17.06.2025
60% инвесторов получают информацию из соцсетей. Эксперты Финансового университета отмечают высокую зависимость россиян от мнения инвестблогеров, которые могут быть связаны с публичными компаниями или трейдерами. Какие меры контроля могут решить проблему
Инвестиционные каналы в социальных сетях, которые распространяют информацию о фондовом рынке, необходимо регулировать, считают эксперты Центра банковского консалтинга и прикладных исследований Финансового университета. В исследовании «Профиль российского частного инвестора» (есть у «РБК Инвестиций») отмечается, что более половины россиян получают информацию по инвестициям из каналов - лидеров общественных мнений и соцсетей, в связи с чем необходим контроль за этим источником информации. Также целесообразно будет аккредитовывать инвестиционных блогеров.
Кого опрашивали:
В период с 1 октября по 11 ноября 2024 года эксперты проводили сплошной опрос россиян в возрасте от 18 лет из 83 регионов страны. Среди 11 тыс. респондентов 73% составляют уже действующие инвесторы, 24% - потенциальные инвесторы и 3% - не инвесторы, у которых нет инструментов на российском фондовом рынке и которые не планируют инвестировать в акции.
Российский частный инвестор - кто он
Согласно полученным данным, среди действующих инвесторов на российском рынке мужчины составляют 64% от общего количества, а женщины - 25%. Однако эксперты выделяют высокий потенциал роста доли женщин в инвестиционном мире в будущем.
Большинство инвесторов старше 35 лет с инженерным или экономическим образованием. При этом доля молодежи среди инвесторов составляет 16%, в то время как на зарубежных рынках эта доля - 45%.
Откуда инвесторы получают информацию, чтобы принимать решения
Самым популярным источником знаний для инвесторов стали социальные сети финансовой направленности (65% среди опытных и 62% среди новичков). На втором по популярности месте (более 50%) оказались официальные интернет-сайты и приложения банков, которые предоставляют возможность инвестировать. На третьем месте - книги финансовой направленности. С небольшим отрывом четвертое место заняли каналы известных инвестблогеров - их доля составляет 28% среди опытных инвесторов и 35% среди новичков.
Согласно исследованию, инвестиционные блогеры также влияют и на привлечение людей на фондовый рынок. 13% респондентов поделились, что начали свой путь в инвестировании по рекомендации блогеров. Впрочем, такие инвесторы также чаще сталкиваются с негативным опытом инвестирования. Как показывает опрос, падение стоимости активов в портфеле выше ожидаемого наблюдалась у 68% инвестировавших по советам блогеров, в сравнении с 58% в целом.
Замороженных активов также оказалось больше у первой категории инвесторов - 59% против 51% у инвесторов, которые не пользовались рекомендациями блогеров.
Кто такие ЛОМы и почему следует ввести аккредитацию для инвестблогеров
Эксперты считают, что необходимо начать регулировать каналы в соцсетях, которые распространяют информацию о фондовом рынке, а также целесообразно будет аккредитовывать инвестиционных блогеров.
Директор Центра банковского консалтинга и прикладных исследований Финансового университета при Правительстве России Наталья Воеводина отметила, что вопрос актуальности такого регулирования встал из-за того, что инвесторы, ориентированные на мнение блогеров, в большей степени сталкиваются с негативным опытом инвестирования. Более того, такая необходимость продиктована потребностью повышения уровня финансовой грамотности населения.
Для этого можно ориентироваться на практику Индии и ввести аккредитацию инвестиционных блогеров, продолжает эксперт. «В Индии лидеры общественного мнения (ЛОМы) должны раскрывать информацию о своих соцсетях, предоставлять отчетность, показывать, за что получают комиссии, соблюдать правила дистанцирования. Иными словами, ЛОМы не могут быть никаким образом связаны с инвестиционными консультантами, брокерами, управляющими компаниями или трейдинговыми платформами, единственное исключение может быть партнерство в области обучения частных инвесторов», - объяснила идею Воеводина.
Отвечая на вопрос о том, кто бы мог осуществлять надзор, эксперт предположила, что Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) или другие ассоциации могли бы заниматься вопросами аккредитации. «Регулятор может выпускать рекомендации, устанавливать и совершенствовать стандарты деятельности», - добавила она.
«РБК Инвестиции» направили запрос в пресс-службу Банка России.
