Надеюсь, к концу года общее число открытых ИИС дойдет до 50 тысяч - интервью А.Тимофеева порталу FinancialOne

26.03.2015

Интервью «Надеюсь, к концу года общее число открытых ИИС дойдет до 50 тысяч» Алексей Тимофеев

Financial One пообщался с председателем правления Национальной ассоциации участников фондового рынка Алексеем Тимофеевым, чтобы выяснить текущее состояние российской небанковской финансовой индустрии.

Алексей Викторович, как себя сейчас чувствуют российские брокеры? Какие ключевые проблемы обсуждаются в последние время?

Индустрия посредников сегодня относительно невелика – около одной тысячи компаний. Количество брокерских лицензий сегодня около 800, столько же примерно дилерских, чуть меньше – около 700 лицензий – управляющих. Финансовая отрасль продолжает сокращаться: в течение последней пары лет количество аннулированных лицензий в три раза превышало количество выданных. Кстати, похожая картина у управляющих компаний, ПИФ и НПФ: аннулируется в два раза больше лицензий, чем выдается.

Я вижу тому несколько причин: во-первых, снижение интереса к этому виду бизнеса в существующих рыночных условиях, во-вторых, негативная оценка перспектив развития российской экономики в целом, и, в-третьих, увеличившаяся регулятивная нагрузка, в том числе ужесточение правоприменительной практики.

Рыночные условия и оценка перспектив развития экономики обусловлены экономической моделью, а в последнее время и внешнеполитическими действиями страны. Регулятивные причины остаются прежними: нам, как и прежде, нужна адекватная регулятивная нагрузка для небольших компаний. Если исключить их уход в связи с аннулированием у них банковских лицензий, индустрия уменьшается именно за счет небольших компаний.

Первые шаги в том, чтобы исправить ситуацию, были сделаны. Банк России дифференцировал требования к капиталу, снизив их для субброкеров до 3 млн рублей и дав возможность опустить до 15 млн рублей капитал для остальных брокеров, а также до 5 млн рублей капитал управляющих, если те и другие являются членами СРО. Это устраняет основное препятствие для выхода на рынок маленьких компаний.

Следующий шаг был за нами, и мы его сделали: на днях вступили в силу стандарты НАУФОР, которые позволяют компаниям – ее членам воспользоваться снижением капитала. Однако в целом регулятивная нагрузка растет.

Я упомянул правоприменение. Правоприменительная политика ЦБ сейчас оказывает очень большое влияние на самочувствие индустрии. Процедура проведения проверок - без ограничения сроков проверок, частоты проверок, проверяемого периода, правила истребования информации и документов, - все это было перенесено в надзор за участниками рынка из банковского регулирования. Я считаю эти нормы неправильными и для банков, но небанковским организациям, особенно небольшим, они тем более не подходят, зачастую просто парализуют их деятельность.

Отличаются подходы и стиль проведения проверок, отношение к выявленным нарушениям, выбор санкций, – ко всему этому индустрия должна привыкнуть, а ЦБ должен найти нужную меру в отношении компаний разного масштаба. Нужна дифференциация.

Сохранились ли региональные брокеры в принципе как вид, и как вы оцениваете их потенциал?

Региональные брокеры существуют, и потенциал для их деятельности велик. Только что появилась возможность снизить требования к капиталу пусть и в обмен на более строгие требования к деятельности и надзор со стороны НАУФОР. Я уверен, что многие из них смогут использовать эту возможность.

Я считаю принципиальным развитие региональной индустрии. Большая страна с разной плотностью населения должна полагаться на компании разного масштаба, в том числе маленькие компании. Без этого значительная часть населения будет лишена доступа к финансовым услугам сложнее депозита и страховки, а финансовый рынок окажется лишен дополнительных средств. Особое внимание сегодня следует уделить сохранению небольших в масштабах рынка, но крупных по региональным меркам, компаний с 500-2000 клиентами. За Уралом, например, таких остались уже единицы.

Тема инвестиционных советников обсуждается достаточно давно. Есть ли какие-то серьезные сдвиги в этом направлении? Помнится, соответствующий законопроект должен был рассматриваться в ходе весенней сессии Госдумы…

Действительно, была вероятность принятия соответствующих поправок в течение осенней, потом весенней сессий. Пока существует вероятность, хотя и небольшая, их принятия в течение 2015 года.

