01.09.2009
ЗАКОН ОБ ИНСАЙДЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ
Появление комплексных правовых институтов, предполагающих использование квалифицированных, но тем не менее субъективных оценок - современная реальность
Заместитель председателя комитета по финансовому рынку Государственной Думы РФ Лиана Пепеляева рассказывает "Вестнику НАУФОР" о том, какие именно особенности российской экономики мешают капиталу свободно перетекать от одного экономического агента к другому. А также о том, какими способами следует такое положение менять
Лиана Витальевна, каковы основные проблемы, связанные с нынешним состоянием законодательной базы российского финансового рынка?
Если попытаться сформулировать проблему одной фразой, то я считаю, что основная проблема - наличие излишних препятствий на пути свободного перетока капитала в экономике. Эта проблема проявляется во многих сферах - в межбанковских отношениях, на фондовом рынке, при взаимодействии финансового и реального секторов. Поэтому я считаю совершенно необходимыми те действия, которые были предусмотрены в плане мероприятий, направленных на оздоровление ситуации на фондовом рынке, принятом Правительством РФ в ноябре прошлого года.
Значительная часть пунктов этого плана уже реализована, реализация остальных ожидается в скором времени. Речь идет об упрощении процедуры реорганизации, в том числе, для кредитных организаций, о совершенствовании залоговых отношений, об устранении завышенных требований к порядку формирования уставных капиталов организаций. Можно назвать еще ряд направлений.
Но если говорить в целом, то необходимо работать над тем, чтобы наш рынок стал более привлекательным. Должна быть создана соответствующая инфраструктура, созданы гарантии защиты прав собственности участников торгов.
Безусловно, определенные шаги в этом направлении уже предприняты. Так, в апреле вступил в силу закон, установивший административную ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг. В апреле же был принят закон, допустивший возможность публичного обращения иностранных ценных бумаг на российском фондовом рынке.
Сейчас в Госдуму внесен проект закона, предусматривающий механизмы защиты прав владельцев облигаций. Предлагается ввести институт "общего собрания владельцев облигаций", устанавливается процедура досрочного погашения облигаций.
В первом чтении принят проект закона о противодействии инсайдерской торговле и манипулированию ценами.
Как идет работа над законом об инсайде? В осеннюю сессию запланировано второе чтение законопроекта о противодействии инсайду. Каковы ваши прогнозы относительно сроков принятия этого документа? Какие группы заинтересованы/не заинтересованы в его принятии? Каким образом изменятся "правила игры" на российском финансовом рынке после принятия этого закона?
Законопроект об инсайде - очень важный документ.Как, на ваш взгляд, будет работать этот закон в нашей стране? Насколько важно детализировать формулировки основных определений данного законопроекта?
Вопросы инсайда и манипулирования ценами, безусловно, сложны. Но, с моей точки зрения, это не первые и не последние вопросы такого уровня в правовом поле России.
Чем дальше будет развиваться финансовый рынок, тем выше будут требования к профессионализму его участников. Это связано как с тем, что мы перенимаем уже накопленный опыт развитых государств, так и с тем, что сейчас имеется тенденции к ужесточению контроля. Поэтому появление подобного рода комплексных институтов, предполагающих использование квалифицированных, но тем не менее субъективных оценок - это современная реальность.
Закон об инсайде, безусловно, будет работать, поскольку в нем есть потребность. Но понятно, что это произойдет не одномоментно, это ведь не изменение налоговой ставки!
Что касается детализации формулировок, то, как я уже сказала, это одна из главных задач рабочей группы. С одной стороны, расплывчатые, неконкретные дефиниции недопустимы, поскольку речь идет об ограничении свободы распоряжения информацией, свободы деятельности субъектов на рынках. В конечном итоге за нарушение закона предполагается установить и административную, и уголовную ответственность.
Однако, с другой стороны, закрепление исключительно абсолютных числовых параметров будет снижать эффективность регулирования, ведь, формально соблюдая нормативы закона, можно тем не менее нарушать права и интересы участников рынка. Поэтому совершенно обойтись без использования оценочных категорий будет сложно. Собственно, сейчас мы и будем заниматься поиском требуемого баланса интересов.
Именно поэтому я не считаю, что закон об инсайде может быть принят "в экстренном порядке" до завершения его качественной проработки.
Какова ваша позиция относительно возможности введения уголовной ответственности за инсайд и манипулирование?
Полная версия данной статьи доступна только для подписчиков журнала.