Атом - элементарная частица, а молекула - сложная структура в том смысле, что состоит из атомов. Акция - это простой финансовый инструмент, поскольку он представляет собой долю в акционерном капитале компании. А структурный продукт - это гибрид, имеющий привязку к некоему фондовому активу: как правило, к акции, корзине акций или индексу (так практически сложилось). То же самое с производными: есть простые инструменты - фьючерсы и опционы. Все, что можно построить из них, тоже, пожалуй, может считаться структурным продуктом.

Теперь вопрос: для чего структурные продукты нужны клиенту? Клиентом движет желание и доходность получить, и ноги не замочить. Но чудес все-таки не бывает. На самом деле существуют, конечно, сложные и глубокие стратегии, которые позволяют получить при среднем уровне риска в разы большую доходность. Однако в целом сохраняет верность базовый принцип инвестирования: чем больше доходность, тем больше и риск.

Другое дело, что риск и доходность - понятия неочевидные…

Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.