Александр Абрамов (Вестник НАУФОР №3 2010)

05.04.2010

Александр Абрамов, профессор кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ

ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ. Статья.

В Высшей школе экономики попытались оценить количественные параметры российского финансового рынка на период до 2014 года

Российскому рынку финансовых услуг требуется современная стратегия развития, направленная на повышение конкурентоспособности не абстрактного фондового рынка, а на создание конкурентоспособных на глобальном рынке российских брокеров, управляющих компаний и инвестиционных банков.

Конкурентоспособность фондового рынка, прежде всего, является конкурентоспособностью его участников - брокеров, управляющих компаний, инфраструктурных институтов. Большинство финансовых компаний в России теперь вооружены долгосрочной стратегией развития. Чего не скажешь о стратегии отрасли финансовых услуг. Конечно, имеется Стратегия развития финансового рынка России на период до 2020 года (далее - Стратегия), однако по содержанию стратегией данный документ не является. В нем нет анализа конкурентоспособности финансовых услуг российских компаний, анализа разных сегментов рынка, спроса на финансовые услуги со стороны разных категорий инвесторов и эмитентов, анализа стоимости финансовых активов, вовлеченных в операции на рынке, оценки доходов посредников и их капитализации. Целевые показатели развития финансового рынка установлены аж на 2020 год. Возможно, то, что регулятор смотрит на десять лет вперед это и хорошо, однако реалистичность цифр от этого страдает. Откройте любой серьезный учебник по оценке стоимости бизнеса и стратегическому планированию, и вы найдете в нем указание, что количественные характеристики рынка можно прогнозировать лишь на пять лет вперед, а более отдаленные, постпрогнозные, данные являются очень условными. Вопрос о том, что реально произойдет с рынком, если Стратегия будет реализована, остается открытым. Регулятор отвечает только за процесс, а не результат.

На уровне компаний пятилетние стратегии развития, как правило, разработаны. Однако при отсутствии стратегии развития отрасли в целом планы отдельных компаний могут оказаться неисполнимыми из-за отсутствия координации их усилий на отраслевом уровне, неясности перспектив реализации значимых для всего бизнеса проектов. С таким подходом сложно быть конкурентоспособным на глобальном рынке.

В ходе изучения курса "Экономика небанковских финансовых посредников" на факультете экономики ГУ-ВШЭ нами проделана попытка оценить количественные параметры российского финансового рынка на период до 2014 года. Целью исследования было ответить на вопрос о том, сколько доходов получит бизнес по оказанию небанковских финансовых услуг и на какую суммарную капитализацию он может рассчитывать, если сохранится нынешний инертный путь развития финансового рынка. Мы не претендуем на абсолютную точность оценок и прогнозов. Важнее было получить некоторую целостную, пускай и очень приблизительную, картину рынка финансовых услуг. Главным препятствием на пути получения более точной информации является неприлично низкий на фоне других развивающихся стран уровень финансовой статистики и абсолютная прозрачность финансовых посредников в России.

В исследовании по каждой таблице и рисунку не раскрываются подробно источники информации. Давно известно, что более 95% любой закрытой информации о явлении, можно получить из открытых источников. При отсутствии системных статистических и социологических исследований о благосостоянии домохозяйств, показателей деятельности посредников в России возможно воссоздать картину рынка путем анализа разнообразной публичной информации. В качестве источников информации использовались данные Росстата, Банка России, ФСФР России, отдельных финансовых компаний, Global Market Information Database, поддерживаемой Euromonitor, Datamonitor, Capgemini и Merrill Lynch, фондовой биржи ММВБ, НАУФОР, НЛУ, ресурса www.investfunds.ru, результаты социологических исследований Центра стратегических исследований Росгосстраха, Фонда общественного мнения (ФОМ), ВЦИОМ, НАФИ, Quans Research, Comcon. Ряд цифр по брокерам и управляющим компаниям получены путем проведения экспертных опросов.

Статистика о финансовых посредниках, рынках и клиентах должна быть доступной для участников фондового рынка. Без нее невозможно эффективно заниматься стратегическим планированием как на уровне компаний и отрасли в целом. По этой причине автор настоящей статьи будет весьма признателен за любые замечания и пожелания по приводимым ниже цифрам.

Инвестиционный потенциал домохозяйств

Домохозяйства обладают разным инвестиционным потенциалом. Это необходимо учитывать в стратегии развития бизнеса. По нашему мнению, реальным инвестиционным потенциалом в России обладают домохозяйства со стоимостью инвестиционных активов (благосостоянием) от 25 тыс. долларов и выше. При средней норме вложений в ценные бумаги на уровне 10% от стоимости инвестиционных активов минимальная стоимость активов таких клиентов у брокеров или управляющих компаний составляет около 2,5 тыс. долларов. С такого уровня активов данные счета становятся рентабельными для финансовых посредников, оправдывая расходы на привлечение, рекламу и поддержание счетов клиентов…

Полностью статью можно прочитать в номере Вестника НАУФОР №3/2010.
Приобрести журнал можно по тел. 787-77-74, Миронова Татьяна.