Пруденциальный надзор на фондовом рынке РФ нужно вводить поэтапно - НАУФОР, 23 сентября 2013

23.09.2013

МОСКВА, 23 сен - Прайм. Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) предлагает вводить пруденциальный надзор за профессиональными участниками фондового рынка поэтапно, пока без минимальных требований к их показателям, а также освободить от него мелкие брокерские и дилерские компании, сообщил в интервью агентству "Прайм" председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.

НАУФОР подготовила соответствующие замечания к проекту положения упраздненной Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) о пруденциальном надзоре за профучастниками и в ближайшее время направит их на рассмотрение в ЦБ. Пруденциальный надзор (предварительный, позволяющий выявить и предупредить возможные проблемы финансовых организаций на ранней стадии) уже применяется в отношении российских банков.

ФСФР, упраздненная с 1 сентября, в конце августа разработала проект положения о нормативах достаточности капитала профучастников рынка ценных бумаг и призвала его обсудить. Проект устанавливает нормативы достаточности капитала дилеров, брокеров, доверительных управляющих и управляющих компаний и позволит ввести нормы пруденциального надзора на российском фондовом рынке.

"На наш взгляд, пруденциальный надзор нужно вводить поэтапно. То, что мы выходим в путь позже, - не делает его короче", - отметил Тимофеев.

По его мнению, введению пруденциального надзора должен предшествовать переход на отчетность по МСФО. Сейчас существуют планы введения МСФО для негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и управляющих компаний, начиная с отчетности за этот год. Правильнее было бы вводить МСФО для всех с отчетности за 2014 год, что нисколько не повлияет на сроки введения пруденциального надзора, считает Тимофеев.

"В течение 2014 года можно было бы разработать и ввести новую отчетность и пруденциальные требования, но без числовых значений. В течение 2-3 лет можно было бы собирать отчетность, анализировать ее, и только после этого установить числовые показатели и ввести полноценный пруденциальный надзор с 2017-2018 года", - отмечает глава НАУФОР. Под числовыми значениями имеются в виду минимальные требования к показателям участников фондового рынка (капиталу, рискам и т.д.)

Кроме того, по мнению Тимофеева, мелкие брокерские и дилерские компании должны быть освобождены от пруденциального надзора. "Это не значит, что у них нет рисков, но они незначительны, особенно если такие компании осуществляют ограниченный круг операций, а издержки, связанные с пруднадзором, несопоставимы с его пользой", - считает он.

По словам Тимофеева, проект положения ФСФР следует иной логике - он не предполагает перехода на МСФО, не делает исключения для небольших компаний, уже содержит числовые значения, причем некоторые из них более жесткие, чем за рубежом. Например, резервирование под операции с центральным контрагентом (ЦК) в проекте ФСФР установлено с большим, чем принято, недоверием к ЦК.

Полностью интервью читайте на сайте агентства "Прайм".