Дискуссия об инвестиционных советниках ведется главным образом вокруг самой целесообразности их регулирования. Существует мнение, которое долгое время доминировало и препятствовало принятию поправок, что регулирование скорее навредит пусть и «серой», но все же существующей индустрии финансового консультирования, нежели поможет ее развитию. Мы же всегда считали, что инвестиционное консультирование нужно регулировать, поскольку квалификация и добросовестность советников – важные условия доверия розничных инвесторов к фондовому рынку.

Разумеется, подход к регулированию должен быть очень взвешенным. Нашей задачей является создание цивилизованной и многочисленной индустрии мелких инвестиционных советников, а значит для того, чтобы сохранить маржинальность этого бизнеса, регулировать его нужно крайне осторожно. Только так мы сможем обеспечить его существование, в том числе и в небольших населенных пунктах, где открытие даже филиалов брокерских или управляющих компаний является нерентабельным.

Достаточно ли на рынке квалифицированных кадров, способных оказывать подобные услуги?

Да, и надо сказать, что каждый кризис, каждое сокращение в брокерской или управляющей компаниях пополняет индустрию инвестиционных советников-управляющих. Это происходит в любой стране. Люди, ушедшие из компаний, сохраняют доверие клиентов, что позволяет им продолжать оказывать прежние услуги.

Разумеется, индустрия специализированных инвестиционных консультантов сформируется не сразу. Скорее всего, первоначально мы увидим комбинацию консультанта и управляющего активами, а значит легализацию тех, кто готов к соответствующей регулятивной нагрузке. Постепенно произойдет специализация бизнеса по финансовому консультированию или комбинация его с другими консалтинговыми сервисами.

Есть ли спрос на услуги инвестиционных консультантов со стороны населения?

Спрос на эти услуги со стороны населения растет по мере роста разнообразия и сложности финансовых продуктов и увеличения интереса к финансовому рынку в целом. Финансовые услуги усложняются: помимо банковских депозитов и страховых продуктов появляются продукты негосударственных пенсионных фондов, индивидуальные инвестиционные счета (ИИС), да и депозиты и страховые продукты усложняются. Люди все более нуждаются в советниках, которые помогли бы им разумно распорядиться своими сбережениями, найти наиболее эффективную комбинацию различных финансовых продуктов, следить за ними, перетряхивать портфель. Услуги инвестиционных консультантов чем-то сродни услугам налогового консультанта или домашнего доктора: они также основаны на высокой степени доверия.

В Соединенных Штатах развитию индустрии инвестиционных советников, способствовало несколько факторов: возможность комбинировать консультационную деятельность с управлением активами на основе одной лицензии, развитие индивидуальных пенсионных продуктов и индустрии дисконтных брокеров. Другие страны пошли по схожему пути. В России появился аналогичный пенсионным продуктам инструмент – ИИС. Это значит, что на рынок начнет приходить массовый и менее компетентный и более осторожный, чем прежде, инвестор. Это во-первых. Во-вторых, есть клиенты, которые предпочитают самостоятельно торговать на рынке и при этом больше доверяют советнику, а не брокеру, через которого они работают.

А в России деятельность инвестиционных консультантов будет организована по американскому образцу?

Поправки, которые обсуждались до настоящего времени, если мы ограничимся требованием о членстве инвестиционных консультантов в СРО, предполагают, скорее, смешанный с европейским вариант.

Другая актуальная тема – индивидуальные инвестиционные счета, возможность открывать которые появилась с 1 января 2015 года. Как вы оцениваете законодательство по этому вопросу, и ожидаются ли какие-то поправки?

В целом, законодательство об индивидуальных инвестиционных счетах хорошее. Есть некоторые шероховатости, которые мы намерены устранить. Например, можно ли забрать с ИИС часть средств? Есть некоторая неясность, можно ли не платить НДФЛ с ИИС ежегодно, нужно ли ежегодно исчислять налог. Мы постараемся устранить сомнения на этот счет к концу года, когда этот вопрос встанет ребром.

