Задача НАУФОР на этот и следующий год - разработка стандартов деятельности членов ассоциации - глава НАУФОР Алексей Тимофеев
25.04.2006
Совет
директоров Национальной ассоциации участников
фондового рынка (НАУФОР) 17 апреля утвердил
список кандидатов в новый совет директоров
ассоциации и утвердил проект основных
направлений деятельности НАУФОР в 2006-2007
гг., которые будут рассматриваться советом
ассоциации 25 мая. О том, каковы планы ассоциации
на ближайшую перспективу по дальнейшему
развитию, разработке внутренних документов
ассоциации и проектов нормативных актов,
специальному корреспонденту агентства
"Интерфакс-АФИ" Ивану Аношину рассказал
председатель правления НАУФОР Алексей
Тимофеев.
- Алексей
Викторович, недавно прошел совет директоров
НАУФОР. На Ваш взгляд, какие из обсуждавшихся
вопросов являются наиболее важными?
- Два ключевых вопроса,
которые мы обсуждали, это вопросы о составе
совета директоров НАУФОР и о стандартах
НАУФОР. Что касается первого вопроса, совет
директоров утвердил список кандидатов,
который будет выноситься на совет НАУФОР
25 мая. Кандидатур 28, я считаю состав кандидатов
представительным, отражающим сложившуюся
на рынке структуру посредников, соответствующим
принципам НАУФОР - если вы заметили, это
в основном рыночные представители, там
практически нет представителей госорганов,
и это является одним из условий эффективности
деятельности НАУФОР.
Второй вопрос - о стандартах
деятельности членов ассоциации. Мы уже
говорили о том, что задачей НАУФОР на этот
и на следующий год является подготовка
комплексного документа, устанавливающего
правила деятельности членов НАУФОР по
всем направлениям, - разработка стандартов,
или, как мы его называем, кодекса НАУФОР.
На совете директоров была утверждена структура
этих стандартов - его главы, разделы, общее
содержание. С этого момента мы начинаем
этот кодекс писать.
Также мы обсуждали основные
направления деятельности НАУФОР на ближайшие
два года. Фактическая работа уже ведется.
- Что касается стандартов,
по уровню требований, как задумывается,
они будут несколько выше, чем требования
ФСФР. Не будет ли здесь определенного дублирования
этими стандартами требований ФСФР?
- Не будет, потому что
правила будут устанавливаться по тем вопросам,
по которым отсутствует регулирование ФСФР,
или эти требования будут более жесткими,
чем требования ФСФР. Поэтому дублирования
нет.
- В нормотворческой
деятельности НАУФОР предусмотрено внесение
изменений в две главы Налогового кодекса.
Чего они касаются?
- Действительно, очень
много вопросов касается налогового регулирования,
и чем дальше мы двигаемся, тем более они
становятся яснее, но пока это не вопрос
текущего дня. Есть очевидные проблемы,
например, вопрос налогообложения, связанного
с операциями с индексными фьючерсами. Мы
будем пытаться его решить.
- В перечне документов,
над которыми вы планируете работать, также
проект положения о СРО. В какой стадии эта
работа находится и что конкретно предполагается
сделать?
- Идет работа. Мы подготовили
для ФСФР предложения по изменению этого
положения.
- Может ли здесь быть
прописан вопрос обязательности членства
профучастников в СРО?
- Нет, такой вопрос может
решаться только на уровне закона.
- Когда можно ждать
на выходе результаты работы?
- Вопрос скорее к ФСФР.
Мы уже дали свои предложения, и служба теперь
их рассматривает. Мы также обсуждаем предложения
с другими саморегулируемыми организациями.
- Работа над еще какими
важными документами идет сейчас? - Идет разработка новой
редакции положения о порядке ведения реестра
владельцев ценных бумаг - 27-го постановления.
Мы создали совместную рабочую группу с
ПАРТАД, чтобы подготовить версию положения,
как ее видят саморегулируемые организации.
Документ будет представлен Федеральной
службе по финансовым рынкам.
- Что дадут эти изменения?
- Положение о порядке
ведения реестра было написано давно, к
нему накопилось очень много вопросов. Глубина
понимания вопросов учета ценных бумаг,
операций с ними гораздо больше, чем то,
как это отражено в данном постановлении
сегодня, и мы хотим решить ряд вопросов.
Есть, например, вопросы, связанные с IPO -
есть реальные проблемы, связанные с учетом,
с тем, как скоро переводятся бумаги конечным
приобретателям в результате IPO. И это в
том числе вопрос к 27-му постановлению.
- Глава ФСФР Олег
Вьюгин еще говорил о необходимости улучшения
работы бэк-офисов…
- Мне кажется, это не
столько вопрос бэк-офисов, сколько проблемы
работы регистраторов.
