Шувалов поддержал создание мегарегулятора путем присоединения ФСФР к ЦБ до конца 2013 года - статья с комментариями НАУФОР - Интерфакс, 25 сентября 2012 года

25.09.2012

Москва. 25 сентября. ИНТЕРФАКС-АФИ - Первый вице-премьер Игорь Шувалов направил президенту РФ Владимиру Путину доклад "О совершенствовании системы регулирования и надзора на финансовых рынках".

По большей части доклад И.Шувалова, с которым ознакомилось агентство "Интерфакс-АФИ", совпадает с проектом доклада правительства президенту, который предлагал главам заинтересованных ведомств министр финансов Антон Силуанов (предусматривает передачу полномочий ФСФР Банку России).

"Мировой финансовый кризис 2008-2009 годов выявил серьезные недостатки системы регулирования и надзора на финансовых рынках во всем мире. Результатом явились масштабные реформы финансового регулирования. Ключевым направлением реформ в США, Европейском союзе и других странах стали усиление контроля за системными рисками на финансовом рынке, охват регулированием и надзором новых продуктов и услуг, а также внедрение механизмов предотвращения, раненого реагирования и разрешения кризисных ситуаций", - так начинается доклад И.Шувалова.

Российский опыт преодоления финансового кризиса 2008 года, написал он, также выявил важность оперативного принятия решения по стабилизации финансовой системы, предоставлению дополнительной ликвидности финансовым рынкам, что возможно более эффективно реализовать в рамках единого органа, осуществляющего консолидированный надзор.

"В России целесообразно продолжить реформу системы регулирования и надзора на финансовых рынках. Предлагается передать Банку России полномочия ФСФР по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков", - говорится в письме.

В документе отмечается, что регулирование и надзор в системе ЦБ РФ осуществляют структурные подразделения центрального аппарата и территориальные учреждения. Кроме того, отдельными полномочиями обладает действующий на постоянной основе комитет банковского надзора. По предложению И.Шувалова, такую систему организации предлагается сохранить, создав новые и (или) реорганизовав существующие подразделения и органы ЦБ.

Назначения сотрудников ФСФР на должности в ЦБ предлагается осуществить путем перевода, также предлагается обеспечить передачу имущества службы в Банк России и провести ликвидацию ФСФР.

"Взаимодействие правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти с Банком России по нормативному правовому регулированию будет осуществляться в рамках действующего законодательства, по аналогии с регулированием в банковском надзоре, при соблюдении принципа независимости деятельности Банка России", - написал И.Шувалов президенту.

По его мнению, следует провести все необходимые организационные процедуры до конца 2013 года.

В случае поддержки президента И.Шувалов полагает целесообразным поручить правительству подготовить и внести не позднее 1 марта 2013 года в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающие передачу ЦБ полномочий ФСФР по нормативно-правовому регулированию (без наделения правом представлять и в правительство проекты федеральный законов и проекты нормативных актов президента и правительства), контролю и надзору в сфере финансовых рынков.

НЕУЧТЕННЫЕ ПОЖЕЛАНИЯ

В докладе И.Шувалова не учтены предложения главы ФСФР Дмитрия Панкина, который считал оптимальным преобразование службы в отдельную, обособленную организацию в системе ЦБ. По мнению Д.Панкина, руководитель такой организации должен по должности являться первым заместителем председателя ЦБ.

Кроме того, в докладе не учтены пожелания Центробанка о сроках присоединения ФСФР. ЦБ предлагал все организационные процедуры завершить уже в первом квартале 2013 года, то есть принять все необходимые изменения в федеральные законы в осеннюю сессию.

Двухстраничный доклад также не отвечает на вопросы - все ли полномочия ФСФР планируется перевести в ЦБ, и что делать с конфликтом интересов Банка России. Например, ЦБ на сегодняшний день является основными акционером "Московской биржи ММВБ-РТС", и с передачей полномочий федеральной службы ЦБ будет регистрировать проспекты эмиссий акций российских эмитентов и выдавать им разрешение на размещение бумаг за рубежом.

