10.10.2012
Финансисты гадают: в какой форме объединят ЦБ и ФСФР? Будет ли ликвидирована сама служба или станет агентством при Центробанке, и как все это скажется на рынке. По идее, у идеи создания мегарегулятора много сторонников. Их главный аргумент - множество финансовых компаний разной направленности объединены в конгломераты. Это требует единого подхода к надзору.
Дмитрий Панкин (руководитель ФСФР России): Один крупный участник занимается и банковской деятельностью, и страховой деятельностью, и деятельностью на рынке ценных бумаг. То есть возьмем, например. Сбербанк, ВТБ, Там происходят те же самые процессы происходят. Здесь, наверное, было бы логичным, чтобы надзор и регулирование шло из одного центра.
К тому же, в кризис ЦБ отказывался финансировать небанковские структуры, не имея информации об их состоянии. Проблема исчезнет. Если он станет надзирать за ними.
Есть и другие доводы за объединение регуляторов. Например, нехватка персонала в нынешней ФСФР. Если на каждый российский банк приходится по 7 сотрудников ЦБ, в ФСФР обратная ситуация. Поднадзорных ей организаций в 7 раз больше, чем сотрудников службы. Это: кредитные потребительские кооперативы, микрофинансовые организации, управляющие и брокерские компании, страховщики. Всего почти восемь тысяч и это число продолжает расти.
Противники мегарегуляторы обеспокоены возможным конфликтом внутри ЦБ. Ведь Центробанк самостоятельный участник финансового рынка. К ому же вопросы инфляции и курса рубля всегда будут для ЦБ важнее чем развитие финансового рынка, утверждают они.
Алексей Тимофеев (председатель Правления НАУФОР): Мы потеряем интерес регулирующего органа к развитию финансового рынка. Приобретем орган, который скорее будет заинтересован в сокращении численности индустрии до тех масштабов, за которые он готов нести моральную ответственность без вреда для выполнения своих основных функций по обеспечению стабильности рубля.
Некоторые эксперты опасаются снижения независимости ЦБ. Другие - что новый регулятор станет неповоротливым бюрократическим монстром. Третьи - что на время объединения забуксует основная работа регуляторов. Сами участника рынка ожидают ужесточения надзора над ними. Страховщики уже сталкивались с этим когда Страхнадзор отошел к ФСФР.
Павел Самиев (заместитель генерального директора "Эксперт РА"): Объединение регуляторов, конечно, для страхового рынка может оказаться, в итоге, ужесточением для них требований и самого формата регулирования, потому что банки уже давно привыкли к более сильному регулятору. Там постоянно происходит реформирование требований, а в страховом рынке оно более медленное и мягкое.
Если до конца года правительство подготовит соответствующие поправки в законодательство, мегарегулятор может начать работу уже с 1 июля следующего года.