- Если я правильно
понял мысль, которая высказывалась Олегом
Вьюгиным, речь еще шла о том, чтобы в рамках
IPO бумаги "оседали" на счетах расчетных
депозитариев, и сразу же начинались торги,
даже без внесения в реестр конечных владельцев…
- Учет в депозитариях
является решением этого вопроса, но еще
одним его решением является просто оптимизация
деятельности регистраторов. То есть можно,
предоставив и ту, и другую возможность
инвесторам, дать им решить, согласны ли
они с учетом в регистраторе или депозитарии,
если эти два вида учета являются альтернативами
с точки зрения удобства. В настоящее время
удобным является учет в депозитариях, поэтому
скорейшим решением, не предполагающим
длительного процесса нормотворчества,
является работа по переводу этих операций
в депозитарии. Это, собственно говоря, и
есть то скорейшее решение, которое предлагает
Олег Вьюгин. Но это не отменяет необходимости
улучшения работы регистраторов.
- Есть ли какие-то
предварительные оценки по времени, когда
будет закончена эта работа?
- Я думаю, что мы будем
работать все лето, где-то к концу лета подготовим
текст, который предложим ФСФР. Я надеюсь,
что специалисты ФСФР будут принимать участие
в этой работе и она будет эффективной.
Многие операции регистраторов
сейчас не описаны или описаны в самых общих
чертах. Я пока не буду говорить о деталях,
потому что мы должны еще выработать общий
с ПАРТАД подход.
- НАУФОР планировала
в ближайшее время возобновить аттестацию.
Каковы сроки? Это будет уже после того,
как вступят в силу изменения в закон об
отмене избыточных и дублирующих функций
ФСФР?
- Я думаю, да. Мы так и
планировали, что в середине года начнем
процесс аттестации. Теперь это будет связано
с получением статуса аккредитованной организации.
То есть еще какое-то время уйдет на получение
аккредитации ФСФР в связи с принятием этого
закона. Опять же, это связано с требованиями
к аккредитованным организациям, которые
разрабатываются ФСФР, со сроками принятия
соответствующих нормативных актов ФСФР,
с регистрацией их в Минюсте и сроками приведения
НАУФОР, как и других претендентов, в соответствие
с требованиями к аккредитованным организациям,
и, наконец, со сроком рассмотрения нашего
заявления на аккредитацию. Мы будем стараться
сделать это как можно быстрее и, как только
это станет возможным, начнем аттестацию.
- Вы полгода назад
говорили, что планируется сделать так,
чтобы участники рынка были заинтересованы
в членстве в НАУФОР с точки зрения бизнеса.
Каким образом это делается?
- Стандарты деятельности,
которые мы начинаем разрабатывать, предполагают
также большой объем рекомендаций по различным
вопросам деятельности. Члены НАУФОР смогут
воспользоваться наработками НАУФОР в организации
своего бизнеса. Затем, я думаю, мы будем
предпринимать дальнейшие меры, связанные
с этим направлением, - мы намерены выстроить
систему надзора, которая будет подтверждать
финансовую состоятельность членов НАУФОР.
Это имеет отношение и к стандартам деятельности
- если они будут содержать в себе меры пруденциального
характера, их соблюдение будет доказательством
того, что члены НАУФОР являются надежными
контрагентами. В конечном итоге это может
приниматься во внимание при определении
лимитов, выставляемых контрагентами при
работе на фондовом рынке.
- Как я понял, НАУФОР
в какой-то степени занимается консалтингом…
- Да, это называется
профессиональным аудитом, НАУФОР дает
свои рекомендации по поводу организации
бизнеса. В том числе это происходит во время
проверок, которые осуществляет НАУФОР.
Если мы находим какие-то недостатки, то
можем подсказать варианты их устранения.
- Какова сейчас динамика
количества членов НАУФОР? Как я понимаю,
4 организации на последнем совете вышли
из состава ассоциации?
- У нас количество членов
держится примерно на одном уровне - около
400. Потому что есть как поток в НАУФОР, так
и из НАУФОР, и сейчас поток в ассоциацию
больше, чем из нее. Мы надеемся, что недавнее
уменьшение вступительных взносов поможет
некоторым региональным компаниям вступить
в ряды членов НАУФОР.
- Некоторое время
назад было мнение, что есть определенная
тенденция к консолидации среди профучастников,
укрупнению бизнеса. Есть ли такая тенденция
и ощущается ли она в НАУФОР?
- Это действительно
так, и периодически это становится причиной
того, что компания выходит из НАУФОР. Например,
нас покинул МФЦ, который приобрела "Антанта
Капитал", которая является членом НАУФОР.
