27.10.2008
Стенограмма пресс-конфереции
Кризис в России – эпицентр или тихая гавань?
27 октября 2008 года в региональном информационном центре «ТАСС-Урал» прошла пресс-конференция на тему: «Кризис в России - эпицентр или тихая гавань?»
Может ли мировой финансовый кризис повлиять на создание в России международного финансового центра? Какие эффективные решения для его преодоления будут приняты в стране? Как будет развиваться ситуация на российском фондовом рынке?
Что делать простым гражданам - вкладчикам и инвесторам? На чем они могут заработать? Что ожидает рубль, «народные акции», «голубые фишки» и небольшие фирмы? Куда идти инвесторам?
Алексей Тимофеев:
Какое-то время назад мы были осторожны, говоря о трудностях на финансовом рынке. Но сейчас следует признать, что мы являемся свидетелями глобального финансового кризиса. Сейчас российскими властями предпринимаются меры, направленные на стабилизацию ситуации на российском рынке. Источник финансового кризиса в чрезмерном объеме кредитов, предоставлявшихся на основе дешевых финансовых средств крупнейшей финансовой системой мира - Соединенными Штатами Америки. Деловая модель предполагала развитие на основе дешевых средств, эта модель допускала высокую степень риска в операциях, плюс к этому - небережное отношение к финансовым ресурсам. Это не могло долго продолжаться, и в итоге привело к кризису. Сейчас это продолжается, потому что дефицит ликвидных средств в США до сих пор не восстановлен, он восстанавливается за счет других стран. Это является наиболее болезненной стороной кризиса.
К сожалению, мы являемся заложниками этой ситуации, и должны действовать адекватно. В силу того, что кризис имеет глобальный характер, и преодоление этого кризиса может осуществляться экономикой одной страны за счет экономики другой страны, принимаемые решения также должны иметь глобальный характер. Страны мира сейчас принимают меры по координации своих усилий с тем, чтобы стабилизация экономики и финансовой системы на национальном уровне не обращалась бы на пользу лишь некоторым другим странам. Успех российских усилий по стабилизации финансового рынка сегодня в значительной степени зависит от тех усилий, которые принимаются по всему миру.
Однако мы должны понимать, что Россия вошла в финансовый кризис немного на ином уровне, чем многие другие страны. Некоторые проблемы, которые воспринимались как гипотезы, сейчас подтверждены. Все недостатки российского фондового рынка на фоне кризиса проявились достаточно ярко. То, что планировали устранять, и то, что называлось мерами по созданию международного финансового центра, было правильным. Значит, усилия России по развитию собственного финансового рынка по-прежнему лежат в сфере решения задачи по созданию в России международного финансового центра. И эта задача стала еще более актуальной, для того чтобы российский рынок в дальнейшем мог бы справляться с подобными кризисами гораздо более эффективно, чем сейчас. Мы видим, что развивающийся российский рынок на фоне кризиса пострадал довольно сильно, это видно в оборотах биржевой торговли, в оборотах на российском рынке в целом, возможностях рефинансирования. Это должно быть изменено. Международный финансовый центр должен быть способен стать альтернативой другим финансовым центрам, переживающим кризисы. Эта задача является принципиальной.
НАУФОР в свое время занялась проблемой создания международного финансового центра именно в части рынка ценных бумаг, и подготовила то, что мы назвали «идеальной моделью российского фондового рынка». К моменту, когда это стало общей политической задачей, мы выполнили значительную часть работы по повышению уровня дискуссии по этом поводу и формулированию тех показателей, которых российский рынок должен достичь, чтобы считаться международным финансовым центром и быть конкурентоспособным. Сейчас мы последовательно отстаиваем свои предложения. Министерство экономического развития сейчас работает над концепцией создания в России международного финансового центра, наши предложения также учтены в концепции развития до 2020 года. Однако финансовый кризис заставляет нас рассматривать некоторые из предложенных нами мер не как меры среднесрочного или долгосрочного характера, а как меры по стабилизации рынка, то есть меры краткосрочного характера. Речь идет о создании новых финансовых институтов, об инвестиционных советниках. Это тот путь, который региональные компании при обычном развитии рынка должны были пройти в течение нескольких лет.
