Что не так с запретом на продажу сложных финансовых продуктов - Financial One, 12 января 2021

13.01.2021

Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Ассоциация банков России (АБР) и саморегулируемая организация Национальная финансовая ассоциация (СРО НФА) направили в комитет Госдумы РФ письмо с замечаниями к представленному в конце 2020 года законопроекту Банка России о серьезном ограничении доступа неквалифицированных инвесторов к сложным финансовым продуктам.

Как говорится в письме, ассоциации разделяют обеспокоенность Банка России случаями мисселинга, однако не поддерживают законопроект в текущей редакции. По мнению ассоциаций, возможности противодействия мисселингу мерами надзора, имеющимися у Банка России, не исчерпаны, а предложенные им меры ограничения доступа неквалифицированных инвесторов к финансовым инструментам и операциям и не оправдываются масштабом нарушений.

В письме обращается внимание на то, что ряд мер, направленных на решение вопросов, связанных с неподготовленностью инвесторов, был разработан ранее и реализован в Федеральном законе от 31.07.2020 № 306-ФЗ. В качестве основного инструмента, позволяющего удостовериться в подготовленности неквалифицированного инвестора к совершению сложных сделок, было выбрано тестирование физического лица, а решение вопросов, связанных с предоставлением инвесторам полной и достоверной информации при заключении определенных видов договоров, должно осуществляться на уровне базового стандарта.

Ассоциации предлагают рассмотреть возможность реализации следующих подходов.

1) Сохраняя общую идею обязательного прохождения физическим лицом-розничным инвестором тестирования в качестве критерия его подготовленности к заключению ряда относительно сложных сделок на финансовом рынке, перенести начало применения тестирования на более ранний срок: для структурных продуктов - на 1 апреля, а для остальных финансовых инструментов и операций - на 1 октября текущего года.

2) Разделить структурные продукты, доступные неквалифицированным инвесторам, на простые и сложные. К простым продуктам могли бы быть отнесены продукты с гарантией возврата капитала и простой формулой расчёта дохода (например, в зависимости от индексов или публикуемых курсов). Остальные структурные продукты будут считаться сложными и должны быть доступны неквалифицированным инвесторам, если соответствуют критериям, предусмотренным Банком России. И те, и другие продукты могут предлагаться неквалифицированным инвесторам при условии положительных результатов их тестирования.

3) Для обеспечения наиболее полного информирования частных инвесторов и исключения мисселинга инвестору должна предоставляться информация, требования к которой могут быть установлены на уровне нормативных документов. Банк России может иметь право ограничивать предложение финансовых инструментов в случае нарушения соответствующих требований, однако только в случае, если существует риск ведения в заблуждение большого числа неквалифицированных инвесторов, а само нарушение носит существенный или неоднократный характер.

Законопроект, базирующийся на изложенных выше принципах и направленный на их реализацию, представлен в Комитет Госдумы РФ по финансовому рынку.

Подробнее на сайте Financial One