- В свое время, когда
происходила смена председателя правления
НАУФОР, поднимался вопрос об изменении
в устав и передаче функций по избранию
председателя правления организации совету
ассоциации, а не совету директоров. Сейчас
этот вопрос благополучно снялся, как я
понимаю?
- Действительно, всегда
существует альтернатива, избирать ли председателя
правления на совете НАУФОР или на совете
директоров, но в настоящее время нам кажется
целесообразным сохранить действующую
в течение многих лет практику выбора руководителя
НАУФОР советом директоров. Совет директоров
НАУФОР является достаточно многочисленным
и представительным органом, чтобы члены
ассоциации могли положиться на его решения
при формировании исполнительных органов.
- Вы говорите, что
ведете активную работу с профучастниками,
в том числе вели активные консультации
при разработке положения, регулирующего
новые правила IPO с одновременным ведением
книги заявок на российском рынке и на зарубежном.
В то же время, многие крупные участники
говорят, что механизм двойного IPO совсем
неясен…
- Имеется в виду, что
практического опыта применения новых правил
еще нет. Но это не значит, что правила являются
плохими. Я считаю, что правила достаточно
удачные. Последний опыт, пусть не параллельного
размещения, а внутри России, показал, что
они работают. В частности, работают правила
о зачислении ценных бумаг на счет андеррайтера
с последующим его распределением конечным
приобретателям. Проблемы лежат за пределами
вопросов, связанных непосредственно с
IPO, - это бэк-офис и перевод бумаг через регистраторов.
Подтвердилась работоспособность тех правил,
над которыми мы трудились, но одновременно
выявились и новые вопросы, лежащие за пределами
этих правил.
Что касается параллельного
IPO - да, практического опыта нет, еще предстоит
выяснить, проверить на опыте. Выясним недостатки
- будем их устранять, никакой драмы здесь
нет, это нормальная логика развития нормативного
регулирования.
- Простой вопрос
- как определяется единая цена на Россию
и за рубеж при IPO? В цену будут вкладываться
издержки на выпуск депозитарных расписок
и почему тогда российские инвесторы должны
за это платить? Если же будут учитываться
издержки на выпуск программы депозитарных
расписок, то цена автоматически не будет
одинаковой…
- Что касается издержек,
то здесь, я думаю, нет никакой проблемы,
потому что издержки, связанные с эмиссией,
должны на всех ложиться равным образом,
либо уж они должны специально выделяться.
Правило одно - условия размещения едины
для всех приобретателей. То есть цена должна
быть одинаковой, но вопросы издержек могут
решаться разным способом, не мешая правилу
о единой цене.
Даже внутри страны приобретение
в разных местах, по разным технологиям
может быть связано с разным уровнем издержек.
В этом смысле параллельное размещение
мало чем отличается от обычного размещения.
Инвестор знает одну цену, и здесь, и там
за счет этой суммы выплачивается вознаграждение
андеррайтеру, в цену закладываются издержки,
связанные с эмиссией в целом, с учетом того,
что часть может выпускаться в виде депозитарных
расписок, а часть - внутри России.
- Другой вопрос -
если выявятся проблемы при подготовке
к двойному IPO, то это опять серия различных
действий - переписывание документа, регистрация
в Минюсте, ожидание вступления в силу и
т.д. А ведь речь будет идти таком эмитенте,
как "Роснефть"…
- Правила, которые разработаны,
являются основой для структурирования
сделки. И уже сейчас "Роснефть" может
прорабатывать условия IPO по новым правилам,
разработанным ФСФР.
- Вы недавно говорили,
что планируете предложить ЦБ изменения
в процедуру IPO кредитных организаций. Недавно
ЦБ опубликовал приказ, касающийся, в частности,
определенных изменений в правила размещения
ценных бумаг кредитными организациями.
Насколько это коррелирует с тем, что хотел
предложить НАУФОР?
- НАУФОР
включился в обсуждение процедуры размещений
ценных бумаг кредитными организациями,
и думаю, некоторые наши предложения будут
учтены. Мне кажется, что предложенных Центральным
банком изменений недостаточно, чтобы существенно
изменить ситуацию с IPO кредитных организаций.
Наша функция состоит в том, чтобы предложить
свой опыт и знания, чтобы процесс действительно
активизировался. То, что делает Центральный
банк, это важно, но больше относится к оптимизации
его надзорных функций. Это, безусловно,
должно делаться и в связи с эмиссией кредитных
организаций тоже. Что-то из того, что предлагает
делать Центральный банк, сокращает сроки
эмиссии, но я не уверен в том, что это сокращение
будет таким, что радикально повлияет на
повышение привлекательности IPO для кредитных
организаций как способа финансирования.