12.09.2011
Сергей Чернов, генеральный директор инвестиционной компании "Витус"
ПОЙМАТЬ ВОЛНУ. Интервью.
Пермская компания "Витус" является одной из старейших инвестиционных компаний на российском фондовом рынке. В конце августа она отметила 19-летие.
Генеральный директор компании "Витус" Сергей Чернов рассказывает "Вестнику НАУФОР", каково место региональных компаний в послекризисный период, каков портрет нынешнего клиента и о том, каков взгляд региональных брокеров на нововведения законодательства и новую архитектуру российского рынка.
- Что сейчас является основной парадигмой вашей работы, в каком направлении развивается компания?
- На сегодняшний день мы все еще в основном брокерская компания. Конечно же, конец 2008 и начало 2009 годов существенно видоизменили рынок, инвесторов, их отношение к риску, и в этот период времени мы показывали динамику своего развития, сравнимую с рынком. Но сейчас мы развиваемся темпами большими, чем рынок в целом. Это происходит как за счет большей активации стандартных брокерских услуг, так и за счет предложения новых продуктов и услуг для выхода в смежные сегменты инвесторов по отношению к брокерской компании. Я имею в виду услуги по финансовому консультированию на рынке ценных бумаг в процессе инвестирования клиентом своих средств и структурированные продукты.
- На какую категорию инвесторов рассчитаны новые услуги и продукты?
- В отношении нашего региона мы видим, что инвесторы менее рискуют, стали более осмотрительными в принятии решений. Поэтому наши новые продукты и рассчитаны на боле консервативных инвесторов.
Услуга "финансовый советник" направлена на оказание помощи начинающим клиентам в принятии решения по инвестированию и перехода от стратегии "купил и держи" к более активным и эффективным для инвестора операциям, а также на "акклиматизацию" инвесторов, приходящих с рынка коллективных инвестиций или доверительного управления в принятии самостоятельных решений по инвестированию.
Структурированные продукты нацелены на инвесторов, которые раньше предпочитали сберегать, а не инвестировать свои средства. Такие продукты являются для них альтернативой банковским вкладам/депозитам. И я надеюсь, это будет для них первым шагом на пути инвестирования.
- Что это за продукты?
- Это структурированные продукты со 100%-ной защитой капитала, которые за счет своей гарантии по возвратности первоначальных инвестиций не дают того же темпа прироста по сравнению с базовым активом, но позволяют получить доход, превышающий ставки по банковским вкладам/депозитам. И этот доход выше, чем текущая инфляция в России.
В качестве базового актива по нашим структурированным продуктам выступают как наиболее ликвидные акции, так и индекс РТС, золото, серебро, нефть. И имея восемь стратегий, описывающих любую ситуацию, которая может сложиться на рынке, наши инвесторы получат доход при любой конъюнктуре рынка.
- Каков портрет вашего клиента?
- Общий портрет довольно сложно создать, мы хорошо диверсифицированы по клиентской базе. Большая часть - это, конечно же, частный инвестор. Затем идет малый и средний бизнес или же владельцы этих бизнесов, которые осуществляют инвестирование на фондовом рынке либо параллельно со своим собственным бизнесом, либо же, к сожалению, не видя направления для развития собственного бизнеса, полностью переходят на инвестирование на фондовом рынке. Дальше уже идут институциональные инвесторы. Если же рассматривать клиентскую базу не по численности клиентов, а по другим количественным показателям, то порядок, конечно, меняется, но частные клиенты остаются для нас приоритетным направлением.
- С кем вам приходится конкурировать в регионе?
- Я думаю, что здесь ситуация примерно одинакова по всем регионам. В первую очередь мы конкурируем, конечно же, с филиалами федеральных компаний и местными участниками рынка. Но за годы работы в одном регионе конкуренция проходит в большей части в рамках нормальной деловой этики. Однако стоит отметить, что с 2009 года ряд местных компаний либо прекратили свое существование, либо существенно уменьшили свои позиции.
- А что касается конкуренции с банками и другими финансовыми институтами?
- Пока о большой конкуренции с банками, с управляющими компаниями в нашем регионе я бы не говорил, но в ближайшие годы конкуренция вырастет кратно. И в первую очередь это будет происходить из-за того, что при незначительной доле финансово активного населения страны финансовые институты все больше будут стараться расширить свою зону присутствия за счет смежных сегментов рынка. Это происходит уже сейчас, но пока еще не имеет большого масштаба…
Полная версия статьи доступна только подписчикам