01.06.2016
На фоне падения ставок по банковским депозитам инфраструктура фондового рынка становится все более удобной, готовясь принять в будущем разочарованных ставками вкладчиков.
Инвестиционная индустрия вовсю готовится к будущему буму фондового рынка. После появления в прошлом году индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) с налоговыми льготами для граждан–инвесторов, которое участники рынка называют самым важным и даже революционным изменением финансового регулирования за последние годы, государство делает следующие шаги для повышения привлекательности рынка ценных бумаг.
Стимулировать граждан, хранящих на банковских депозитах около 23 трлн рублей, переместить хотя бы часть этих денег на рынок ценных бумаг финансовые власти видят своей стратегической задачей. Это откроет бизнесу доступ к долгосрочным инвестиционным ресурсам, а населению даст возможность получать большую, чем на депозитах, доходность на свои сбережения. Первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов в прошлом году высказывал прогноз, что объем вложений физических лиц в рынки капитала в обход банков возрастет к 2020 году до 15 трлн рублей, то есть примерно на порядок, а объем депозитов к тому же году увеличится примерно вдвое, до 40 трлн рублей.
Пока же, несмотря на рост объема денег в паевых фондах (см. диаграмму), депозиты населения в банках не падают, а также растут. По данным Банка России, на 1 марта 2016 года их объем составлял 23 трлн рублей, а годом раньше был почти на 4 трлн меньше.
Инвестиции в пару кликов
Как рассказали "ДП" представители профессионального биржевого сообщества, одной из самых обсуждаемых в последнее время новинок стала возможность удаленной идентификации клиентов. Она появилась в конце прошлого года, и к настоящему времени ею пользуются уже около десятка управляющих и брокерских компаний. Число счетов, открытых этими компаниями удаленно, без визитов клиентов в офис, исчисляется сотнями.
По словам Евгения Полякова, директора по электронному бизнесу УК "Альфа–Капитал", компания начала электронную идентификацию клиентов в декабре 2015 года. "До этого несколько месяцев велись работы по настройке и отладке технологии, — пояснил он. — С момента запуска сервиса более 700 человек дистанционно открыли ИИС (индивидуальные инвестиционные счета. — Ред.) и внесли на них средства".
Еще в нескольких опрошенных компаниях корреспонденту "ДП" признались, что готовятся внедрить у себя удаленную идентификацию клиентов. Об этом рассказали в УК "Доходъ", "ТКБ Инвестмент Партнерс", УК "Открытие".
"Технологию удаленной идентификации уже реализовали около десятка наиболее активных в рознице компаний, наши члены сейчас позиционируют этот канал как основной для открытия счета", — сообщил Алексей Артамонов, заместитель председателя правления НАУФОР (Национальная ассоциация профессиональных участников фондового рынка). Именно НАУФОР в партнерстве с Московской биржей и Министерством связи и массовых коммуникаций РФ с 2013 года продвигала проект по внедрению в России удаленного заключения договоров брокерских и управляющих компаний. Чтобы он стал реальностью, потребовался ряд изменений в законодательстве и ведомственных документах.
Идентифицировать человека без визита в офис компании позволяет ЕСИА — Единая система идентификации и аутентификации (сайт gosuslugi.ru). В дальнейшем, ожидают участники рынка, для удаленной идентификации будет использоваться также Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — информационная система, объединяющая федеральные, региональные и местные органы власти, которая позволяет им обмениваться данными в электронном виде.
В принципе, идентифицировать клиента удаленно можно было и раньше, но старая процедура неудобна, она требует пересылки по почте нотариально заверенных документов в бумажном виде. Как считает Наталья Белова, эксперт по рынку коллективных инвестиций и негосударственному пенсионному обеспечению отдела Investfunds информационного агентства Cbonds, в ближайший год–два удаленно будет открываться 20–25% новых счетов в российских управляющих и брокерских компаниях. А позже эта доля перевалит за 50%. "Сейчас настрой на дигитализацию очень серьезный. Финансовые компании и банки стремятся по максимуму переводить клиентов на удаленку, чтобы разгрузить офис. Инвесторы постепенно будут привыкать к тому, что операции можно совершать через Сеть. Со временем покупка коробочных продуктов лицом к лицу станет скорее исключением, чем правилом".