В настоящее время необходимо подумать об изменении системы налогообложения на финансовом рынке. В этом вопросе нужна решительность, потому что все страны решают аналогичные задачи, и изменение налогообложения неизбежно. Все те, кто сегодня решает задачи по созданию финансовых центров, должны быть очень решительны, и идти даже на непопулярные с точки зрения мирового сообщества меры. Мы должны также всерьез подумать о защите интересов инвесторов на фондовом рынке, как и о защите клиентов банков. В России до сих пор не удалось создать аналога компенсационного фонда, действующего в других странах мира.
Насколько эффективны меры, принимаемые российским правительством и ЦБ РФ по стабилизации рынка?
Думаю, что эти меры вполне разумны. Единственный недостаток, на мой взгляд, - это скорость реализации этих мер. Многие из этих мер были заявлены достаточно давно, но эффект мы начали получать совсем недавно. Нередко эти меры реализуются не совсем корректно, но это я могу объяснить проблемами с обучением. Проблемы заключаются в том, что средства, которые направлялись на финансовый рынок, рынка не достигли. Однако мы давно не сталкивались с кризисом подобной глубины и никогда не сталкивались со столь глобальным кризисом.
В целом, правительство предпринимает, на мой взгляд, правильные меры. Но мы должны иметь в виду, то средства, предоставляемые российским финансовым организациям, могут стать средством валютных спекуляций, потому что Россия включена в мировой экономический процесс. Американская экономика восстанавливает свою ликвидность, дочерние компании банков переводят свои средства в материнские компании. Доллар растет именно за счет того, что именно в доллары переводят сбережения по всему миру, для того чтобы восстановить американскую ликвидность. Помимо мер по координации усилий всех стран, нам надо думать и о национальной экономике, чтобы это послужило стабилизации российского финансового рынка. Ситуация очень непростая, но в отличие от кризиса 1998 года у нас нет хотя бы бюджетной проблемы. Государство во всем мире явилось единственным источником ликвидных средств, это характерно не только для России. Кризис очень тяжелый, и я думаю, что нам еще предстоит выработать комплекс мер по стабилизации ситуации. В этом отношении очень важна быстрота принимаемых мер, потому что продолжительный финансовый кризис начинает сказываться на здоровых финансовых институтах. Этого надо избежать. Кризис должен выполнить свою «очищающую» роль, привести к смене бизнес-модели, к формированию новых механизмов координации усилий стран по урегулированию ситуации, вымыть неэффективные институты, тем самым, повысив производительность труда и снизив издержки. Я полагаю, что у нас есть возможности обернуть этот кризис себе на пользу, потому что в отличие от некоторых других стран, Россия может избежать социальных проблем, непосредственно связанных с функционированием финансового рынка. В данном случае недостаточный пока уровень развития российской экономики является положительным фактором: население на российском фондовом рынке оценивается в 1% экономически активного населения (это около 700 тыс. человек). В настоящее время российский фондовый рынок предоставляет исторический шанс вложить свои средства, потому что российские ценные бумаги несправедливо недооценены. Те из финансовых институтов, что функционировали в традиционной модели долгосрочного инвестирования, без серьезного кредитного плеча и высокого риска в операциях, демонстрируют стабильность и устойчивость во всем мире, в том числе - в России. В этом случае мы предлагаем обращаться именно к таким стратегиям.
Как Вы считаете, какие предприятия Свердловской области имеют шанс пережить кризис с наименьшими потерями?
Свердловская область - пример очень индустриального региона с высокой степенью занятости населения в промышленном производстве. Российские предприятия имели возможность кредитования со стороны российских банковских структур и зарубежных структур. Сейчас время «дешевых» денег закончилось, и предстоит серьезная борьба за финансовые ресурсы. Дешевые средства позволяли рефинансироваться в больших объемах, чем это стоило бы делать. Это должно быть изменено, и это может быть болезненным. Часто это требует реструктуризации производства. С другой стороны, это может послужить повышению производительности труда. С этим придется столкнуться всем предприятиям российского реального сектора, и предприятиям Свердловской области - тоже. Не думаю, что изменения будут очень драматичными, поскольку все возможные меры будут приняты для того, чтобы проблемы финансового рынка не пошли вглубь реального сектора.
Выгодно ли сейчас инвесторам входить на фондовый рынок?