Поправки, которые, как мы надеемся, будут приняты в течение года, дадут ясный ответ: частично снимать средства с ИИС нельзя, исчислять НДФЛ нужно ежегодно, а уплачивать, разумеется, если речь идет об ИИС с вычетом на взнос, только при закрытии счета. Также мы надеемся, что будут приняты поправки, которые позволят переложить функции налогового агента с управляющей компании на брокера для того случая, когда заявка на погашение пая подается брокером. Без этого преимуществами ИИС трудно воспользоваться для инвестиций в ПИФ.

Также идет дискуссия по поводу ограничений по операциям через ИИС. Я бы советовал исходить из того, что будут введены ограничения для использования средств ИИС для размещения в депозиты, в противном случае идея инвестиционных счетов как альтернативы вкладу лишается смысла. Возможно, будут выставлены рамки и для инвестиций в иностранные ценные бумаги, однако вряд ли для случая приобретения этих акций на российском организованном рынке.

Как вы оцениваете недавнюю инициативу ряда брокеров по увеличению суммы средств, инвестируемых через механизм ИИС, до 800 тысяч рублей?

Мы с этой идеей согласны. При разработке законодательства об инвестиционных счетах мы ориентировались на зарубежный опыт. Тогда сумма в 400 тысяч рублей была сопоставима с суммами, которые предусмотрены для похожих продуктов в других странах. Однако впоследствии, например, американцы увеличили ежегодный размер вложений, и они стали больше наших, к тому же еще произошла девальвация рубля. В итоге установленная нами сумма ежегодного платежа на ИИС потеряла первоначальную привлекательность, и стоит подумать об ее увеличении. Другая продуктивная мысль заключается в увеличении суммы взноса на ИИС в первый год. Это позволило бы преодолеть проблему первого года, когда на деньги инвестсчетов мало что можно купить.

А что в целом участники биржевого рынка думают об ИИС?

В настоящее время уже открыто около 13 тысяч счетов. Надеюсь, к концу года их общее число дойдет до 50 тысяч. Другое дело, что значительную долю ИИС, открытых в этом году, составят счета сегодняшних инвесторов, трансформированные из существующих брокерских счетов. Пусть будет так. Через некоторое время доля новых участников рынка будет увеличиваться. Пройдут первые платежи из бюджета, люди увидят доход, и если государство будет последовательно, доверие и интерес к ИИС вырастет, а рост числа новых инвесторов ускорится.

Недавно состоялось обсуждение поправок в закон о доверительном управлении. Каковы его результаты?

Да, такое обсуждение идет, но в ближайшее время мы ждем принятия нового нормативного акта ЦБ об управлении ценными бумагами. Центральный банк пошел по пути концептуального переосмысления этого регулирования. В его основе теперь лежит требование о соответствии управления инвестиционному профилю клиента. Это соответствует мировому подходу, одновременно являясь более абстрактным вариантом регулирования: мы избавляемся от ригоризма нормативных актов, от многочисленных формальных ограничений, которые сейчас препятствуют деятельности управляющих.

Абстрактным – в каком смысле? Это путь к минимизации регулирования?

Да. Регулятор откажется от введения конкретных ограничений, а взамен введет более абстрактные требования об оценке инвестиционного профиля каждого клиента и соответствии управления этому инвестиционному профилю. Оценка соответствия операций будет осуществляться самим управляющим. Разумеется, ЦБ может иметь собственное мнение на этот счет, однако через какое-то время мы придем к общей точке зрения.

Объем нормативного материала сокращается, но регулирование переносится скорее на правоприменение. Некоторых это может напугать, однако вряд ли может быть иначе – все дело всегда было в правоприменении. Если оно плохое, то какая разница, хорош ли нормативный акт? Если правоприменение хорошее – оно компенсирует недостатки нормативного акта.

Каков ваш прогноз по развитию российского фондового рынка?

Развитие финансового рынка всецело зависит от развития реального сектора. На одной из недавних конференций я сказал, что у нас много предложений по развитию финансового рынка, но куда важнее связная программа структурной реформы реального сектора. Нам нужно его развивать. Если люди в стране будут верить в рост собственного бизнеса, им будут нужны заемные средства, тогда финансовый рынок выполнит свое предназначение.

Беседовала Татьяна Ломская
FinancialOne