16.12.2019
Председатель совета директоров НАУФОР Олег Вьюгин — о том, зачем нужна нейтральная экосистема
Профессиональные участники фондового рынка — брокерские компании, торговавшие акциями на заре прошлого века, были создателями первых фондовых бирж. Как только потоки сделок стали значительными, необходимость нейтральной площадки, на которой по установленным правилам можно определять признанные всеми справедливыми цены акций и совершать сделки купли-продажи, довольно быстро была осознана брокерами.
Постепенно контроль брокерских домов над биржами стал переходить от них в руки преимущественно финансовых инвесторов, и, таким образом, деятельность бирж стала рассматриваться как коммерческий бизнес, приносящий доход на вложенный капитал. Наконец регуляторы, понимая важность биржевой торговли как механизма формирования объективной стоимости активов, стали вводить регулирование и надзор за деятельностью бирж. Таким образом, биржи стали специальным регулируемым бизнесом по предоставлению платных услуг по совершению сделок с ценными бумагами и другими активами.
Сегодня развитие технологий позволяет создавать электронные информационные, торговые и даже биржевые системы с относительно небольшими затратами. И брокерские фирмы или банки, стремящиеся сэкономить на биржевых комиссиях и имеющие на своем балансе достаточные объемы ликвидных ценных бумаг, вновь стали договариваться между собой по поводу создания альтернативных биржам систем торговли, получивших названия темных пулов. Однако успешные проекты такого типа обычно выкупались биржами, и все возвращалось на круги своя.
Потребность в нейтральной площадке, где могли бы формироваться признанные всеми цены активов, кажется незыблемой. Поэтому, если даже технологии станут бесплатными, создание темных пулов будет оставаться лишь бизнесом по продаже биржам удачных технологических решений. Это верно за одним исключением, когда о новой площадке попробуют договориться держатели критической массы ликвидности, скажем, 70–80% всего оборота ценных бумаг. Однако биржевики хорошо понимают, что для такой инициативы должны быть очень сильные мотивы, равно как и способность удерживать договоренности, так как соблазн продвигать на такой бирже частные интересы наиболее крупными участниками не будет способствовать стабильному развитию таких проектов. Тем не менее все биржи мира тщательно следят за интересами клиентов и не пренебрегают ими настолько, чтобы подтолкнуть их к иным биржевым проектам.
Именно с этих позиций биржи подходят сегодня к попыткам крупных участников интернализировать торговлю ценными бумагами и другими биржевыми продуктами не только посредством темных пулов, но и создавая цифровые маркетплейсы и экосистемы. Пока мы видим, что очень часто создание таких платформ преследует цель «запереть» клиентов в рамках экосистемы или переманить их из других.
Но для клиентов наибольшую ценность представляет экосистема, которая дает возможность помещать в нее продукты конкурентов. Другими словами, снова возникает вопрос о необходимости нейтральной площадки, где можно сравнивать предложения крупных участников. Тогда пользователи могли бы быть уверены, что условия по операциям с различными активами, которые проводятся в их интересах, являются наилучшими.
Биржи по причине своей нейтральности и технологичности бизнеса выглядят сегодня наиболее подходящими для создания таких платформ, и это, возможно, одно из перспективных направлений развития их сервисов для инвесторов, равно как и ответ на попытки интернализировать сервис в рамках замкнутых экосистем.
Олег Вьюгин, председатель совета директоров НАУФОР
Подробнее на сайте Коммерсантъ