Приобретать сейчас бумаги российских эмитентов, в том числе, ценные бумаги банковских компаний, выгодно. Главная проблема финансового кризиса - отсутствие средств. Если же у вас есть свободные средства, то, несмотря на то, что ценные бумаги могут упасть еще больше, их выгодно приобретать. В долгосрочной перспективе эти бумаги будут переоценены. Финансовый рынок в настоящее время разбалансирован, и он не выполняет своего предназначения дать адекватную оценку компаниям. Сейчас эта оценка неадекватно низка, и она несопоставима с реальной стоимостью активов большинства компаний, чьи ценные бумаги снизились в цене. Рынок ценных бумаг никогда не рекомендуется частным инвесторам как место по зарабатыванию денег на квартиру или машину, например. На фондовом рынке можно размещать свободные средства. При этом надо иметь в виду, что в долгосрочной перспективе средства инвестирования на рынке ценных бумаг приносят значительные прибыли. Кризис - это естественный этап развития любой экономики, поэтому он не должен обескураживать инвесторов.
Как должна измениться система налогообложения?
У системы налогообложения есть важная стимулирующая роль, которой надо воспользоваться. Недостатком российского рынка является недостаток частных инвесторов. Частный инвестор - это долгосрочный инвестор. Как я уже говорил, российский рынок вошел в кризис с незначительным количеством частных инвесторов, незначительной роль негосударственных пенсионных фондов (они составляли 1,4% капитализации российского рынка к моменту кризиса). Это неадекватная оценка их роли. На рынке, который хочет быть устойчивым, доля негосударственных пенсионных фондов в капитализации должна быть не менее 15-20%. ПИФы едва дотягивают в своих объемах до 1% российского ВВП, тогда как активы схем коллективного инвестирования должны составлять около 15-20% от ВВП. В России нет внутреннего долгосрочного инвестора, а, кроме того, нам не удалось получить и долгосрочного иностранного инвестора к моменту начала кризиса. Большинство инвесторов, которые пришли на российский рынок, это фонды, рассчитанные на институциональных инвесторов и хедж-фонды. Поэтому естественно, что к моменту начала кризиса мы очень быстро потеряли эту часть инвесторов. Это означает, то нам надо быть решительными, чтобы стимулировать инвестиции граждан на фондовом рынке, причем в первую очередь, через негосударственные пенсионные фонды, что очень важно - путем создания альтернативных пенсионных программ. Нам не удалось создать негосударственных пенсионных фондов, борющихся за розничных инвесторов. За рубежом это обеспечивается созданием альтернативных пенсионных схем. Для всех групп инвесторов должны быть созданы инструменты инвестирования. В этом случае мы сумеем добиться мобилизации максимального количества средств населения. Для этого, в свою очередь, должны быть созданы налоговые режимы. Российская система налогообложения не конкурентна сейчас. Должны быть созданы особые пенсионные счета, через которые граждане могут инвестировать средства и получать их по достижении пенсионного возраста. Во всем мире предусмотрены налоговые вычеты в отношении средств, которые помещаются на эти счета. Должны создаваться освобождения от налогов для негосударственных пенсионных фондов. Необходимо подумать об освобождении от налогообложения институциональных инвесторов, вознаграждений посредникам, действующим на фондовом рынке.
Наша задача - не дать рынку деградировать, и обернуть финансовый кризис себе не пользу. Если в результате финансового кризиса в России сложится преимущественно банковская модель, то Россия, скорее всего, получит высокомонополизированную систему, чреватую большими издержками привлечения средств в систему, которая не позволит мобилизовывать столь большие средства населения, на которые она могла бы рассчитывать.
Есть ли смысл в объединении индексов РТС и ММВБ?
В России есть два индекса - индекс РТС и индекс ММВБ. База расчета этих индексов несколько различна, и цель использования этих индексов также различна. Индекс РТС формируется на базе ценных бумаг около 50 компаний, индекс ММВБ - на базе меньшего числа компаний. Именно поэтому индекс РТС воспринимается как своего рода индекс российской экономики, в отличие от индекса ММВБ. Достоинство индекса ММВБ заключается в том, что спот-рынок, на базе которого рассчитываются цены, сконцентрирован на ММВБ, и это повышает его достоверность.
Оба индекса имеют свое предназначение и свою ценность. Поэтому я вижу мало смысла в их объединении. Безусловно, это может произойти, если речь будет идти о консолидации инфраструктуры, которая завершится консолидацией биржевой инфраструктуры, то, что в настоящее время обсуждается. Но вряд ли это служит требованиям сегодняшнего момента.
Должны ли первые лица государства быть осторожнее в высказываниях, чтобы не повлиять негативно на фондовый рынок?
Разумеется, государственные чиновники, и все те, чье мнение важно для участников фондового рынка, должны быть крайне осторожны в своих высказываниях.