Участники рынка ранее называли полномочия ФСФР, передача которых ЦБ нецелесообразна. Помимо функции ФСФР по регистрации эмиссий ценных бумаг всех российских эмитентов, за исключением банков, служба регулирует деятельность негосударственных пенсионных фондов и компаний, управляющий пенсионными средствами. Кроме того, поднадзорными службе компаниями являются микрофинансовые организации и потребительские кредитные кооперативы.

СЛОВО ЗА МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

Как сообщил агентству "Интерфакс-АФИ" источник на финансовом рынке, на сегодняшний день четкой позиции нет у Минэкономразвития. "Думаю, Минэкономразвития еще должно сказать свое слово. С учетом регулирования корпоративного управления, что есть сейчас в министерстве, ему захочется иметь функции ФСФР по регистрации эмиссий, по офертам (акционерам АО - ИФ)", - сказал он, отметив, что в этом случае ЦБ придется отстаивать свои полномочия по регистрации эмиссий ценных бумаг банков.

Тему потенциального конфликта интересов ЦБ публично поднял именно глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.

По его словам, когда создавался мегарегулятор на базе ФСФР - "это было единственное исключение из административной реформы". "Был создан орган, который соединил в себе и нормативно-творческие, и контрольно-надзорные функции. В этом был определенный смысл", - добавил он.

"Сейчас я настороженно отношусь к передаче этих функций ЦБ", - заявил глава Минэкономразвития 21 сентября.

ПРОЕКТ МФЦ ЗАКРОЮТ?

Глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев в интервью телеканалу "Россия 24" во вторник сообщил, что считает обсуждаемый в настоящее время вариант создания мегарегулятора "наиболее эффективным способом закрыть один из амбициозных проектов в России - создания международного финансового центра".

"Вывести эту задачу из-под юрисдикции правительства и скрыть ее, передав ответственность ЦБ РФ, который, как я уже сказал, с высокой степенью вероятности может свести на нет подобные усилия", - сказал он.

Источник на финансовом рынке ранее сообщил агентству "Интерфакс-АФИ", что ликвидация ФСФР путем присоединения к ЦБ РФ станет окончанием проекта по созданию в России международного финансового центра. "По моей информации, принято решение постепенно отходить от этого проекта", - сказал он.

По мнению А.Тимофеева, ЦБ РФ мог бы сконцентрировать в себе осуществление пруденциального надзора, подобно тому, как это собираются сделать в Великобритании. При этом ФСФР смогла бы сохранить за собой функции надзора за деятельностью компаний и защиты интересов инвесторов. "Да, ее слабым местом является пруденциальный надзор. Если бы мы действительно взялись решать проблемы, которые стоят перед нашим рынком, являются реальными проблемами нашей регулятивной системы, то, возможно, реформа регулирования могла бы ограничиться только этим", - считает он.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Идея создания в России мегарегулятора обсуждается в России уже почти 10 лет. В 2004 году было принято решение реорганизовать Федеральную комиссию по ценным бумагам (ФКЦБ) в ФСФР. Главой ее был назначен Олег Вьюгин, который ранее занимал пост первого заместителя председателя ЦБ РФ. Однако в дальнейшем создание мегарегулятора на основе ФСФР властями поддержано не было. Сменивший О.Вьюгина на посту главы ФСФР Владимир Миловидов заявил, что "ФСФР уже является мегарегулятором".

В конце 2010 года Минфин предложил ликвидировать ФСФР и все ее полномочия передать Росстрахнадзору, который находился в подчинении министерства. Но впоследствии власти приняли обратное решение - Росстрахнадзор был присоединен к ФСФР, а главой службы стал Д.Панкин, бывший до этого заместителем министра финансов.

Полина Смородская