16.07.2014
О дифференциации требований к капиталу профучастников
Начну с темы собственных средств. Вы помните, что на фоне кризиса 2008 года было принято решение об увеличении требований к собственным средствам. Многократное повышение капитала в 2010 году было ошибкой, потому что первоначальный капитал не выполняет задачи управления рисками, а является входным билетом на фондовый рынок. Он оценивается с точки зрения минимальных расходов компании, необходимых для начала операционной деятельности. За рубежом он очень низкий: 5-10 тыс. долларов достаточно для того, чтобы начать бизнес.
К настоящему времени мы потеряли 30% индустрии брокеров и дилеров, и , я считают. Что это произошло из-за ужесточения требований, с учетом еще и правил расчета. Жертвами этого решения в первую очередь стали региональные, небольшие компании. Я должен отдать должное ФСФР России, которая отказалась от дальнейшего повышения капитала в 2011 году.
Сейчас мы работаем уже с Центральным банком. Сначала мы добились, чтобы это стало одним из KPI для ЦБ, впоследствии обсуждая эту тему с новой командой, мы пришли к взаимопониманию на тот счет, что требования должны быть дифференцированы в зависимости от круга операций.
Требования, которые утвердил совет директоров ЦБ на прошлой неделе, предполагают снижение требований для субброкеров, действующих через клинрингового члена, не использующих средств клиентов с 35 млн.рублей до 3 млн. рублей, для прайм-брокеров, которые сохранят возможность использовать средства клиентов и сами совершают сделки в интересах клиентов, останутся теми же, но для тех их них, кто является членами СРО, снизятся до 15 млн. рублей.
Требования для депозитариев снижаются до 15 млн. рублей, требования к управляющим, которые также подчинялись требованиям капитала в 35 млн. рублей, к тем из них, которые являются членами СРО, снизятся до 5 млн. рублей.
По существу мы являемся свидетелями многократного снижения требований к капиталу. Это правильный шаг.
Это решение не отменяет введения пруденциальных требований, и ЦБ над этим работает. Но входной билет на фондовый рынок снижен, он стал боле адекватным и с точки зрения мирового опыта, и с точки зрения тех задач, которые фондовый рынок решает. У нас большая страна, и нет вопроса о том, нужен ли нам рынок мелких компаний. Люди в небольших населенных пунктах лишены возможности доступа к финансовому рынку, так как открытие филиалов больших компаний там нерентабельна.
Мы видим развитие финансовой индустрии в восстановлении, а затем - и в увеличении количества мелких, региональных компаний, выполняющих преимущественно роль субброкера и управляющего, но видим и возможной увеличение количества прайм-брокеров.
На наш взгляд, это решение - революционное, потому что в рамках одной лицензии могут быть разные требования к компаниям, в зависимости от круга осуществляемых операций.
Документ принят советом директоров и отправлен в Минюст. Планируется, что они вступят в силу с 1 сентября этого года. С 1 сентября смогут снизить капитал субброкеры, дилеры и депозитарии. Для прайм-брокеров и управляющих нужно, чтобы СРО завершили процедуру принятия стандартов.
О разработке стандартов СРО
В новом документе (о снижении требований к капиталу - прим.) делается шаг в сторону развития саморегулируемых организаций: возможность к снижению требований к капиталу для некоторых групп участников связывается с их членством в саморегулируемых орагнизациях (для прайм-брокеров, индивидуальных управляющих), причем не просто с членством в СРО, а в тех, которые утвердили определенный набор стандартов. Это не было нашим предложением, но ЦБ РФ принял такое решение, я думаю, на фоне нашей дискуссии о законопроекте о саморегулируемых организациях. Он хочет уже сейчас увидеть - готовы ли мы к этому и что это означает - стандарты деятельности СРО.
В начале этого года мы начали разработку стандартов, которые упоминались в проекте нормативного акта о собственных средствах. К сегодняшнему моменту мы подготовили рабочую версию семи стандартов. Для брокеров - это стандарты наилучшего исполнения поручений, предупреждения конфликта интересов, управления рисками, стандарт раскрытия информации о рисках на фондовом рынке, стандарт предложения услуг предложения услуг в соответствии с инвестиционным профилем клиентами, помимо этих - для управляющих -стандарт классификации способов управления и общий стандарт по управлению рисками.
У НАУФОР было довольно большой задел на этот счет, в свое время мы разрабатывали похожие стандарты, когда дискуссия об усилении роли СРО только начиналась - мы это делали совместными усилиями с FINRA (американская СРО, которая выполняет функции аналогичные тем, которые будут выполнять СРО в России с принятием закона о СРО).
Их особенность заключается в том, что они более абстрактны, чем правила, которые мы привыкли видеть, когда их делает государственный регулятор. Они содержат большое количество оценочных категорий. Мы привыкли добиваться максимальной юридической определенности требований в нормативных актах, а СРО вполне могут доверить правоприменение. Это дает возможность сформулировать правила на основе принципов, а не на основе правил, которое обозначает четкие детали, конкретику. Регулирование на основе принципов - абстрактно, оно дает направление, не исключает альтернативы и стимулирует финансовый инжиниринг.
Та юридическая парадигма, которая действует на основе правил, по существу означает, что то, что напрямую не разрешено, то запрещено.Эта парадигма совершенно неприемлема для финансового рынка, где большую роль играет финансовый инжиниринг, финансовое творчество при создании финансовых продуктов и предложение новых стратегий. Делать регулирование для новых продуктов заранее - невозможно, а значит, это ограничивает финансовый инжиниринг, ожидать, когда тот или иной продукт будет одобрен в нормативном акте, а еще лучше - в законе.
