23.01.2007
НАУФОР предлагает облегчить процедуру выпуска дополнительных облигаций, отменив фильтр в виде процедуры обязательной регистрации. Участники фондового рынка считают, что благодаря этому может возрасти дополнительный выпуск облигаций, и рынок ценных бумаг будет развиваться более интенсивно. Однако возрастут и риски.
Национальная ассоциация участников фондового рынка предлагает отказаться от регистрации отчета об итогах выпуска любых облигаций, перейдя к уведомительному порядку. Данное предложение, возможно, будет оформлено в виде отдельного законопроекта - поправок в закон о рынке ценных бумаг. Также НАУФОР предлагает перейти к формированию проспекта ценных бумаг в сокращенном виде для тех случаев, когда эмитент уже раскрывает информацию на ежеквартальной основе.
В настоящее время наиболее простая процедура эмиссии действует в отношении биржевых облигаций. Эмиссия таких облигаций освобождена от регистрации их выпуска и отчета об итогах выпуска государственным регистрирующим органом. Кроме того, законодательство предусматривает упрощенную процедуру эмиссии облигаций, в размещении которых участвуют брокеры, и которые прошли листинг на фондовой бирже. В этом случае процедура эмиссии облигаций предусматривает представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска. Эти процедуры являются важными для обеспечения предприятиям возможности долгового финансирования за счет выпуска облигаций. Между тем, условия, предусмотренные законодательством, позволяют применять эти процедуры только для эмиссии облигаций, предназначенных для публичного размещения и обращения на фондовой бирже.
Алексей Тимофеев, председатель правления НАУФОР, прокомментировал данное предложение корреспонденту TatCenter.ru:
- Необходимо отметить, что недостатки процедуры эмиссии облигаций приводят к тому, что компании предпочитают вместо выпуска облигаций прибегать к выпуску векселей. В настоящее время, по данным Банка России, объем только банковских векселей является сопоставимым с объемом облигационных заимствований. Использование векселей, хотя и является искусственным, демонстрирует потребность в долговом инструменте, сходном с ними по простоте и скорости выпуска. При этом, биржевые облигации и облигации, прошедшие листинг на фондовой бирже, не полностью удовлетворяют такую потребность, поскольку векселя в отличие от таких облигаций являются инструментом внебиржевого рынка. С учетом этого, законопроект предусматривает отказ от регистрации отчета об итогах выпуска облигаций и замену его на уведомление. Это позволяет ускорить выпуск облигаций - обращение облигаций сможет начаться сразу после представления уведомления в регистрирующий орган, что делает возможным эффективное определение их доходности и делает их более привлекательными для разных групп инвесторов.
Владимир Смирнов, генеральный директор ЗАО "Инвестиционная компания "ТатИнК":
- Предложенные НАУФОР новации, с одной стороны, позволят ускорить процесс вывода ценных бумаг на вторичное обращение, снизить цену привлечения капитала эмитентами и их издержки, связанные с раскрытием информации, но с другой стороны, например, регистрация отчета об итогах выпуска облигаций инвесторам дает большую уверенность в надежности предлагаемых им инструментов. Учитывая то, что закон предусматривает установление критериев, в соответствии с которыми инвесторы могут быть отнесены к категории квалифицированных, отмена же регистрации проспекта ценных бумаг среди квалифицированных инвесторов, на наш взгляд, целесообразна и благоприятно повлияет на развитие фондового рынка России.
НАУФОР будет обсуждать с депутатами и регулятором еще и освобождение от обязательной регистрации проспекта бумаг в случае "сезонных" выпусков или выпусков, предполагающих оптовые покупки. Оптовыми покупками могут считаться размещения, если каждый инвестор в соответствии с условиями размещения должен уплатить не менее примерно 1,5 млн. рублей, а сезонными выпусками - когда в течение 12 месяцев эмитентом делается небольшой выпуск, например, бумаг на 3 млн. рублей.
Федор Кулаков, директор представительства ЗАО ИФК "Солид" в Казани:
- Судя по всему, данные предложения направлены на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг и разгрузку ФСФР России от обработки дублирующей и несущественной информации. Данные новации вполне могут способствовать упрощению и ускорению процедуры эмиссии ценных бумаг на завершающем этапе и при подготовки эмиссионных документов, а также разгрузить ФСФР России. Таким образом, возможное принятие данных предложений может иметь положительный эффект на рынок ценных бумаг. Законопроект делает исключение для облигаций, конвертируемых в акции и облигации, обеспеченных залогом недвижимого имущества или ценных бумаг, сохраняя для них необходимость регистрации отчета об итогах выпуска. Это связано с тем, что облигации, конвертируемые в акции, должны подчиняться общей с акциями процедуре эмиссии, для того, что бы исключить возможность обойти процедуру эмиссии акций путем выпуска конвертируемых в них облигаций. Для облигаций, обеспеченных залогом недвижимым имуществом или ценными бумагами, регистрация отчета об итогах выпуска сохраняется в связи с тем, что на этапе регистрации отчета об итогах выпуска регистрирующий орган проверяет регистрацию залога соответствующего имущества.
Также НАУФОР предложил освободить эмитента от регистрации проспекта эмиссии, если ценные бумаги размещаются среди квалифицированных инвесторов. Это предложение сделано, принимая во внимание то, что законодательно вводится новое для рынка понятие квалифицированного инвестора, который по определению может действовать на фондовом рынке, принимая на себя более высокие риски, чем обычный инвестор.
Другая ситуация, в которой возможно упростить для эмитента выход на рынок, возникает, когда ценные бумаги эмитента уже обращаются на рынке и в силу этого он ежеквартально раскрывает информацию о своей деятельности. В данной ситуации НАУФОР предлагает упростить проспект об условиях выпуска эмитентов новых ценных бумаг и сократить объем сведений, подлежащих в проспект эмиссии ценных бумаг.
Алексей Тимофеев:
- Данные нововведения соответствуют международной практике и облегчают доступ эмитентов к денежным ресурсам посредством фондового рынка. Это вполне логичное продолжение недавно созданных условий реализации механизма IPO, который обеспечил условия доступа к рынку капиталов на внутреннем рынке, аналогичные условиям доступа к рынку капиталов на развитых рынках.