Я не думаю, что брокерам нужно было предоставлять финансовые средства, как банкам, например. Это специфичный бизнес. Брокеры и инвестиционные банки - это не те, кому надо в первую очередь предоставлять средства. Мы согласны с тем, что в первую очередь должна стабилизироваться банковская система и, в свою очередь, она позволит стабилизировать и фондовый рынок.
СТАТЬИ ПО ИТОГАМ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ
Россия испытывает нехватку негосударственных пенсионных фондов - НАУФОР
Екатеринбург. 27 октября. ИНТЕРФАКС-УРАЛ - Негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в России не хватает, считает председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев.
"Нам нужно быть решительными, чтобы стимулировать инвестиции граждан на фондовом рынке. Причем, в первую очередь, через негосударственные пенсионные фонды", - сказал он на пресс-конференции в понедельник в Екатеринбурге.
А.Тимофеев сообщил, что численность населения, совершающего финансовые операции на рынке, по его оценкам, составляет примерно 700 тыс. человек, то есть, около 1% экономически активного населения страны.
Оценка фондовым рынком реального сектора экономики несправедлива - НАУФОР
ЕКАТЕРИНБУРГ, 27 октября. /ИТАР-ТАСС/. Оценка фондовым рынком российских предприятий реального сектора экономики несправедлива. Об этом заявил сегодня в интервью корр. ИТАР-ТАСС председатель правления Национальной ассоциации участников фонового рынка /НАУФОР/ Алексей Тимофеев. "Эта оценка сегодня явно неадекватна. У многих предприятий активы только в виде наличных средств больше, чем цена акций. Обычно в таких случаях начинаются массовые покупки, что позволяет вернуться к реальной стоимости активов. Но, к сожалению, российский рынок в настоящее время подвержен тем же проблемам, что и его иностранные "коллеги", что негативно сказывается на активности инвесторов", - отметил Тимофеев.
Эпоха дешевых денег прошла - Итар-Тасс-Урал
Фондовый рынок должен восприниматься как отражение дел в экономике. Однако сейчас оценка фондовым рынком реального сектора экономики несправедлива, считает председатель правления НАУФОР Алексей Тимофеев.
Реальный сектор российской экономики в последнее время активно развивается и оснований для того, чтобы получить столь низкую оценку, которая обозначилась сегодня на фондовом рынке, у этого сектора нет. Мы наблюдаем разрыв между действительной стоимостью реального сектора и его стоимостью на финансовом рынке, которую сегодня нельзя назвать справедливой. Обычно в таких случаях начинаются массовые покупки, что позволяет вернуться к реальной стоимости активов. Но, к сожалению, российский рынок в настоящее время подвержен тем же проблемам, что и его иностранные "коллеги" и на активности инвесторов сказываются такие характерные для кризиса явления, как дефицит ликвидности и падение доверия.
Сейчас идет стремительное восстановление ликвидности на американском рынке, в результате чего, выводятся средства из других экономик. Жертвами в данном случае являются все - и Европа, и Азия, и Россия. Уклониться от этого тяжело. И здесь возникает вопрос о глобальной координации усилий. Мы видим, что некоторые страны уже начали взаимодействовать, а в ближайшее время в этот процесс включатся остальные. Такая координация нужна, прежде всего, для того, чтобы исправление ситуации в американском финансовом секторе не происходило за счет других государств. Для того, чтобы финансовые вливания во всех странах работали на восстановление внутренних систем а не в интересах американского рынка. Координация эта чрезвычайно сложная, и никогда в мире подобных задач решать еще не приходилось. Это новый вызов глобального рынка, который требует новой организации финансовых институтов и смены политики экономического эгоизма. Это болезненный процесс, который возможно потребует отступления на пути глобализации, но он необходим.
Сегодня мы являемся свидетелями резкой смены бизнес-модели. Модель 2000-х годов была основана на дешевых заемных средствах. Она позволяла идти на большие риски, не дорожить деньгами. В результате эта модель не только себя исчерпала, но и привела к кризису. Относительно безопасные риски, ориентация на возможность рефинансироваться под небольшую ставку- все это закончилось. Эпоха дешевых денег прошла.
В ближайшее время предприятия будут очень медленно выкарабкиваться из ситуации. Далеко не все из них получат государственную поддержку, а инвесторы не будут готовы предоставить масштабные вливания, как раньше. Начинается время жестокой борьбы за средства, за возможность рефинансироваться, получать деньги для развития производства.