Нам нужно от этого переходить к регулированию на основе принципов, и здесь связка между государственным регулятором, осуществляющим регулирование на основе правил, и СРО, осуществляющих регулирования на основе принципов., является дееспособной регулятивной моделью для России.
Сейчас начались рабочие консультации с ЦБ РФ. Нам очень интересно, что нам скажет ЦБ по поводу того, что он увидит в наших стандартах. Там много абстрактных понятий, например, «нельзя вводить в заблуждение», что трудно прописать в нормативном акте, используя жесткий нормативный язык. А абстрактные правила зависят от эффективности правоприменения.
Наши стандарты готовы, мы полагаем, что справимся с их утверждением в течение трех месяцев, а значит, вскоре после вступления в силу нормативного акта ЦБ - ну, может, на месяц-полтора позже, уже сможем направить наши стандарты в ЦБ. Ия полагаю, что где-то через месяц после этого они вступят в силу. Стало быть, скорее всего, в начале зимы прайм-брокеры и управляющие смогут воспользоваться снижением капитала за счет членства в СРО.
О статусе стандартов и законе об СРО
До принятия закона о СРО большинство стандартов наших будут рекомендованными, но с принятием закона - обязательными. Мы будем требовать их исполнения, наказывать, исключать из состава СРО, что после принятия закона будет означать запрет на деятельность на финансовом рынке. Законопроект о СРО ограничивает возможность перехода нарушителя из одной СРО в другую. Нас не очень много. Мы, я думаю, сумеем договориться, чтобы наши члены не избегали регулирования таким образом.
Вопрос о том, что будет, если крупные участники рынка создадут «клуб-СРО» с «удобными» стандартами
Если мы говорим о нормативном акте о собственных средствах, который вводит понятие стандартов СРО, то там речь некоторые дополнительные требования и к СРО. Там говорится, что СРО, члены которых могут рассчитывать на снижение капитала, должны существовать не менее 5 лет или объединять не менее 30% индустрии. Этот подход, похож на тот который заложен в проекте закона о СРО, там также предусматривается 30%-й барьер - по количеству лицензий.
Законопроект предусматривает, что мы свои стандарты должны согласовывать с ЦБ РФ. С принятием закона о СРО, я думаю, в значительной степени изменится надзорный процесс. Он будет заключаться, что ЦБ будет видеть результаты проверок СРО, и сможет оценить их качество, а также, не злоупотребляет ли СРО интересами одних членов в пользу других.
На мой взгляд, размер СРО является самым сильным фактором, который этот риск ограничивает. Мы стараемся сформулировать нашу позицию таким образом, чтобы она отвечала интересам всей индустрии. Мы боремся за интересы небольших компаний, а они всегда в меньшей степени могут влиять на нас.
СРО заинтересованы в том, чтобы избавляться от недобросовестных членов. Сейчас мы разработали стандарты, которые упомянуты в нормативном акте ЦБ по снижению собственных средств. Но у нас есть видение и всего набора стандартов - их больше это и коммуникация с клиентом, и реклама, и другие вопросы, которые мы на следующем этапе намерены исполнить, в том числе, используя наш задел с FINRA.
Вопрос про иностранные ценные бумаг в связи с принятием поправок в РЦБ:
- Принят закон о доступе иностранных ценных бумаг, и соответствующий стандарт может стать единственным из стандартов, который может оказаться обязательным еще до принятия закона о СРО. В соответствии с поправками в закон о рынке ценных бумаг предлагать иностранные ценные бумаги неквалифицированным инвесторам могут только брокеры, являющиеся членами СРО, утвердившими обязательный стандарт раскрытия информации о рисках, связанных с инвестициями в иностранные ценные бумаги. Сейчас этот стандарт является частью того пакета стандартов, который мы подготовили. Но возможно, мы этот стандарт будем принимать отдельно, и он станет обязательным ранее.
О планах допуска евробондов говорила Московская биржа, планы допуска иностранных ценных бумаг уесть у Санкт-Петербургской биржи, и они смогут это сделать, но брокеры предлагать эти бумаги розничным клиентам без такого стандарта не смогут.
Мы довольно быстро можем принять этот стандарт.
Об эффекте возврата индустрии и роли ИИС
Хочу обратить внимание на то. Что следующий год вступления в силу поправок, позволяющих открывать индивидуальыне инвестиционные счета и бизнес на нарынке ценных уьбмаг может приобрести нвоый смысл. Это может стать сильным стиумулом для начала бизнеса небольших компнаий. ИИС не связываются с масштабом компаний и предполагают, что они смогут открывать и небольшие компании.
Но как и эффекта от ИИС мы ожидаем через 3-5 лет. ИИС собираются открывать все. Мы обсуждаем с ЦУБРФ некоторые ограничения на операции с использованием ИИС. Наиболее вероятным ограничением, которое может быть введено, является помещение средств с ИИС на депозиты. Это последнее, чего бы нам хотелось, потому что, разрабатывая концепцию, мы видели в ИИС альтернативу депозитам . В мире существует ограничение, которое мы, возможно, тоже введем на долю активов на этих счетах, которую можно помещать на депозиты - 30-50%. Это моя ремарка, я знаю ,что такое ограничение есть в мире.
Задача этих счетов - стимулировать инвестиции на фондовом рынке. Запрещать вовсе этого нельзя, потому что есть немало случаев, когда нужно уходить «в деньги». Но такая возможность должна быть ограничена.
Другие ограничения мы обсуждаем, но здесь нельзя переусердствовать. В целом эти счета должны быть обычными счетами брокера и управляющего. Мы должны позволить людям рисковать с использованием этих счетов также как они рискуют с обычных брокерских счетов.