В прошлом году сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков предложил подумать о введении ответственности для СМИ и блогеров за размещение рекламной информации об IPO. Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин в ответ отметил, что дискуссия об этом идет давно, однако для этой ситуации нет подходящих правовых конструкций, но подчеркнул, что регулятор «что-то придумает».
Что думают в профильных ассоциациях о надзоре за финансовыми блогерами
Президент Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев отмечает, что в тех случаях, когда комментарии содержат признаки индивидуальных инвестиционных рекомендаций, они подпадают под регулирование деятельности инвестиционных советников. «В большинстве случаев мы имеем дело с публичным или в форме обучения выражением мнения, не имеющего признаки инвестиционной рекомендации, часто, к сожалению, абсолютно некомпетентного, но здесь приходится полагаться на финансовую грамотность, здравый смысл граждан и их иммунитет к «интернет-гуру», - надеется он.
Сейчас общего консенсуса по отношению к инвестблогерам в финансовой среде нет, полагает председатель правления Ассоциации розничных инвесторов (АРИ) Илья Херсонцев. Поскольку их читает большое число инвесторов, то необходимо регулировать конфликт интересов. Особенно, когда блогер заинтересован в компании, о которой пишет, прямо или косвенно, он однозначно должен это указать в своих постах, уверены в АРИ. «Например, у него есть или в ближайшее время будет позиция в акциях этой компании или он получал вознаграждение за прошедший год в виде оплаты каких-либо услуг и так далее. В остальных случаях дополнительного регулирования не нужно, инвесторы проголосуют подпиской или отпиской на данного автора», - приводит пример Херсонцев, резюмируя, что вопрос надзора в данном случае находится в компетенции ЦБ.
Руководитель направления нормотворчества и регуляторных инициатив Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Алексей Пономарев отмечает, что деятельность по предоставлению инвестрекомендаций уже регулируется законодательством (ст. 6.2 ФЗ-39 «О рынке ценных бумаг») и Банк России обладает всеми полномочиями, необходимыми для контроля в этой сфере. Однако при наличии признаков уголовно наказуемых деяний необходимо более активное участие правоохранительных органов, считает эксперт.
Как отмечает Пономарев, жалоб на блогеров пока не было, но поступают обращения по поводу размещаемых брокерами в своих приложениях инвестиционных идей. Основной проблемой на рынке эксперт называет низкий уровень финансовой грамотности инвесторов.
«Граждане должны понимать, что рекомендации могут быть только индивидуальными - исходя из инвестиционного профиля конкретного инвестора (целей, срока инвестирования, риск-профиля и т.п.). Инвестиционные инструменты подбираются также индивидуально под человека, как и одежда, лекарства. Иначе они будут неэффективными, а инвестор вместо приумножения сбережений может потерять их», - объяснил он.
В НИУ ВШЭ подвели итоги опроса в рамках проекта «Мониторинг цифровой трансформации экономики и общества». Тогда выяснилось, что 39% российских инвесторов не реже раза в неделю просматривают соцсети (Telegram, YouTube-каналы, группы в соцсетях), получая там информацию о фондовом рынке и инвестиционные идеи. Также 25% опрошенных получают информацию об инвестициях через обсуждение новостей с людьми из своего окружения, столько же получают данные из мобильных приложений брокеров. Среди наименее популярных практик - платформы для технического анализа (16%), нейросети, в частности ChatGPT, GigaChat, «Яндекс GPT» (14%), использование роботов-советников (5%).
В то же время сайтами деловых изданий, брокеров и профильных компаний не пользуется основная часть опрошенных (59-66%). Регулярно к таким ресурсам прибегает лишь 18-21% инвесторов. При этом 23% участников опроса несколько раз в неделю проводят самостоятельные расчеты, например в Excel.
Сопоставимые цифры ранее фигурировали в исследовании инвестиционной грамотности россиян, которое по заказу ЦБ провел аналитический центр НАФИ. Основным источником информации для принятия инвестиционных решений стали телеграм-каналы и социальные сети (37%).
Также 30% россиян обсуждают со знакомыми принятие решений. Почти такая же доля - 29% - прислушиваются к рекомендациям блогеров. Банк России видит в этой ситуации риски искажения информации, а также манипуляции со стороны недобросовестных советчиков.
Профессиональную же аналитику или сайт регулятора используют примерно четверть инвесторов. Еще меньше проходят специализированные обучающие курсы, при этом платят за свое обучение только 11%. Столько же действующих инвесторов вообще признались, что не разбираются в теме инвестиций.
Читать на сайте РБК-Pro