Бюджетные миллиарды, выделяемые Минфином России на ликвидацию кризиса, идут на поддержание экономики США
Екатеринбург, Октябрь 27 (Новый Регион, Александр Родионов) - Колоссальные средства, которые российское правительство направляет на устранение дефицита ликвидности российских банков и компаний, идут на преодоление кризиса в США. Такое сенсационное заявление сделал сегодня в Екатеринбурге председатель правления Национальной ассоциации участников (НАУФОР) Алексей Тимофеев.
"Следует признать - мы являемся свидетелями глобального финансового кризиса. Он продолжается, так как дефицит американской ликвидности до сих пор не восстановлен", - заявил г-н Тимофеев. По его словам, эту проблему США в настоящее время решают за счет других стран, и Россия является заложником этой ситуации.
"Мы должны понять, что в кризис мы вошли немного на ином уровне, чем другие страны. Многие проблемы, которые мы считали гипотезами, недостатками национального финансового рынка, подтвердились. Уязвимые места нашего рынка проявились сейчас наиболее ярко. Наш рынок - молодой, к началу кризиса крупный, но по-прежнему развивающийся. Из-за этого он пострадал достаточно сильно - это мы видим в оборотах биржевой торговли, в ситуации на российском рынке в целом", - заявил г-н Тимофеев.
По его словам, ситуация в российской экономике развивается таким образом, что меры, которые считались долгосрочными, и были рассчитаны на перспективу трех-пяти лет, должны быть реализованы сейчас. "Надо быть более решительными, чем мы могли себе это позволить", - пояснил предправления НАУФОР. Речь, по его словам, идет о мерах институционального характера - появлению новых финансовых институтов, например, инвестиционных советников. Это тот путь, который должны были пройти большинство региональных компаний в нормальных условиях экономического развития для того, чтобы российская экономика не потеряла конкурентоспособности. Также надо подумать о резком изменении налогообложения на финансовом рынке, и тут нам надо быть решительными, потому что все страны, которые решают аналогичные задачи, решают их изменением налогообложения", - пояснил глава НАУФОР.
"В настоящее время лидеры мировой экономики, рискуя быть названными оффшорами, резко ослабляют налоговую нагрузку на свои финансовые институты, поэтому мы должны всерьез думать о защите инвесторов на финансовом рынке не меньше, чем об интересах банковских клиентов. Однако этого нет, и это обстоятельство - существенный недостаток российского финансового рынка, - пояснил свою мысль Алексей Тимофеев. - Кроме того, в России до сих пор не удалось создать аналогов компенсационных фондов, действующих во многих странах мира". Иными словами, отмечает он, той системы защиты, которая предоставляется клиентам банков во всем мире, в России нет.
Антикризисные меры, которые в настоящее время реализуют российские власти, Алексей Тимофеев в целом охарактеризовал положительно, однако предъявил к ним ряд претензий. Главная из них - это сроки, в которые они реализуются. Мы все видели, что заявлены эти меры были достаточно давно, однако эффект от их реализации получается только сейчас. Очень часто они реализуются не вполне корректно. В частности, "Внешэкономбанк" не совсем красиво реализовал свою функцию по предоставлению ликвидности фондового рынка в самом начале. Кроме того, средства, которые направлялись на финансовый рынок, этого рынка не достигли. Это средства, которые были предоставлены через госбанки - и это другая проблема", - сообщил г-н Тимофеев.
Объяснение этим обстоятельствам руководство НАУФОР видит в том, что Россия давно не сталкивалась с экономическим кризисом такой глубины. "Мы никогда не сталкивались с кризисом, который носит такой глобальный характер. То, что о его масштабах населению не заявили сразу - политика любых властей. При этом надо понимать, что средства, которые выделяются сейчас на поддержание российских компаний, моментально могут стать средствами валютных спекуляций", - сообщил г-н Тимофеев.
При этом он отметил, что в последние дни на курс рубля была предпринята массированная атака. "Американская экономика работает как большой пылесос - она восстанавливает свою ликвидность путем того, что дочерние компании переводят свою ликвидность в материнские компании - это в большинстве своем американские организации. Это тот парадоксальный случай, когда доллар растет просто потому, что американская система восстанавливает свою ликвидность. Именно в доллары переводят свои сбережения финансовые организации всего мира, чтобы восстановить ликвидность США", - заявил Алексей Тимофеев.
В этой связи глава НАУФОР призвал власти и банковские учреждения к большой осторожности с тем, чтобы усилия России не шли в ущерб ее собственным интересам и не обслуживали экономические интересы США.