Инвесторы третьей волны - Коммерсантъ, 1 июня 2021

01.06.2021

Розничные банки выводят на фондовый рынок своих клиентов

Брокерский бизнес в розничном сегменте привлекает новых игроков. Если раньше за это направление брались в основном универсальные кредитные организации, предоставляющие такие услуги состоятельным клиентам, теперь на рынок выходят розничные банки. Так, выяснил “Ъ” «Ренессанс Кредит» запустил новый сервис «Инвестиции», сумев получить за несколько месяцев 15 тыс. брокерских счетов. Конкурировать с первой десяткой банку будет сложно, отмечают эксперты, но дополнительный доход и лояльность существующих клиентов он получит.

По оценке “Ъ” на основе данных Московской биржи, на 1 мая среди участников торгов с наибольшим числом клиентов на брокерском обслуживании появился новичок — банк «Ренессанс Кредит», у которого на эту дату оказалось 14,7 тыс. клиентов. Он занял 22-е место, хотя в предыдущие месяцы этого года в списке банка просто не было. Традиционно «Ренессанс Кредит» специализируется на классическом розничном кредитовании, хотя прошлой осенью там говорили о перспективах включения инвестпродукта в продуктовую линейку в 2021 году (см. “Ъ” от 3 ноября 2020 года).

Как уточнил “Ъ” директор инвестдепартамента «Ренессанс Кредита» Виктор Касьянов, стратегия развития инвестиционного направления была разработана еще в 2019 году. Сам сервис «Инвестиции» запущен в декабре 2020 года и масштабирован на всех клиентов банка в начале 2021 года. По словам господина Касьянова, сейчас комиссия за совершение операций равна нулю, также доступны прогнозы аналитиков и готовые инвестиционные решения. Продуктовая и IТ команды инвестиционного бизнеса уже сформированы, добавил топ-менеджер.

Брокерский бизнес становится все более интересен банкам, ищущим новые источники дохода и использующим для этого накопленную клиентскую базу и рыночную мощь, говорит президент НАУФОР Алексей Тимофеев.

«Прилив поднимает все лодки, поэтому логично видеть появление новых игроков»,— подчеркивает гендиректор «Открытие Брокер» Юрий Маслов. По его словам, этот закономерный рыночный процесс будет способствовать улучшению продукта, сервиса и цены для конечного потребителя-инвестора.

При этом необязательно самому инвестировать средства в развитие нового бизнеса с нуля — некоторые розничные банки используют партнерство с уже состоявшимися брокерами. Представитель банка «Хоум Кредит» сообщил “Ъ”, что дает своим клиентам инвестпродукты в партнерстве с двумя инвесткомпаниями, но не назвал их. Число уникальных клиентов по этим двум партнерам составило в конце первого квартала 28 тыс. человек, прирост с начала года равен 27%. В пресс-службе ОТП-банка также сообщили, что банк предлагает совместные продукты только через компанию БКС.

Банки, предлагая клиентам инвестиционные продукты, стремятся не только заработать на кросс-продажах, но и сохранить лояльность клиента. Как говорит президент «Финама» Владислав Кочетков, брокеридж традиционно уступает банковскому бизнесу по маржинальности, в нем стремительно растет регулирование, причем по банковской модели, но банки не могут игнорировать рост интереса к фондовому рынку в условиях низких ставок.

Запуская новые для себя бизнес-модели, банкиры, с одной стороны, сохраняют клиентскую базу, а с другой — открывают для себя новый подход: не банки платят за ликвидность рынку, а рынок предоставляет ликвидность, при этом обеспечивая комиссионный доход.

Конкурировать с крупными классическими брокерами БКС (680 тыс. клиентов) или «Финам» (290 тыс. клиентов), как и с банковскими группами, такими как ВТБ (1,4 млн клиентов) и Сбербанк (4,7 млн клиентов), средние банки не смогут, но и конкуренция облегчается притоком физических лиц на рынок. Только с начала года количество уникальных счетов на Московской бирже превысило 11,67 млн человек, увеличившись с начала года на 2,9 млн человек. По словам Владислава Кочеткова, плюс банков состоит в доверии клиентов, большой накопленной клиентской базе, а также в информации о клиентских активах. Минусы — это слабый сервис (брокеридж зачастую предполагает активное взаимодействие с клиентами), низкие темпы внедрения новых продуктов.

Полина Смородская, Полина Трифонова

Подробнее на сайте Коммерсантъ